1.2. ИЗУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ УЧЕНИКА МЕТОДОМ АНАЛИЗА ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уровень развития внимания оценивается на основе анализа письменных работ ученика.
Необходимо подобрать и проанализировать несколько пись¬менных работ исследуемого ученика по русскому языку, матема¬тике и, если есть такая возможность, иностранному языку Найти в них все ошибки и расклассифицировать их на три группы: «ошибки внимания» (пропуски, подмены, дублирование, перестановки букв в словах, слов в предложении, включение русских букв в слова иностранного языка и наоборот, ошибки в вычислениях, неправильное списывание условий примеров и задач, пропуски знаков и т.д.); «ошибки на правила» (правописание гласных в корне, окончаниях, правописание словарных слов и т.д.); «прочие ошибки» (т.е. ошибки, причину которых точно установить не удается). Определить процен-тное соотношение этих трех групп ошибок у данного ученика, приняв за 100% общее число ошибок.
Проанализировать «ошибки внимания» и по возможности объяс¬нить их источник: низкая устойчивость внимания, слабая его концен¬трация, недостаточное распределение и переключение внимания, отсутствие навыков самоконтроля. Для обеспечения объективности выводов и вскрытия причин, стоящих за различными проявлениями невнимательности ученика, следует провести с ним беседу, в ходе которой постараться установить уровень знаний по данному разделу предмета и интерес к нему, наличие условий для выполнения и т.д.
Сопоставить результаты анализа письменных работ с данными наблюдениями на уроке. Оформить материал в виде выводов. Для составления беседы с учеником можно использовать следующие вопросы и задания.
 

Устойчивость внимания

Об устойчивости внимания ученика судят по ответам на следующие вопросы:
- Внимательно ли он работает в течение всего урока, учебного дня или к концу его устойчивость внимания заметно снижается?
- Может ли он долго обдумывать в деталях какой-то вопрос или же быстро отвлекается?
- Может ли он долго работать, когда включено радио или шумят товарищи?
- Когда преимущественно появляются ошибки в письменных, контрольных работах, в начале их, в конце или распределены равномерно?
- Нравится или раздражает ученика длительная напряженная работа?
Концентрация внимания
Показателем концентрации внимания могут быть ответы на следующие вопросы:
- Может ли ученик полностью углубиться в работу или постоянно отвлекается?
- Часто ли встречаются ошибки «из-за невнимательности» в письменных работах или при выполнении домашних заданий?
- Часто ли встречаются у ученика «глупые» ошибки при работе у доски, особенно если в классе стоит шум?
- Замечает ли ученик свои или чужие ошибки при проверке?
- Может ли качественно выполнять работу с мелкими деталями, не вызывает ли она раздражения?
 

Распределение внимания

Показателями распределения внимания могут быть ответы на следующие вопросы:
Легко или с трудом ученику удается делать несколько дел одновре-
менно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать
на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим
и т.д.?
- Быстро ли ученик замечает беглые замечания учителя?
- Параллельное выполнение нескольких дел раздражает ученика или наоборот, доставляет удовольствие, делает жизнь насыщеннее и интереснее?
- В театре или в кино внимание ученика приковано только к дейс¬твиям героя или же ему удается заметить значительное количество второстепенных для развития сюжета деталей?
- Легко ли воспринимаются и запоминаются учеником дополнительные разъяснения учителей?
 

Переключение внимания

Показателями переключения внимания ученика могут быть ответы на следующие вопросы:
- Насколько быстро ученик переходит от одного занятия к другому?
- Насколько легко ученик начинает новое дело, втягивается в работу или же это дается ему с большим трудом?
- Легко ли ученик замечает появление новых деталей окружа¬ющей обстановки, даже небольшие изменения привычных обстоятельств?
- Может ли он быстро закончить какое-либо занятие или посто¬янно возвращается к нему мысленно, теряется при неожиданном сообщении, что время работы истекло?
Объем внимания
       Показателем объема внимания могут быть ответы на следующие вопросы:
- Сколько предметов может удержать в поле зрения одновре¬менно, а затем воспроизвести их по памяти, после однократного предъявления, например, 10 предметов?
- Сколько раз (много или мало) приходится посмотреть на доску чтобы перенести в тетрадь сложный чертеж или незнакомый рисунок?
- Нравится ли ученику работа, при которой из большого количества предметов необходимо выбрать задание за короткий промежуток времени?
- Часто ли ученик проходит на улице мимо своих знакомых, не замечая их? (при условии хорошего зрения и отсутствия желания не замечать их)?
       Ответы на данные вопросы будут показателями устойчивости, концентрации, распределения, переключения и объема внимания лишь в том случае, если встречаются у ученика достаточно часто. Кроме того, внешние признаки проявления внимания часто бывают обманчивы.
       Например, в классе стоит тишина, и учитель думает, что все его внима-тельно слушают, а ученики дружно подсчитывают, сколько раз он употребит на уроке свое «любимое» слово. Или, наоборот, учитель считает, что ученик занят посторонним делом, а он внимательно слушает, запи¬сывая что-то на листке бумаги или крутя в руке карандаш, и это только помогает ему сосредоточиться. Эти закономерности необходимо так же учитывать при наблюдении за вниманием ученика.
       Использование экспериментальных методов изучения внимания поможет студентам повысить точность оценки интересующих свойств внимания и подтвердить (или опровергнуть) результаты наблюдений и беседы, проведенной с учеником.