9.5. Упражнения обобщающего характера

1.        На стр. 56 учебника для 4 класса «Русский язык»  (авт. – Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина) приводятся цитаты из сказок Пушкина:

1)          Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

«Ой вы, гости-господа,

 Долго ль ездили? куда?..»

2)          Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море!»

 К каким словам вы могли бы дать исторический комментарий?

2.        Прочитайте отрывок из «Поучения Владимира Мономаха». Всё ли вы поняли? Какова основная мысль «Поучения»? Можно ли некоторые отрывки «Поучения» читать младшим школьникам на древнерусском языке?

Старыя чти яко отца, а молодыя яко братью. В дому своемь не лѣнитеся, но все видите; не зрите на тивуна, ни на отрока, да не посмѣются приходящии к вам ни дому вашему, ни обѣду вашему. На войну вышедъ, не лѣнитеся, не зрите на воеводы; ни питью, ни ѣденью не лагодите, ни спанью; и сто­рожѣ сами наряживайте, и ночь, отовсюду нарядивше около вои тоже лязите, а рано встанѣте; а оружья не снимайте с себе вборзѣ, не розглядавше лѣнощами, внезапу бо человѣкъ погы­баеть. Лжѣ блюдися и пьяньства и блуда, в томъ бо душа погыбаеть и тѣло. Куда же ходяще путемъ по своимъ землямъ, не дайте пакости дѣяти отрокомъ, ни своимъ, ни чюжимъ, ·ни в селѣх, ни в житѣх, да не кляти вас начнуть. Куда же поидете, иде же станете, напойте, накормите унеина; и боле же чтите гость, откуду же к вам придеть, или простъ, или добръ, или солъ, аще не можете даромъ,- брашном и питьемь: ти бо мимоходячи прославять человѣка по всѣм землямъ, любо добрым, любо злымъ. Болнаго присѣтите; надъ мертвеця идѣте, яко вси мертвени есмы. И человѣка не минѣте, не привѣчавше, добро слово ему дадите. Жену свою любите, но не дайте имъ надъ собою власти ...

Аще забываете сего, а часто прочитайте: ·и мне будеть бе­сорома, и вамъ будеть добро. Его же умѣючи, того не забывайте доброго, а его же не умѣючи, а тому ся учите, яко же бо отець мой, дома сѣдя, изумѣяше 5 языкъ, в томъ бо честь есть от инѣхъ земль. Лѣность бо всему мати: еже умѣеть, то забудеть, а его же не умѣеть, а тому ся не учить. Добрѣ же творяще, не мозите ся лѣнити ни на что же доброе.

3.        Выполните упр. 129  на стр. 73 из учебника «Русския язык»для 4 класса (авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).

В каких ныне не членимых основах когда-то были приставки и суффиксы?

Проверьте по этимологическому словарю.

 

4.        Прочитайте упр. 62  из учебника «Русский язык», 4 класс  (авт. – Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, стр. 41).

 

 Прочитай текст. В чём особенность предложений l-го и 2-го абзацев? Найди однородные члены и союзы, которые их соединяют. Обозначь однородные члены, выдели союзы. Расставь в тексте знаки препинания.

• Какие чувства выразил автор текста? Как ты думаешь, почему для выражения этих чувств он использовал именно предложения с однородными членами? Прочитай текст вслух выразительно, соблюдая интонацию перечисления.

Русь. Россия. Русины. Россы. Россияне. Русские.

В этих звуках ты чувствуешь рассвет вольный ветер степей шум тайги ...
В этих сладостных звуках есть что-то от истока жизни.

Родная земля ... Она и кормилица и поилица и нянька и воспитательница и открытая книга природы.

( По В.Фёдорову)

Спиши текст, обозначь орфограммы.

Выполните это упражнение. Выделите корни в родственных словах. Что вы могли бы рассказать учащимся о происхождении слов Русь, Россия, русский ?

 

5.        Прочитайте упр. 113  из учебника «Русский язык», 4 класс  (авт. – Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, стр. 71).

 

 Как появились в русском языке слова жилище, квартира, берлога? Каково современное значение слова кровля? Приведите примеры современных слов, изменивших значение. Что означают пометы   уст. и  уст. и высок.?  Найдите в текстах других упражнений слова, к которым подошли бы эти пометы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

Вопросы к экзамену

1.                       Периодизация истории русского языка.

2.                       Формирование фонетической системы гласных русского языка.

3.                       Причины чередования гласных в морфемах русского языка

4.                        Формирование фонетической системы согласных русского языка.

5.                       Закон открытого слога и закон сингармонизма.

6.                       Фонетические изменения в области гласных (общая характеристика).

7.                       Утрата носовых гласных и ее последствия.

8.                       Образование слов с полногласными сочетаниями –оро-, -оло-, -ере-, -еле-.

9.                       Падение редуцированных и его последствия.

10.                   Фонетические изменения в области согласных (общая характеристика).

11.                   Палатализация заднеязычных согласных и ее последствия.

12.                   Палатализация отдельных согласных и групп согласных.

13.                   Формирование категорий одушевленности-неодушевленности и рода у имен существительных.

14.                    Формирования склонения имен существительных.

15.                    Формирование категории числа имен существительных.

16.                    Формирование кратких и полных имен прилагательных.

17.                    Формирование класса местоимений.

18.                    Древнерусская система временных форм глагола и ее разрушение.

19.                    Формирование категории вида глагола.

20.                    История инфинитива и супина.

21.                    Происхождение русской лексики.

22.                    Старославянизмы в составе русского языка, их отличительные особенности.

23.                    Европейские заимствования в составе русской лексики, их отличительные особенности.

24.                    Этимологический анализ как форма работы на уроках русского языка в начальной школе.

25.                     Кириллица и глаголица. Возникновение кириллицы, ее состав.

26.                    Развитие кириллической графики. Изменения русского алфавита.

27.                   Становление орфографической нормы. Реформы русской орфографии.