1.2. ИЗУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ВНИМАНИЯ УЧЕНИКА МЕТОДОМ АНАЛИЗА ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Уровень развития внимания оценивается на основе
анализа письменных работ ученика.
Необходимо подобрать и проанализировать несколько пись¬менных работ
исследуемого ученика по русскому языку, матема¬тике и, если есть
такая возможность, иностранному языку Найти в них все ошибки и
расклассифицировать их на три группы: «ошибки внимания» (пропуски,
подмены, дублирование, перестановки букв в словах, слов в
предложении, включение русских букв в слова иностранного языка и
наоборот, ошибки в вычислениях, неправильное списывание условий
примеров и задач, пропуски знаков и т.д.); «ошибки на правила» (правописание
гласных в корне, окончаниях, правописание словарных слов и т.д.); «прочие
ошибки» (т.е. ошибки, причину которых точно установить не удается).
Определить процен-тное соотношение этих трех групп ошибок у данного
ученика, приняв за 100% общее число ошибок.
Проанализировать «ошибки внимания» и по возможности объяс¬нить их
источник: низкая устойчивость внимания, слабая его концен¬трация,
недостаточное распределение и переключение внимания, отсутствие
навыков самоконтроля. Для обеспечения объективности выводов и
вскрытия причин, стоящих за различными проявлениями невнимательности
ученика, следует провести с ним беседу, в ходе которой постараться
установить уровень знаний по данному разделу предмета и интерес к
нему, наличие условий для выполнения и т.д.
Сопоставить результаты анализа письменных работ с данными
наблюдениями на уроке. Оформить материал в виде выводов. Для
составления беседы с учеником можно использовать следующие вопросы и
задания.
Устойчивость внимания
Об устойчивости внимания ученика судят по ответам на
следующие вопросы:
- Внимательно ли он работает в течение всего урока, учебного дня или
к концу его устойчивость внимания заметно снижается?
- Может ли он долго обдумывать в деталях какой-то вопрос или же
быстро отвлекается?
- Может ли он долго работать, когда включено радио или шумят
товарищи?
- Когда преимущественно появляются ошибки в письменных, контрольных
работах, в начале их, в конце или распределены равномерно?
- Нравится или раздражает ученика длительная напряженная работа?
Концентрация внимания
Показателем концентрации внимания могут быть ответы на следующие
вопросы:
- Может ли ученик полностью углубиться в работу или постоянно
отвлекается?
- Часто ли встречаются ошибки «из-за невнимательности» в письменных
работах или при выполнении домашних заданий?
- Часто ли встречаются у ученика «глупые» ошибки при работе у доски,
особенно если в классе стоит шум?
- Замечает ли ученик свои или чужие ошибки при проверке?
- Может ли качественно выполнять работу с мелкими деталями, не
вызывает ли она раздражения?
Распределение внимания
Показателями распределения внимания могут быть
ответы на следующие вопросы:
Легко или с трудом ученику удается делать несколько дел одновре-
менно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать
на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим
и т.д.?
- Быстро ли ученик замечает беглые замечания учителя?
- Параллельное выполнение нескольких дел раздражает ученика или
наоборот, доставляет удовольствие, делает жизнь насыщеннее и
интереснее?
- В театре или в кино внимание ученика приковано только к дейс¬твиям
героя или же ему удается заметить значительное количество
второстепенных для развития сюжета деталей?
- Легко ли воспринимаются и запоминаются учеником дополнительные
разъяснения учителей?
Переключение внимания
Показателями переключения внимания ученика могут
быть ответы на следующие вопросы:
- Насколько быстро ученик переходит от одного занятия к другому?
- Насколько легко ученик начинает новое дело, втягивается в работу
или же это дается ему с большим трудом?
- Легко ли ученик замечает появление новых деталей окружа¬ющей
обстановки, даже небольшие изменения привычных обстоятельств?
- Может ли он быстро закончить какое-либо занятие или посто¬янно
возвращается к нему мысленно, теряется при неожиданном сообщении,
что время работы истекло?
Объем внимания
Показателем объема внимания могут быть ответы на следующие вопросы:
- Сколько предметов может удержать в поле зрения одновре¬менно, а
затем воспроизвести их по памяти, после однократного предъявления,
например, 10 предметов?
- Сколько раз (много или мало) приходится посмотреть на доску чтобы
перенести в тетрадь сложный чертеж или незнакомый рисунок?
- Нравится ли ученику работа, при которой из большого количества
предметов необходимо выбрать задание за короткий промежуток времени?
- Часто ли ученик проходит на улице мимо своих знакомых, не замечая
их? (при условии хорошего зрения и отсутствия желания не замечать их)?
Ответы
на данные вопросы будут показателями устойчивости, концентрации,
распределения, переключения и объема внимания лишь в том случае,
если встречаются у ученика достаточно часто. Кроме того, внешние
признаки проявления внимания часто бывают обманчивы.
Например,
в классе стоит тишина, и учитель думает, что все его внима-тельно
слушают, а ученики дружно подсчитывают, сколько раз он употребит на
уроке свое «любимое» слово. Или, наоборот, учитель считает, что
ученик занят посторонним делом, а он внимательно слушает, запи¬сывая
что-то на листке бумаги или крутя в руке карандаш, и это только
помогает ему сосредоточиться. Эти закономерности необходимо так же
учитывать при наблюдении за вниманием ученика.
Использование экспериментальных методов изучения внимания поможет
студентам повысить точность оценки интересующих свойств внимания и
подтвердить (или опровергнуть) результаты наблюдений и беседы,
проведенной с учеником.
|