9.1. К разделу «Формирование фонетической системы гласных и согласных звуков русского языка»

 

1.     Объясните, почему мы пишем кланяться, но поклон, заря, но зорька, тварь, но творчество?

 

2.     Чередования каких гласных встречаются в русском языке? Как появились эти чередования? Приведите примеры родственных слов
(или морфем) с чередованием гласных.

 

3.     Определите, какие звуки образовались на месте индоевропейских:

*v ŏ z -ŏ- s

*l n -ŏ- s

*ă s t r -ŏ- s

*ō g –ŏ d- ā

*t r om b - ā

*an t – ŭ k - ā

*m ai n - ā

*g l ei n - ā

*m en s -ŏ- s

*g ŏ l om b -- s

 

4.     Прочитайте по-древнерусски , определите, какие изменения произошли в этих словах:

тьсть, львъ, тьмьнъ, тьмъно, тъпътъ, тъпътати, лъбъ, лъбъмъ, мънѣ, ръпътъ, ръпътати, дългъ.

 

5.     Вспомните, что такое закон открытого слога.  Как должны писаться    по-древнерусски  эти слова?

Правда, кусок, дно, вражеский, дружный, родство, палец, лавка, отец, можно.

 

6.       Прочитайте историческую справку из учебника «Русский язык», 4 класс  (авт. – Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, с. 9-10).

Прочитай текст. Что нового ты узнал о звуках русского языка, о буквах Ь и Ъ?

Учёный-языковед Василий Алексеевич Богородицкий под­считал гласные и согласные звуки в словах русского языка. Ока­залось, что в среднем на три согласных приходится два гласных. Конечно, не все русские слова такие. Есть среди них и совсем иные - вроде вспять  или вздрогнул, где подряд идёт три или четыре согласных. Но абсолютное большинство из них "урав­новешены". Ко-ро-ва. П е-ше-ход. Се-го-дня. Е-лu-за-ве-та. Чe-ло-век.

Это "равновесие" гласных и согласных звуков совсем неслу­чайно. Около тысячи лет назад, в эпоху Киевской Руси, все сло­ги русского языка оканчивались на гласный звук. Например, в слове овца было три слога и писалось оно так: овьца. Буква ь (ерь) в древнерусском языке обозначала краткий гласный звук, похожий на [и]. Поэтому слово мышь тогда звучало как мыши, пять - как пяти.

А буква ъ (ер) тоже не всегда была "беззвучным" твёрдым знаком. В древнерусские времена она обозначала звук, средний между [у] и [ы]. А слова писались так: баранъ, сънъ (сон), пълкъ (полк). Кстати, в родственном болгарском языке сохранились этот звук и буква. Название страны так и пишется: България.

                                                                  (По А.Леонтьеву)

Попробуй прочитать по-древнерусски слова с буквой ъ из последнего абзаца. Получилось?

Чем бы вы могли дополнить эту справку? Зачем четвероклассникам знать значение древнерусских букв Ъ и Ь?

 

7.        Попробуйте вывести русские и старославянские формы из индоевропейских праформ.

Образец:  * v o l̥ g a  -  рус. волога, с.- с. влага.

g ŏ l̥ d -ŏ- s,    *m ŏ r̥ z -ŏ -s,    *s ĕ r̥ d -a,    *z ŏ r̥ k -ŏ- s,

 *g ŏ l̥ s -ŏ - s,      *s m ŏ r̥ d -ŏ- s,   *b ĕ r̥ g -ŏ- s,    *p ŏ l̥ m –e n- s,
 *d
ŏ l̥ n -- s.

 

8.        Объясните, какие процессы прошли в корнях родственных слов, почему они пишутся и произносятся по-разному?

1)          Жать, жмут, зажимать; жать, жница, жнёт; начну, начинаю, начало; снять, сниму, съёмка; поднять, поднимут, подъём.

2)          Ковал, куёт, подкова; клюёт, клевать, клёв; пировать, пируют.

3)          Ворота, врата, вертеть, веретено; мрак, морока, мрачный, морочить, меркнуть; вращать, ворочать, разворот, отвернуть, обернуться.

 

9.        Объясните фонетические особенности следующих выражений:

почить в бозе, боже правый, всё в руце божьей, темна вода
во облацех,  толците и отверзется.

 

10.   Прочитайте историческую справку из учебника «Русский язык»,
4 класс  (авт. – Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, с. 18).

     Прочитай текст. Как история языка объясняет, почему буквосочетания жи-ши пишутся с буквой и?

Шипящие и [ц] в древнерусском языке (в ХI - XIV веках) были только мягкими. Это подтверждает орфография древних рукописей: мужь, жити (жить), оуши (уши), отьць (отец).

В истории русского языка [ж], [ш] и [ц] отвердели, а [ч'] сохранил мягкость.

Наше современное написание отражает былую мягкость шипящих и [ц]: жизнь, ширь, ложь, цифра и т.д. Это написание называется традиционным или историческим. (По В.Иванову, З.А. Потихе)

Чем бы вы могли дополнить эту справку? Для чего четвероклассникам нужно  знать историю шипящих?

 

11.   Приведите по 4-5 примеров на чередование Г/Ж, К/Ч, Х/Ш. Как вы объясните детям подобные чередования?

 

12.   Найдите в текстах слова  с чередованием согласных. Объясните эти чередования.

1)          Если только жив я буду,

Чудный остров навещу,

У Гвидона погощу.

2)          Хоть томится, хоть трепещет

  Каждый лист твой над струей…

Но струя бежит и плещет,

И, на солнце нежась, блещет,

И смеется над тобой…

3)  Он бежит себе в волнах

    На раздутых парусах.

4) Там чудеса, там леший бродит…

       5)Там, на неведомых дорожках, следы невиданных зверей,

Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей…

6) В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит…

 

 

13.   Возможны ли были в древнерусском языке сочетания ги, ки, хи? Как звучали, по вашему мнению, слова гибель, кидати, хитрый?

 

14.   Объясните, какие изменения произошли в морфемах родственных слов:

пехота, пешком, опешить; порох, порошок, запорошить; гореть, гарь, жар, жарить; чудесный, кудесник; чесать, коса, косить; конец, исконный, начало; тыкать, ткнуть, точка; рука, вручить, обруч; кадить, чадить; как, качество, какой; мех, мешок; пух, опушка; морозить, мороженое, мёрзнуть.  

 

15.   Определите, какие звуки образовались на месте индоевропейских:

*k ĕ t ū r - ē

*ă v - k - ā

*v ai n - k -- s

*k ē s -ŏ- s

*k im s t - - s

*k ai l - - s

*g ĕ l t - j - s

*v ĕ k ĕ r – ŏ - s

*k ă s - ā

* k ĕ s – ā – t ī

 

16.   Объясните школьникам, почему морфемы в формах одного и того же глагола произносятся и пишутся по-разному: веду – вести, гребу – грести, мету – мести; воевать – воюю, рифмовать – рифмую, ночевать – ночую; носить – ношу, водить – вожу, лететь – лечу, мазать – мажу, махать – машу.

 

17.   Образуйте личные формы от глаголов купить, любить, дремать, трепать. Выделите корень во всех формах и объясните возникновение подобных алломорфов в современном языке.

 

18.   Объясните, как образовались современные слова из древнерусских?

 

Истъба – изба; дъщанъ – чан; подъщьва – подошва; подшьва – почва; дъхорь – хорь; бъчела – пчела; сьдесь – здесь; къдѣ – где; дъвашьды – дважды; съдоровъ – здоров.