Тема: Иван Андреевич Крылов [1769 (или 1768) – 1844].

                                                                                                                                             Крылов родился чудаком. Но этот человек – загадка, и великая!..
                                                                                                                                                                                                  

К. Батюшков


Крылов... искренно был беспечен, ленив и спокоен до равнодушия. Он все допускал, всему позволял быть, как оно есть, но сам ни подо что не подделывался и в образе жизни своей был оригинален до странности. И его странности не были ни маскою, ни расчетом: напротив, они составляли неотделимую часть его самого, были его натурою
В.Г. Белинский

Творчество И.А. Крылова как наиболее значительное явление в демократическом течении русской литературы первой четверти века. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809–43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни Крылова «...книгой мудрости самого народа». Новаторство Крылова-баснописца (сопоставление с Эзопом, Лафонтеном). Реализм басен Крылова, характерность образов, сюжетов, поэтической речи. Жанровые особенности басен.
Изучите литературу по теме «Жизнь и творчество Крылова»:
1. Детство, образование. Рассказы И.А. Крылова о военной службе отца, Андрея Прохоровича Крылова, армейского офицера, во время пугачевского бунта руководившего обороной Яицкого городка, которые впоследствии использовались Пушкиным в качестве одного из источников при написании им «Капитанской дочки». Домашнее обучение.
2. Переезд в Петербург в 1782 г., служба в Казенной палате с 1783 в Петербурге, активное занятие самообразованием. Кроме французского языка, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. У Львовых и, возможно, у драматурга Я. Б. Княжнина Крылов познакомился практически со всем, довольно узким кругом литераторов и знатоков искусств того времени, в числе которых был и Г. Р. Державин с женой, покровительствовавшей Крылову.
3. Первые опыты. Начал литературное поприще как драматург. Затем занимается журналистикой. В 1794 Крылов переезжает в Москву. В 1797 Крылов поступил личным секретарем к генералу, князю С. Ф. Голицыну. После внезапной опалы генерала Крылов последовал добровольно в ссылку за хозяином и до 1801 был компаньоном ссыльного семейства, давал уроки русского языка его младшим детям и их друзьям. С октября 1801 по сентябрь 1803 Крылов — правитель дел канцелярии Голицына, назначенного генерал-губернатором Лифляндии после воцарения Александра I. Отход от литературной деятельности по «внешним» причинам совпал с глубоким внутренним переломом, пережитым Крыловым: отныне он уже не верит в возможность переделки человека литературой, сохраняя преданность идеям Просвещения, предпочитает книжным идеалам практический мужицкий опыт. В ссылке Крыловым был создан цикл стихотворных переложений псалмов, в печати появились несколько его прозаических «мелочей».
4. Возвращение в литературу. Первая публикация басен Крылова («Дуб и трость», «Разборчивая невеста») состоялась в 1805. Это были переводы из Лафонтена. В 1806 Крылов переселяется в Петербург, где участвует в постановке своих пьес. Он становится завсегдатаем салона А. Н. Оленина, под его началом служит в 1808–1810 гг. в Монетном департаменте, а с 1812 г., когда Оленин стал директором Публичной библиотеки, Крылов назначается помощником библиотекаря, с 1816 – библиотекарем с квартирой при библиотеке. Архаист по своим литературным воззрениям, участник «Беседы любителей русского слова» А. С. Шишкова, сторонник классицизма и наследник баснописцев 18 в. (А. П. Сумарокова и др.), Крылов одновременно является создателем реалистической басни, и – шире – вместе с Грибоедовым и Пушкиным стоит у истоков литературы русского реализма.
5. Официальное признание Крылова двором, в феврале 1812 г. ему назначена пожизненная пенсия, в 1820 г. он получает ордена св. Владимира IV степени, в 1838 г. — Станислава II степени, в 1830 г. в нарушение правил (Крылов не имел университетского образования и не сдавал экзамен) писателю был присвоен чин статского советника. В 1838 г. торжественно властями и общественностью отмечен юбилей Крылова — 70-летие со дня рождения и 50-летие литературной деятельности. В 1841 Крылов оставил службу и поселился с семьей своей «усыновленной крестницы» (вероятнее всего родной дочери).
Крылов стал первым писателем, которому в России поставили памятник по подписке: 12 мая 1855 памятник работы П. К. Клодта «Дедушке Крылову» был поставлен в Летнем саду в Петербурге.
6. В мире басен. В 1809 г. вышла первая книга басен Крылова. Всего им написано около 200 басен (последнее и наиболее полное издание, сборник в 9-ги книгах, выпущен в декабре 1843 г.). Многие произведения (например, «Стрекоза и Муравей», «Волк и ягненок» и пр.) восходят к образцам, заимствованным у Эзопа, Федра, Лафонтена. Однако реалистическая убедительность образов, острота конфликта между требованиями нравственности и лицемерием, корыстью, жестокостью, трусостью, а также реализм языка заставляют видеть в Крылове оригинального художника, реформатора басенного жанра. Басня Крылова лишена сухого морализаторства, нравственный вывод, заключенный в ней, является выражением здравого смысла, воплощен в формах живого разговорного языка. Благодаря этим качествам многие речения из басен Крылова вошли в русский язык на правах поговорок [«А Ларчик просто открывался» («Ларчик»), «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» («Волк и ягненок»), «Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак») и мн. др.]. Сближению произведений Крылова с живой речью способствовало использование им вольного русского ямба (за исключением басни «Стрекоза и Муравей» 1808, написанной четырехстопным хореем).
Многие басни Крылова касаются наиболее существенных событий общественной и политической жизни России («Квартет», 1811, «Лебедь, Щука и Рак», 1816 — отклики на неполадки в деятельности Государственного Совета; «Кот и Повар», «Волк на псарне», «Ворона и Курица» и др. — на события Отечественной войны 1812 г.; «Собачья дружба», 1815 — на разногласия среди членов Священного союза и пр.) (Использованы материалы словарных статей).