Упражнения

Слог и слогораздел

1. Проведите слогоделение, охарактеризуйте слоговую структуру слов.

Сестра, утро, балкон, космонавт, архитектура, обойма, проникнуть, июльский, отчитаться, эскадра, лестничный, байдарка, семья, менуэт.

2. Покажите варианты слогоделения слов:

Пестр, жандарм, театр, жизнь, регистр, алгоритм, болезнь, организм, психиатр, фильм.

     Ударение

1. Расставьте ударение в словах.

Агробиостанция, антимонопольный, бледно-голубой, бензозаправка, водонепроницаемый, гидрогеологический, древовидный, естественнонаучный, жизнелюбие, заводоуправление, каменноугольный, лавиноопасный, малопригодный, мелкозернистый, невропатолог.

2. Выпишите в два столбика слова и словоформы.

  • С подвижным ударением;

  • С неподвижным ударением.

Страна, руками, телефон, перемешивать, изба, никто, коробка, спасательный, водить, слепой, дружу, журналист, жёлтый, снегирь, книга, словарь, города, плотность, за рекой, тополя, преобладающий, решено, образовательный.

     Фонетическая транскрипция

1. Затранскрибируйте словосочетание:

Чашка воды, живой цветок, наш город, лесной медведь, холодный снег, темная туча, съешь яблоко, из под горы, печь блины, отдай книжку, шептать о любви, дождись отца, песня соловья, дружить втроем, семья офицера, чувствуешь весну, завтрак по-шведски, с бору по сосенки, проиграть матч, разговориться о свежих новостях, отцепить колючку, у двух девушек большое озеро, каменная осыпь, взгляд печален, бегущий на встречу ребенок.

2. Затранскрибируйте пары слов и определите, чем различаются звуковые составы этих пар:

Стог-сток, кость - гость, люк - луг, ту ж - стужа, валю - волью, семи - семьи, почини - подчини.