3. Классификации словосочетаний Классификации словосочетаний осуществляются по разным основаниям. 1) По количеству компонентов выделяют словосочетания простые и сложные. Простые словосочетания (или элементарные) — это минимальная конструкция из одного главного и одного зависимого компонента, напр., вышивать гладью, разговор о жизни, сидеть на диване. Сложными являются словосочетания, состоящие из трех и более компонентов, напр., читать вслух статью об экономическом положении. Сложные словосочетания бывают трех типов: а) словосочетания с последовательным подчинением: Очень быстро бежать Бежать ↓ Быстро ↓ очень б) словосочетания с параллельным подчинением (соподчинением): Знаменитое произведение поэта знаменитое ↓ произведение ↓ поэта в) комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: Провести вечер с хорошими друзьями провести ↓ вечер ↓ с друзьями ↓ хорошими Такое словосочетание мы можем разложить на элементарные: провести вечер, провести с друзьями, хорошие друзья. Однако не все сложные словосочетания можно разложить на простые, в ряде случаев это сделать невозможно, напр., человек высокого роста, лошадь караковой масти, две пары чулок, купил три астры и под. Такие словосочетания называются неразложимыми. 2) По морфологической принадлежности главного слова выделяют следующие виды словосочетаний: 1. Именные: а) субстантивные. Главное слово в таких словосочетаниях — имя существительное: письменный стол, дом у дороги, мой друг. б) адъективные. Главное слово — имя прилагательное: всем известный, верный слову, способный к математике. в) нумеративные. Главное слово — имя числительное: три студента, двое друзей, трижды пять.
2. Прономинативные (местоименные). Главное слово — местоимение: каждый из нас, любой в группе, кто-то из друзей. 3. Глагольные. Главное слово — глагол или глагольные формы (причастия, деепричастия): пить чай, говорить о погоде, читая книгу, возвращаясь домой, прочитанная мною, сверкающий на солнце. 4. Адвербиальные (наречные). Главное слово — наречие или слова категории состояния: очень быстро, далеко от меня, светло на улице, очень весело, приятно всем.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1. Определите, простое или сложное словосочетание. В сложном словосочетании определите вид подчинения. Пример: идти (куда?) в школу — простое, состоит из двух компонентов; купил (что?) хорошую книгу — сложное, состоит из трех компонентов; вид связи — последовательное подчинение; бежал (как?) во весь дух — простое, состоит из двух компонентов; 2-й компонент представлен фразеологизмом. Лаборатория химиков, всегда держал нос по ветру, читал художественные журналы, томительное течение времени, в течение отчетного периода, очень хорошо сдать экзамены, постоянно бил баклуши, практическое задание по русскому языку, вернется с минуты на минуту, отчет студента Петрова, в силу известных обстоятельств, советовал читать современную литературу, военно-промышленный комплекс, прочитанная только мною. 2. Определить вид словосочетания по морфологической принадлежности главного слова. Пример: ТЫСЯЧА (чего?) ПРИЧИН — нумеративное, так как главное слово — имя числительное; ЧЕРЕСЧУР (как? в какой мере?) КОРОТКИЙ — адъективное, так как главное слово — имя прилагательное; СИЯЮЩИЙ (где?) НА СОЛНЦЕ — глагольное, так как главное слово — причастие. а) чтение вслух, темный от загара, интересно всем, посадив дерево, третий с краю, крайне громко, нечто увлекательное, советовал прочесть, упрямый донельзя, ловивший рыбу, выглядел белой вороной, кто-то из студентов, семеро козлят, никогда не встречал, никто из присутствующих; б) по-детски наивный, читая громко, интересная книга, нельзя никому, некто неизвестный, несмотря на негативные обстоятельства, написанный вовремя, миллион алых роз, вернувшийся поздно вечером, каждый вечер, любой из студентов.
|