4. Синтаксические отношения в словосочетании

Между компонентами словосочетания возникает смысловая связь, определяемая характером отношения зависимого слова к главному. Эти смысловые отношения — синтаксическое значение словосочетания.

Выделяют следующие виды синтаксических отношений:

1) Атрибутивные, или определительные, отношения устанавливаются в словосочетаниях в том случае, если зависимый компонент указывает на признак, качество предмета и отвечает в большинстве случаев на вопросы какой? чей? Например:новый дом, мой кот, тушь для ресниц, учитель химии. Возможность задать вопрос — дополнительный способ определения синтаксических отношений, основной же способ состоит в анализе роли зависимого компонента. Так в словосочетании учитель химии зависимый компонент «химии» является атрибутом (признаком) главного слова, но отнюдь не объектом приложения или обстоятельством совершения действия. Поэтому хотя формально мы можем задать к зависимому компоненту падежный вопрос (учитель (чего?) химии), синтаксическим значением этого словосочетания будут отношения атрибутивные.

В словосочетаниях с атрибутивными отношениями зависимое слово, как правило, имя прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоименное прилагательное ( напр., сиреневый туман, прочитанная книга, вторая страница, мои друзья). Нередко зависимым компонентом является имя существительное (напр.,ветка березы, пальто мамы, рубашка из ситца, рукав платья). Реже в атрибутивные отношения вступают наречия (напр.,разговор по-английски, удар наотмашь, прогулка верхом) и инфинитивы (напр.,желание увидеть, необходимость помочь, возможность учиться). Главное слово в таких словосочетаниях — имя существительное, крайне редко — субстантивированная часть речи (напр.,некто неизвестный, новый знакомый).

2) Объектные отношения возникают в таких словосочетаниях, где зависимый компонент обозначает предмет приложения действия или признака, названного главным словом, и отвечает на вопросы косвенных падежей. Напр.:читать книгу, готовый к экзамену, склонный к полноте. Зависимый компонент может обозначать также орудие действия. Напр.:есть ложкой, шить иглой, вязать коклюшками.

Главное слово в таких словосочетаниях обычно бывает выражено глаголами и глагольными формами, прилагательными, словами категории состояния. Напр.:клеить обои, читая книгу, привычный к шуму, рад встрече, можно всем.

Реже это наречие (напр.:наперерез машине) или существительные со значением процессуальности (напр.:лечение больного, чтение книги, развитие болезни, выпуск продукции, проверка готовности). Такие существительные, как правило, можно заменить глаголами с постфиксом -ся: больной лечится, книга читается, продукция выпускается, готовность проверяется и т.п.

Зависимый компонент в словосочетаниях с объектными отношениями — имя существительное или субстантивированная часть речи. Напр.:встретить ее, навестить больного, мешать танцующим, приспособленный для двоих.

Реже значение объекта несет инфинитив. Напр.:попросил (о чем?) повторить, рекомендую (что?) прочитать.

Подвидом объектных отношений являются отношения субъектные: зависимое слово обозначает производителя действия или носителя состояния, обозначенного главным словом. Напр.:приезд гостей, приятно друзьям, строится плотниками, читаемая мною. В большинстве случаев такие словосочетания можно трансформировать в предикативные единицы: гости приехали, плотники строят, я читаю.

3) Обстоятельственные отношения возникают в таких словосочетаниях, где главное слово обозначает процесс, состояние, действие или признак, а зависимый компонент — разного рода обстоятельства протекания этого действия, то есть время, место, причину, цель, условие, количество, меру, степень, образ действия, или меру проявления признака, состояния. Зависимый компонент отвечает на разные обстоятельственные вопросы: зачем? где? когда? сколько? и под.

Напр.:сидеть дома, появиться вовремя, очень устать, приехать издалека, приготовить для опытов, слишком тихо, очень высокий.

Главное слово в таких словосочетаниях обычно глагол или глагольная форма, прилагательное, слово категории состояния (напр.:чересчур большой, приехавший вечером, чрезвычайно интересно); зависимый компонент — наречие, существительное, реже — инфинитив (напр.:говорил тихо, приехал в деревню, пошел пообедать).

4) Аппозитивные отношения некоторые ученые считают разновидностью атрибутивных: это отношения между существительным и существительным, стоящими в одном и том же падеже. Напр.: река Волга, физик-ядерщик, газета «Известия», студент Иванов, судьба-злодейка, дуб-богатырь. Как видим, здесь нет морфологического выражения зависимости, как в словосочетаниях с атрибутивными отношениями, главное слово определяется семантически, а не формально. В косвенных падежах между компонентами может быть несоответствие (напр.:на реке Томь, у озера Байкал), но в начальной форме падеж компонентов всегда совпадает.

5) Комплетивные отношения выделяют в таких словосочетаниях, где главное слово является информативно недостаточным и требует пояснения зависимым компонентом. Главное слово обычно местоимение, числительное, информативно недостаточный глагол. Напр.: несколько человек, много раз, два друга, становиться грустным, начал писать, нечто странное. Комплетивные отношения редко существуют изолированно, в чистом виде. Чаще всего они сосуществуют с какими-либо другими отношениями.

Напр.:     подплыть к берегу                        —                отношения комплетивные и

                находиться в доме                        —                обстоятельственные

                увлекаться живописью                —                отношения комплетивные

                                                                                            и объектные.

В какой-то степени комплетивные отношения присутствуют почти в каждой связи, однако рекомендуем выделять их только в словосочетаниях, где главное слово самостоятельно не обозначает явление, действие, состояние (то есть информативно недостаточно).

Совмещение разных значений словосочетаний встречается нередко. Напр.:поездка (какая?) за город — основное значение — атрибутивное (сравн.:загородная поездка), добавочное — обстоятельственное (за город — указывает на место); посмотрел на дерево — основное значение объектное (дерево — объект, на который переходит действие), добавочное — обстоятельственное (на дерево — направление действия). Это касается, обычно, оттенков обстоятельственного значения.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1.Определите вид синтаксических отношений.

Пример:поехал (куда?) домой — отношения обстоятельственные, так как зависимый компонент обозначает место, направление движения;

рыжий (какой?) кот — отношения атрибутивные, так как зависимый компонент указывает на признак, выделяющий предмет из ряда однородных;

готовый (к чему?) к экзамену — отношения объектные, так как зависимое слово обозначает объект, на который переходит признак, обозначенный главным словом;

груда (какая?) листьев — отношения атрибутивные, так как зависимый компонент обозначает признак, выделяющий данный предмет из ряда однородных (а отнюдь не объект, на который переходит действие, признак или состояние! Ср.:груда снега, груда песка и т.д. — зависимые компоненты в этих словосочетаниях везде обозначают атрибут, признак предмета);

ручка (какая? чья?) двери — отношения атрибутивные, так как зависимый компонент обозначает признак (можно заменить прилагательным дверная), главное же слово обозначает предмет, принадлежащий другому предмету.

а) хорошо учился, разговор по-немецки, река Томь, три мушкетера, корзина с грибами, сдавать экзамены, некто в плаще, приеду утром, некоторые сомнения, жужжание пчел, кот Васька, удобрения для цветов, ваза с фруктами, печатать на машинке, набор текста, несколько учеников, умение рассказывать, дом напротив, возвращение друга, написав письмо, спасибо учителю, очень высокий, попросил приехать, не пошли из-за дождя, нечто странное;

б) густой ельник, вырос в деревне, автомобиль для грузоперевозок, нам тепло, приметы осени, стоял неподвижно, рыба для кота, купил для мамы, спинка стула, недолго думая, цветение вишни, плоды рябины, город-герой, хранил молчание, пойдем пообедать, оценка знаний;

 

2. Составьте словосочетания по схеме:

сущ. + инф. - атриб.

сущ. + сущ. - объектн.

сущ. + сущ. - аппоз.

сущ. + сущ. - атрибут.

прил. + нареч. - обст.

глаг. + инф. - обст.

числ. + сущ. - компл.