1.3.5.
ИЗУЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Цель:
определение устойчивости внимания в условиях работы, требующей его
распределения и переключения (корректурная проба)
Оборудование: Корректурные таблицы, секундомер или часы с
секундной стрелкой.
Ход работы. Испытуемому зачитывается следующая инструкция:
«Вам выдан лист со строчками различных букв. Ваша задача
просматривать буквы построчно слева направо, как будто читаете, и
зачеркивать те из них, которые я назову. Делать это нужно, как
можно быстрее, но при этом быть внимательным, не допускать ошибок.
Работать начнете после моей команды «Начали!» Вычеркивать
вертикальной чертой будете буквы А, М, К, 3. Кроме того, испытуемого
предупреждают, что по прошествии каждой минуты будет даваться
команда: «Черта»! Это означает, что испытуемый должен поставить
вертикальную черту в том месте таблицы, где его застал сигнал. Если
есть какие-то вопросы, задавать их необходимо сейчас... (При
объяснении правил работы рекомендуется проиллюстрировать их мелом на
доске и выяснить, все ли понятно).
По команде: «Начали!» Запустить секундомер.
Работа продол¬жается 10 минут. После окончания работы испытуемого
просят проанализировать, насколько трудно ему было выполнять задание
и, в чем состояли трудности, устал ли он, смог (хотел) бы он
продол¬жить эту работу дальше и т.д. Этот субъективный отчет поможет
экспе¬риментатору дать содержательную интерпретацию количественных
показателей.
Обработка
результатов. Обработка результатов производится путем
сравнивания с шаблоном, на котором зафиксировано безоши¬бочно
выполненное задание. Полученные данные заносятся в таблицу:

По этим данным вычисляются
коэффициенты правильности (В) и продуктивности (Е) по каждой минуте
и общий:
C-W
E = S-B
Чем ближе по значению коэффициент
правильности (В) к 1, тем правильнее, точнее выполнено задание.
Чем ближе значение коэффициента
продуктивности (Е) к значению (S), тем выше продуктивность работы
ученика.
Количественные показатели
должны быть подкреплены и раскрыты с помощью качественного анализа
динамики внимания каждого испы¬туемого. Характер изменений (уменьшение
или увеличение колебания) количества просмотренных букв и количество
ошибок по минутам (особенно в 1-2-ю, 5-6-ю, 9-10-ю минуты) указывает
на устойчивость или неустойчивость внимания, а также его
истощаемость.
Сопоставление количества просмотренных букв с количеством ошибок на
разных стадиях работы позволяет сделать вывод о харак¬тере установки
испытуемого (установки на точность или на скорость работы). По
количеству ошибок можно судить о степени концентрации внимания.
Не менее важен качественный анализ ошибок. Распределение ошибок во
времени может служить дополнительным показателем:
- появление их в начале работы свидетельствует о растянутом периоде
врабатываемости, в конце - о снижении уровня сосредоточенности
внимания;
- если ошибки появляются в моменты наивысшей производитель¬ности (в
те минуты, когда ученик просматривает наибольшее коли¬чество букв) и
исчезают в моменты низшей производительности (в те минуты, когда
ученик просматривает меньшее количество знаков), это свидетельствует
о том, что ученик не может одновременно соблюдать две инструкции -
на скорость и на точность, что является косвенным показателем
низкого распределения внимания;
- ошибки, возникающие во время снижения производительности
свидетельствуют о резком снижении уровня внимания;
- ошибки, равномерно распределенные по всей таблице, можно не
учитывать.
По результатам таблицы вычерчивается график устойчивости внимания:





|