9.2. К разделу «Формирование морфологической системы русского языка»

 

1.        Как изменилась система склонения существительных с праславянского до современного периода жизни языка?

 

2.        Определите падеж у выделенных существительных (местоимений):

1)          Чего тебе надобно, старче?

2)          Врачу, исцелися сам!

3)          Царю небесный, помилуй нас!

4)          Ты, друже, ничего не бойся.

5)          Иду на вы.

6)          Вышел в люди.

7)          Избран в депутаты.

8)          Ушел в партизаны.

9)          Так мне с гостьми не мудрено ужиться.

10)     Детьми гордится всяка мать.

11)     Питомец резвой Карабаха прядет ушьми.

12)     О вы, которые здесь прелестьми гордитесь…

   Какие  формы устарели? Какие формы  возможны в современном языке? 

 

3.        Объясните особенности образования падежных форм выделенных существительных:

1) Либо в стремя ногой, либо в пень головой.

2) В леса-чудеса мы поедем с тобой, там бродит у озера лось голубой.

3) Ласковое теля двух маток сосет;

4) Дай бог нашему теляти да волка поймати;

5) Бешеному дитяти ножа не давати;

6) Знамена реют вдалеке.

7) Для матери и кривое дитя красиво.

8) Не внемлют! Видят и не знают!

  Покрыты мздою очеса.

 Злодейства землю потрясают,

 Неправда зыблет небеса!

   (Г.Р.Державин)

 

4.        Пользуясь таблицей в Приложении 1, просклоняйте словосочетания серъ вълкъ, права роука, соухъ порохъ,  строгъ кънѧзь, благо дѣло, соуха  ель, добра сваха, милъ дроугъ, мало ребѧ  сначала   по-древнерусски,

а потом  по современной парадигме склонения.  Что  изменилось?  

 

5.        Найдите среди современных имен существительных существительные с древней основой на согласный. В чем их особенность?

Душа, олень, дом, сын, свекровь, тесть, плечо, город, зима, волк, кошка, гость, ягненок, ремень, медведь, ночь, слово, дело, семя, дочь, отец, путь, дитя, колесо, свеча, плод, межа, камень, церковь, овца, конь, озеро, тело, вол, знамя.

 

6.        Прочитайте в учебнике «Русский язык», 4 класс  (авт. – Р.Н.Бунеев,

Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, с. 20) забавное стихотворение М. Яснова. Часть1

Жил-Был Жук. Жук Был Мал. Он Грыз Бук, Пил, Ел, Спал. Бук Был Тверд, Жук Был Горд: Он Грыз Год, Он Грыз Ход.

Часть 2

Жил-Был Дрозд. Дрозд Был Мал. Дрозд Был Прост: Пил, Ел, Спал. Скок Да Скок, Тук Да Тук…Вдруг Глядь Вбок: Луг, Там Бук.

Часть 3

Жук Был Горд, Жук Стёр Пот: Он, Как Торт, Съел Свой Ход. И, Пыль Сдув, Лег Спать…Вдруг В ход Влез Клюв… Жил-Был Жук.

Объясните, как появилась  форма глагола  жил-был (жук).

В чем особенности глаголов прошедшего времени в этом стихотворении? Попробуйте восстановить древнерусские формы прошедшего времени глаголов стёр, грыз, лёг, влез. Как можно объяснить происхождение форм скок да скок, тук да тук?

 

7.        Прочитайте историческую справку из учебника «Русский язык», 4 класс  (авт. – Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, с. 137  ) о форме инфинитива:

В древнерусском языке неопределённая форма всех глаголов оканчивалась
на -ти: ПИСАТИ, ХОДИТИ, ЗЪВАТИ. Потом конечное безударное [и] исчезло,
и осталась лишь мягкость конечного согласного [т']: ПИСАТЬ, ХОДИТЬ, 3ВАТЬ. В то же время конечное [и] сохранилось под ударением: НЕСТИ, ВЕЗТИ, ПЛЕСТИ. Учёные-языковеды не пришли к единому мнению, что же такое –ть
и -ти в неопределённой форме - суффикс или окончание. Поэтому в разных учебниках встречаются разные обозначения. Неопределённая форма некоторых глаголов в древнерусском языке оканчивалась на -ЧИ: ПЕЧИ, БЕРЕЧИ. После исчезновения конечного безударного [и] образовались современные формы ПЕЧЬ, БЕРЕЧЬ. Таких глаголов в русском языке совсем немного: беречь, влечь, печь, жечь, запрячь, лечь, мочь, сечь, стеречь, стричь, течь, толочь. (По В.Иванову, 3.Потихе)

Чем бы вы могли дополнить эту справку? Объясните детям древнерусское написание глагола зъвати.

 

8.        Пользуясь таблицей в Приложении 2, определите, в какой  форме употреблены  выделенные глаголы в известных выражениях:

1)          Погибоша аки обри;

2)          Не можаху;

3)          Одним махом семерых побивахом;

4)          Ой ты, гой еси, добрый молодец;

5)          Иду в сапогах, несу косу на плечах, хочу лису сечи – слезай, лиса,

 с печи;  

6)          Несть пророка в своем отечестве.

7)          Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник;

8)          Свой своя не познаша.