Тема: Александр Сергеевич Пушкин (6 июня 1799 – 10 февраля 1837).

Солнце русской поэзии
В.Ф. Одоевский
Пушкин – наше все
А. Григорьев
Веселое имя Пушкин
А. Блок
Пушкин – итог литературного развития целого предшествующего поколения. В его
поэтическом творчестве находит свое завершение работа по освоению и обработке
богатств национального русского языка. В историю русской литературы Пушкин
вошел как крупнейший представитель романтизма, основатель школы реализма,
создатель литературного языка. Когда говорят о Пушкине, то употребляют чаще
других слов слово «новатор». Он открыл новые пути во всех областях
литературного творчества – в поэзии, прозе, драматургии, он обогатил
литературу новыми идеями, ввел новых героев.
Наверное, нет более часто упоминаемого имени при изучении русской литературы.
Мы знакомимся с ним едва ли не с пеленок. И, между тем, наверное, нет имени,
более других обросшего фактическими ошибками как в биографии,
так и в понимании его творчества.
Исходя из всего вышесказанного, предлагается самостоятельно подготовить
материал по жизни и творчеству Пушкина. Возможно, проработанный
самостоятельно материал наконец-то «отложится» в сознании. На лекции излагаемый
студентами материал систематизировать, дополнить и углубить, на практических
занятиях – проанализировать лирические и некоторые прозаические произведения
поэта.
1. Биография и творческий путь Пушкина. Детство («До 11-летнего возраста
Пушкин воспитывался в родительском доме. ...на 8 - м
году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял уже комедии и эпиграммы
на своих учителей», – вспоминал брат поэта, Л.С. Пушкин). Родители, брат,
сестра, дядя по отцу, бабушки. Домашняя библиотека отца. Годы, проведенные в
Лицее (1811–1817). Преподаватели. Лицейское братство. Участие в рукописных
журналах. «Благословение» Державина. Лицейская лирика. «Тогда гремел звончее пушки / Своим стихом лицейский Пушкин», – писал
В.К. Кюхельбекер.
2. Петербургский период жизни (1818–1820). «Руслан и Людмила». Проблема
народности. Полемика с В.А.Жуковским. Авторское начало в поэме. Фольклорные
мотивы, демократизация языка, пародия на элегический романтизм Жуковского.
Литературная полемика вокруг поэмы. Вольнолюбивая лирика Пушкина
петербургского периода. Проблематика и поэтика. Традиции классицизма,
сентиментально-романтической культуры, поэтическое новаторство Пушкина.
3. Ссылка на юг (май 1820 – июль 1824). Связи Пушкина с деятелями Южного
общества декабристов. Усиление революционных мотивов в творчестве поэта
(«В.Л. Давыдову», «Кинжал», «Наполеон» и др.). Южные поэмы Пушкина.
Особенности пушкинского романтизма. Поэмы «Кавказский пленник»,
«Бахчисарайский фонтан» как романтические поэмы. Поэма «Цыганы» (движение от
романтизма к реализму).
4. Продолжение ссылки (Михайловское) (1824 – 1826). Утверждение принципов
реализма и народности в творчестве Пушкина («Борис Годунов», «Евгений
Онегин»). Стихотворения этого периода. Отклик Пушкина на поражение и казнь
декабристов.
5. Возвращение из ссылки (1826 – 1830). Встреча с царем. Обращение к
самодержавной власти с преобразовательной программой и призывами о прощении
декабристов («Послание в Сибирь», «Арион»).
Философская лирика («Анчар»). «Лета к презренной прозе клонят» – проза
Пушкина в контексте русской прозы конца XVIII – начала XIX веков. Пушкинский
кодекс прозы, его обусловленность становлением реалистического
метода в русской литературе.
Сватовство Пушкина и подготовка к свадьбе с Н.Н. Гончаровой.
6. Болдинская осень 1830 г., разнообразие творчества этого периода. Лирика.
«Повести Белкина» как начало русской реалистической прозы.
7. Женитьба Пушкина. Семья, дети. Интерес к истории, работа над историческими
трудами. Последние годы жизни. Журнал «Современник». Дуэль и смерть
|