3. Классификации словосочетаний

Классификации словосочетаний осуществляются по разным основаниям.

1) По количеству компонентов выделяют словосочетания простые и сложные.

Простые словосочетания (или элементарные) — это минимальная конструкция из одного главного и одного зависимого компонента, напр., вышивать гладью, разговор о жизни, сидеть на диване.

Сложными являются словосочетания, состоящие из трех и более компонентов, напр., читать вслух статью об экономическом положении.

Сложные словосочетания бывают трех типов:

а) словосочетания с последовательным подчинением:

Очень быстро бежать

Бежать

Быстро

очень

б) словосочетания с параллельным подчинением (соподчинением):

Знаменитое произведение поэта

знаменитое

произведение

поэта

в) комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением:

Провести вечер с хорошими друзьями

провести

вечер

с друзьями

хорошими

Такое словосочетание мы можем разложить на элементарные: провести вечер, провести с друзьями, хорошие друзья. Однако не все сложные словосочетания можно разложить на простые, в ряде случаев это сделать невозможно, напр., человек высокого роста, лошадь караковой масти, две пары чулок, купил три астры и под. Такие словосочетания называются неразложимыми.

2) По морфологической принадлежности главного слова выделяют следующие виды словосочетаний:

1. Именные:

а) субстантивные. Главное слово в таких словосочетаниях — имя существительное: письменный стол, дом у дороги, мой друг.

б) адъективные. Главное слово — имя прилагательное: всем известный, верный слову, способный к математике.

в) нумеративные. Главное слово — имя числительное: три студента, двое друзей, трижды пять.

 

2. Прономинативные (местоименные). Главное слово — местоимение: каждый из нас, любой в группе, кто-то из друзей.

3. Глагольные. Главное слово — глагол или глагольные формы (причастия, деепричастия): пить чай, говорить о погоде, читая книгу, возвращаясь домой, прочитанная мною, сверкающий на солнце.

4. Адвербиальные (наречные). Главное слово — наречие или слова категории состояния: очень быстро, далеко от меня, светло на улице, очень весело, приятно всем.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1. Определите, простое или сложное словосочетание. В сложном словосочетании определите вид подчинения.

Пример:идти (куда?) в школу — простое, состоит из двух компонентов;

купил (что?) хорошую книгу — сложное, состоит из трех компонентов; вид связи — последовательное подчинение;

бежал (как?) во весь дух — простое, состоит из двух компонентов; 2-й компонент представлен фразеологизмом.

Лаборатория химиков, всегда держал нос по ветру, читал художественные журналы, томительное течение времени, в течение отчетного периода, очень хорошо сдать экзамены, постоянно бил баклуши, практическое задание по русскому языку, вернется с минуты на минуту, отчет студента Петрова, в силу известных обстоятельств, советовал читать современную литературу, военно-промышленный комплекс, прочитанная только мною.

2. Определить вид словосочетания по морфологической принадлежности главного слова.

Пример:ТЫСЯЧА (чего?) ПРИЧИН — нумеративное, так как главное слово — имя числительное;

ЧЕРЕСЧУР (как? в какой мере?) КОРОТКИЙ — адъективное, так как главное слово — имя прилагательное;

СИЯЮЩИЙ (где?) НА СОЛНЦЕ — глагольное, так как главное слово — причастие.

а) чтение вслух, темный от загара, интересно всем, посадив дерево, третий с краю, крайне громко, нечто увлекательное, советовал прочесть, упрямый донельзя, ловивший рыбу, выглядел белой вороной, кто-то из студентов, семеро козлят, никогда не встречал, никто из присутствующих;

б) по-детски наивный, читая громко, интересная книга, нельзя никому, некто неизвестный, несмотря на негативные обстоятельства, написанный вовремя, миллион алых роз, вернувшийся поздно вечером, каждый вечер, любой из студентов.