Тема:
Иван Андреевич Крылов [1769 (или 1768) – 1844].
Крылов родился
чудаком. Но этот человек – загадка, и великая!..
К.
Батюшков
Крылов... искренно был беспечен, ленив и спокоен до равнодушия. Он все
допускал, всему позволял быть, как оно есть, но сам
ни подо что не подделывался и в образе жизни своей был оригинален до
странности. И его странности не были ни маскою, ни расчетом: напротив, они
составляли неотделимую часть его самого, были его натурою
В.Г. Белинский
Творчество И.А. Крылова как наиболее значительное явление в демократическом
течении русской литературы первой четверти века. Писал трагедии и комедии,
оперные либретто. В 1809–43 создал более 200 басен, проникнутых
демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким
языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь
назвал басни Крылова «...книгой мудрости самого народа». Новаторство
Крылова-баснописца (сопоставление с Эзопом, Лафонтеном). Реализм басен
Крылова, характерность образов, сюжетов, поэтической речи. Жанровые
особенности басен.
Изучите литературу по теме «Жизнь и творчество Крылова»:
1. Детство, образование. Рассказы И.А. Крылова о военной службе отца, Андрея
Прохоровича Крылова, армейского офицера, во время пугачевского бунта
руководившего обороной Яицкого городка, которые впоследствии использовались
Пушкиным в качестве одного из источников при написании им «Капитанской
дочки». Домашнее обучение.
2. Переезд в Петербург в 1782 г., служба в Казенной палате с 1783 в
Петербурге, активное занятие самообразованием. Кроме французского языка, он
выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке,
выучил теорию музыки, разбирался в математике. У Львовых и, возможно, у драматурга
Я. Б. Княжнина Крылов познакомился практически со всем, довольно узким кругом
литераторов и знатоков искусств того времени, в числе которых был и Г. Р.
Державин с женой, покровительствовавшей Крылову.
3. Первые опыты. Начал литературное поприще как драматург. Затем занимается
журналистикой. В 1794 Крылов переезжает в Москву. В 1797 Крылов поступил
личным секретарем к генералу, князю С. Ф. Голицыну. После внезапной опалы
генерала Крылов последовал добровольно в ссылку за хозяином и до 1801 был компаньоном
ссыльного семейства, давал уроки русского языка его младшим детям и их
друзьям. С октября 1801 по сентябрь 1803 Крылов — правитель дел канцелярии
Голицына, назначенного генерал-губернатором Лифляндии после воцарения
Александра I. Отход от литературной деятельности по «внешним» причинам совпал
с глубоким внутренним переломом, пережитым Крыловым: отныне он уже не верит в
возможность переделки человека литературой, сохраняя преданность идеям
Просвещения, предпочитает книжным идеалам практический мужицкий опыт. В
ссылке Крыловым был создан цикл стихотворных переложений псалмов, в печати
появились несколько его прозаических «мелочей».
4. Возвращение в литературу. Первая публикация басен Крылова («Дуб и трость»,
«Разборчивая невеста») состоялась в 1805. Это были переводы из Лафонтена. В
1806 Крылов переселяется в Петербург, где участвует в постановке своих пьес.
Он становится завсегдатаем салона А. Н. Оленина, под его началом служит в
1808–1810 гг. в Монетном департаменте, а с 1812 г., когда Оленин стал директором
Публичной библиотеки, Крылов назначается помощником библиотекаря, с 1816 –
библиотекарем с квартирой при библиотеке. Архаист по своим литературным
воззрениям, участник «Беседы любителей русского слова» А. С. Шишкова,
сторонник классицизма и наследник баснописцев 18 в. (А. П. Сумарокова и др.),
Крылов одновременно является создателем реалистической басни, и – шире –
вместе с Грибоедовым и Пушкиным стоит у истоков
литературы русского реализма.
5. Официальное признание Крылова двором, в феврале 1812 г. ему назначена
пожизненная пенсия, в 1820 г. он получает ордена св. Владимира IV степени, в
1838 г. — Станислава II степени, в 1830 г. в нарушение правил (Крылов не имел
университетского образования и не сдавал экзамен) писателю был присвоен чин
статского советника. В 1838 г. торжественно властями и общественностью
отмечен юбилей Крылова — 70-летие со дня рождения и 50-летие литературной
деятельности. В 1841 Крылов оставил службу и поселился с семьей своей
«усыновленной крестницы» (вероятнее всего родной дочери).
Крылов стал первым писателем, которому в России поставили памятник по
подписке: 12 мая 1855 памятник работы П. К. Клодта
«Дедушке Крылову» был поставлен в Летнем саду в Петербурге.
6. В мире басен. В 1809 г. вышла первая книга басен Крылова. Всего им
написано около 200 басен (последнее и наиболее полное издание, сборник в 9-ги
книгах, выпущен в декабре 1843 г.). Многие произведения
(например, «Стрекоза и Муравей», «Волк и ягненок» и пр.) восходят к образцам,
заимствованным у Эзопа, Федра, Лафонтена. Однако реалистическая
убедительность образов, острота конфликта между требованиями нравственности и
лицемерием, корыстью, жестокостью, трусостью, а также реализм языка
заставляют видеть в Крылове оригинального художника, реформатора басенного
жанра. Басня Крылова лишена сухого морализаторства, нравственный вывод,
заключенный в ней, является выражением здравого смысла, воплощен в формах
живого разговорного языка. Благодаря этим качествам многие речения из басен
Крылова вошли в русский язык на правах поговорок [«А Ларчик просто
открывался» («Ларчик»), «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» («Волк и
ягненок»), «Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак») и мн. др.].
Сближению произведений Крылова с живой речью способствовало использование им
вольного русского ямба (за исключением басни «Стрекоза и Муравей» 1808,
написанной четырехстопным хореем).
Многие басни Крылова касаются наиболее существенных событий
общественной и политической жизни России («Квартет», 1811, «Лебедь, Щука и
Рак», 1816 — отклики на неполадки в деятельности Государственного Совета;
«Кот и Повар», «Волк на псарне», «Ворона и Курица» и др. — на события
Отечественной войны 1812 г.; «Собачья дружба», 1815 — на разногласия среди
членов Священного союза и пр.) (Использованы материалы словарных
статей).
|