ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Различаются они артикуляционно и акустически.

При изучении звуков младшими школьниками наибольшее значение имеют артикуляционные различия гласных и согласных, т.е. различия в работе органов речи.

Как мы уже говорили, есть два источника звуков речи: колебание голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха из легких (в результате чего образуется тон, музыкальный звук)  и  шум, возникающий в результате преодоления воздушной струей различных препятствий, которые выстраиваются органами речи в ротовой полости. Для гласных характерна слабая струя воздуха, а для преодоления преграды при произнесении согласных необходима более сильная воздушная  струя. При образовании гласных мускульное напряжение почти в равной мере распространяется по всей ротовой полости, а при образовании согласных мускульное напряжение сосредоточено в том месте, где возникает преграда.

Таким образом, все гласные – чисто тоновые звуки, а все согласные характеризуются обязательным наличием шума; тон

в образовании согласных может принимать или не принимать участие.

Из этого основного отличия гласных от согласных вытекает еще одно: при произнесении гласных рот в большей или меньшей степени приоткрывается для свободного прохождения воздушной струи; при произнесении согласных, наоборот, прикрывается для обеспечения трения воздушной струи о преграду.

Это позволяет называть гласные ртораскрывателями, а согласные – ртосмыкателями (В.А Богородицкий). На этой особенности звуков основан прием, который может помочь детям в случае, если они затрудняются определить, гласный или согласный звук они произносят.

Дело в том, что прикладывание ладони к гортани или к ушам позволяет лишь определить наличие или отсутствие тона. Если тон отсутствует, то

 произносится, конечно, согласный, но если присутствует, то это не решает вопроса: артикулируемый звук может быть и гласным, и согласным (сонорным или звонким), тем более, что сонорные согласные очень музыкальны и их тоже можно петь, как и гласные. Поэтому целесообразно на начальном этапе изучения фонетики не только полагаться на интуицию, фонетический слух ребенка, но и предложить следующий способ различения гласных/ согласных: в позиции «молча, с закрытым ртом», положить под подбородок ладонь тыльной стороной вверх, а затем произнести звук достаточно громко. Если подбородок опустится, то произнесен гласный, если останется неподвижен или только чуть пошевелится, то произнесен согласный.

М.В. Панов привел еще одно отличие гласных от согласных, которое используется в школьной практике: гласные можно кричать, а одними согласными кричать невозможно.