9.1. К разделу «Формирование фонетической системы гласных и согласных звуков русского языка»
1. Объясните, почему мы пишем кланяться, но поклон, заря, но зорька, тварь, но творчество?
2.
Чередования каких гласных встречаются в русском языке? Как
появились эти чередования? Приведите примеры родственных слов
3. Определите, какие звуки образовались на месте индоевропейских: *v ŏ z -ŏ- s *l ῐ n -ŏ- s *ă s t r -ŏ- s *ō g –ŏ d- ā *t r om b - ā *an t – ŭ k - ā *m ai n - ā *g l ei n - ā *m en s -ŏ- s *g ŏ l om b -ῐ- s
4. Прочитайте по-древнерусски , определите, какие изменения произошли в этих словах: тьсть, львъ, тьмьнъ, тьмъно, тъпътъ, тъпътати, лъбъ, лъбъмъ, мънѣ, ръпътъ, ръпътати, дългъ.
5. Вспомните, что такое закон открытого слога. Как должны писаться по-древнерусски эти слова? Правда, кусок, дно, вражеский, дружный, родство, палец, лавка, отец, можно.
6. Прочитайте историческую справку из учебника «Русский язык», 4 класс (авт. – Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, с. 9-10). Прочитай текст. Что нового ты узнал о звуках русского языка, о буквах Ь и Ъ? Учёный-языковед Василий Алексеевич Богородицкий подсчитал гласные и согласные звуки в словах русского языка. Оказалось, что в среднем на три согласных приходится два гласных. Конечно, не все русские слова такие. Есть среди них и совсем иные - вроде вспять или вздрогнул, где подряд идёт три или четыре согласных. Но абсолютное большинство из них "уравновешены". Ко-ро-ва. П е-ше-ход. Се-го-дня. Е-лu-за-ве-та. Чe-ло-век. Это "равновесие" гласных и согласных звуков совсем неслучайно. Около тысячи лет назад, в эпоху Киевской Руси, все слоги русского языка оканчивались на гласный звук. Например, в слове овца было три слога и писалось оно так: овьца. Буква ь (ерь) в древнерусском языке обозначала краткий гласный звук, похожий на [и]. Поэтому слово мышь тогда звучало как мыши, пять - как пяти. А буква ъ (ер) тоже не всегда была "беззвучным" твёрдым знаком. В древнерусские времена она обозначала звук, средний между [у] и [ы]. А слова писались так: баранъ, сънъ (сон), пълкъ (полк). Кстати, в родственном болгарском языке сохранились этот звук и буква. Название страны так и пишется: България. (По А.Леонтьеву) Попробуй прочитать по-древнерусски слова с буквой ъ из последнего абзаца. Получилось? Чем бы вы могли дополнить эту справку? Зачем четвероклассникам знать значение древнерусских букв Ъ и Ь?
7. Попробуйте вывести русские и старославянские формы из индоевропейских праформ. Образец: * v o l̥ g a - рус. волога, с.- с. влага. g ŏ l̥ d -ŏ- s, *m ŏ r̥ z -ŏ -s, *s ĕ r̥ d -a, *z ŏ r̥ k -ŏ- s,
*g
ŏ
l̥
s -ŏ
- s, *s m
ŏ
r̥
d -ŏ-
s, *b ĕ
r̥
g -ŏ-
s, *p
ŏ
l̥
m –e n- s,
8. Объясните, какие процессы прошли в корнях родственных слов, почему они пишутся и произносятся по-разному? 1) Жать, жмут, зажимать; жать, жница, жнёт; начну, начинаю, начало; снять, сниму, съёмка; поднять, поднимут, подъём. 2) Ковал, куёт, подкова; клюёт, клевать, клёв; пировать, пируют. 3) Ворота, врата, вертеть, веретено; мрак, морока, мрачный, морочить, меркнуть; вращать, ворочать, разворот, отвернуть, обернуться.
9. Объясните фонетические особенности следующих выражений:
почить в бозе, боже правый, всё в руце божьей, темна вода
10.
Прочитайте историческую справку из учебника «Русский язык»,
Прочитай текст. Как история языка объясняет, почему буквосочетания жи-ши пишутся с буквой и? Шипящие и [ц] в древнерусском языке (в ХI - XIV веках) были только мягкими. Это подтверждает орфография древних рукописей: мужь, жити (жить), оуши (уши), отьць (отец). В истории русского языка [ж], [ш] и [ц] отвердели, а [ч'] сохранил мягкость. Наше современное написание отражает былую мягкость шипящих и [ц]: жизнь, ширь, ложь, цифра и т.д. Это написание называется традиционным или историческим. (По В.Иванову, З.А. Потихе) Чем бы вы могли дополнить эту справку? Для чего четвероклассникам нужно знать историю шипящих?
11. Приведите по 4-5 примеров на чередование Г/Ж, К/Ч, Х/Ш. Как вы объясните детям подобные чередования?
12. Найдите в текстах слова с чередованием согласных. Объясните эти чередования. 1) Если только жив я буду, Чудный остров навещу, У Гвидона погощу. 2) Хоть томится, хоть трепещет Каждый лист твой над струей… Но струя бежит и плещет, И, на солнце нежась, блещет, И смеется над тобой… 3) Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. 4) Там чудеса, там леший бродит… 5)Там, на неведомых дорожках, следы невиданных зверей, Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей… 6) В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит…
13. Возможны ли были в древнерусском языке сочетания ги, ки, хи? Как звучали, по вашему мнению, слова гибель, кидати, хитрый?
14. Объясните, какие изменения произошли в морфемах родственных слов: пехота, пешком, опешить; порох, порошок, запорошить; гореть, гарь, жар, жарить; чудесный, кудесник; чесать, коса, косить; конец, исконный, начало; тыкать, ткнуть, точка; рука, вручить, обруч; кадить, чадить; как, качество, какой; мех, мешок; пух, опушка; морозить, мороженое, мёрзнуть.
15. Определите, какие звуки образовались на месте индоевропейских: *k ĕ t ū r - ē *ă v - ῐ k - ā *v ai n - ῐ k -ῐ- s *k ē s -ŏ- s *k im s t - ῐ - s *k ai l - ῐ - s *g ĕ l t - ῐ j - s *v ĕ k ĕ r – ŏ - s *k ă s - ā * k ĕ s – ā – t ī
16. Объясните школьникам, почему морфемы в формах одного и того же глагола произносятся и пишутся по-разному: веду – вести, гребу – грести, мету – мести; воевать – воюю, рифмовать – рифмую, ночевать – ночую; носить – ношу, водить – вожу, лететь – лечу, мазать – мажу, махать – машу.
17. Образуйте личные формы от глаголов купить, любить, дремать, трепать. Выделите корень во всех формах и объясните возникновение подобных алломорфов в современном языке.
18. Объясните, как образовались современные слова из древнерусских?
Истъба – изба; дъщанъ – чан; подъщьва – подошва; подшьва – почва; дъхорь – хорь; бъчела – пчела; сьдесь – здесь; къдѣ – где; дъвашьды – дважды; съдоровъ – здоров.
|