Задания для самостоятельной работы:
1. Составьте подробный конспект биографии поэта, выделив основные периоды жизни:
детство, родители; обучение в Лицее, друзья, учителя; Петербургский период жизни
и творчества; ссылка поэта (Южная ссылка и ссылка в Михайловское), возвращение
из ссылки; Болдинская осень; последние годы жизни, дуэль и смерть поэта.
2. Подготовьте рассказ о жизни и творчестве Пушкина.
3. Дайте периодизацию творчества поэта, движение от романтизма к реализму.
4. Подготовьте электронные презентации заочных экскурсий: в Михайловское и
Святые горы; в Царскосельский лицей; в дом-музей Пушкина на Арбате; в дом-музей
Пушкина на набережной Мойки, 12.
5. Подготовьте рассказ по литературному краеведению: связь Пушкина с Томском
(прадед Пушкина Абрам Ганнибал в Томске, друзья Пушкина в Томске).
6. Вольнолюбивая поэзия Пушкина.
7. Образ «вещего» поэта и тема творчества в лирике Пушкина. Философская лирика
поэта.
8. Тема дружбы и образы друзей в лирике Пушкина. Тема любви и образы
возлюбленной в лирике поэта.
9. Тема природы в творчестве Пушкина.
10. Проанализируйте критически материал по творчеству Пушкина в учебниках по
литературному чтению, а также вопросы и задания к ученикам («Проверь себя!»).
Попробуйте сами ответить на вопросы школьного учебника. Например: (Кубасова,
О.В. Любимые страницы. Учебник по литературному чтению. 3 класс. Ч. Вторая /
О.В. Кубасова. – Смоленск, 2005) к стихотворению «Зимний вечер» «Какое состояние
души передал поэт в своем произведении? Перечитай стихотворение и найди слова,
которые помогли тебе это почувствовать». (Романовская, З.И. Живое слово. Учебник
для 3 класса трехлетней начальной школы. Учебник для 3 класса. В двух книгах.
Книга первая / З.И. Романовская. – М., 2001) к стихотворению «Няне»: «Как в этом
стихотворении поэт передал свою любовь к няне? Как он пишет о любви няни к нему
и ее переживаниях? Читали ли вы произведения, где героем является сам автор?»; к
стихотворению «Вот север, тучи нагоняя»: «Как вы понимаете строки “Легла
волнистыми коврами...ˮ, “Сравняла пухлой пеленою...ˮ Как называется этот
художественный прием?»; к отрывку из поэмы «Руслан и Людмила»: «Как вы думаете,
под впечатлением каких сказок написаны эти строки? В каких произведениях вы
встречали чудеса, о которых говорит А. Пушкин в этой поэме-сказке?», «В чем поэт
чувствовал “русский духˮ народных сказок?» Как вы думаете (после того как уже
прослушали лекции по фольклору), достаточно ли говорить только о сказках, а если
нет, то, на какие жанры фольклора Пушкин еще опирался в Прологе к поэме и почему
современники говорили, сравнивая его фольклоризм с фольклоризмом Жуковского:
«Жуковский побрился, а Пушкин остался с бородой»?
11. Изучите дополнительную литературу по личности и творчеств Пушкина.
Литература:
1. Пушкин, А.С. Школьный энциклопедический словарь / под ред. В. И. Коровина. –
М., 1999.
2. Словарные статьи Н. И. Милевской о близких и родных поэта (мать, отец, брат,
жена, дети поэта и т.д.) из вышеуказанного энциклопедического словаря.
3. Андреев, И. М. Русские писатели XIX века. А.С. Пушкин / И. М. Андреев . – М.,
1999. – С.9-107.
4. Пушкин в русской философской критике. Конец XIX – XX век / сост., подготовка
текста, вступ. статья и примечания Р. А. Гальцева. – М. – СПб, 1999.
5. Исхаков, Х. И. Пушкин и религия / Х. И. Исхаков. – М., 1998.
6. Коровин, В.И. Лелеющая душу гуманность / В. И. Коровин. – М., 1982.
7. Лотман, Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин / Ю. М. Лотман. – М., 1983.
8. Маймин, Е. А. Пушкин : Жизнь и творчество / Е. А. Маймин. – М., 1981.
9. Резников, В. Размышления на пути к вере (о поэзии А. С. Пушкина) / В.
Резников. – М., 1997.
10. Скатов, Н. Н. Пушкин : Очерк жизни и творчества / Н. Н. Скатов. – Л., 1991.
11. Фомичев, С. А. Поэзия Пушкина : Творческая эволюция / С. А. Фомичев. – М.,
1986.
12. Фридман, Н. В. Романтизм в творчестве А. С. Пушкина / Н. В. Фридман. – М.,
1980.
13. Хализев, В. Е. Цикл А. С. Пушкина «Повести Белкина» / В. Е. Хализев, С. В.
Шешунова. – М., 1989.
14. Шмелева, А. В. «Небесного земной свидетель...» О творчестве А.С. Пушкина
1830-х годов // Современное прочтение русской классической литературы XIX века.
– М., 2007. – Т.1. – С.81-89.
Основные литературоведческие понятия
Эпические жанры. Особенности анализа эпических произведений.
Эпос – повествовательный способ рассказа о жизненном пути человека, о событиях,
в которых он участвует. Для эпоса характерна временная дистанция между событием
и повествованием о нем. Автор свободен в выборе пространства и времени. В
эпическом произведении, как правило, не прямая, а косвенная оценка героев и
событий. В эпосе может быть бесконечное количество характеров, обстоятельств,
судеб. Эпос – эпическое повествование, включающее эпохальные исторические
события, способные кардинально изменить судьбу рода, семьи, членов семейного
клана.
Эпические жанры – эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, очерк и т.д.
Эпопея – масштабное, большое по объему произведение, отражающее центральные
проблемы жизни народа, изображающее основные слои общества подробно, вплоть до
деталей быта. В эпопее описываются и переломные моменты жизни нации, и мелочи
каждодневного существования персонажей (Л.Н. Толстой. «Война и мир»; М.А.
Шолохов. «Тихий Дон»).
Роман – крупный повествовательный жанр, произведение, в основе которого лежит
всесторонний анализ частной жизни человека на всем его протяжении и в
многочисленных связях с окружающей действительностью. Признаками романа является
наличие нескольких параллельных сюжетных линий и полифонии. Жанрами романа
являются – социальный, философский, психологический, фантастический, детективный
и т.д. (М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»; И.С. Тургенев. «Отцы и дети»;
Ф.М. Достоевский. «Братья Карамазовы» и другие).
Повесть – прозаический жанр, для которого характерны достаточно развернутый
событийный ряд, представляющий в действии нескольких персонажей, раскрытие жизни
главного героя в пределах немногих эпизодов, развитие действия на более или
менее значительном отрезвке времени, позволяющем раскрыть психологический мир
героя (А.С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»; Л.Н. Толстой.
«Чем люди живы»).
Рассказ – небольшое по объему произведение, содержащее описание краткого эпизода
из личной жизни героя (или рассказчика), имеющего, как правило, общечеловеческое
значение. Рассказ характеризуется наличием одной сюжетной линии и небольшим
количеством действующих лиц (рассказы А.П. Чехова, И.А. Бунина, В. Шукшина и
многих других).
Новелла – малый прозаический жанр эпоса, отличающийся острым, динамичным,
стремительно и часто парадоксально развивающимся сюжетом, лаконичным
повествованием и неожиданной концовкой; в центре сюжета новеллы – неординарная
ситуация, игра случая, неожиданный поворот в судьбе героя (новеллы А. Чехова, Л.
Андреева, И. Бунина).
Композиция (от лат. – складывать, строить, оформлять) – венец формы
литературного произведения: построение художественного произведения. Композиция
может быть внешней и внутренней.
Внешняя композиция предполагает деление эпического произведения на книги, части,
главы; лирического – на части и строфы; драматического – на акты, картины и
явления.
Внутренняя композиция включает разные типы описаний: портрет, пейзаж, описание
интерьера, бытового уклада, а также внесюжетные элементы, которые, в свою
очередь, делятся на обязательные и факультативные. К обязательным элементам
композиции можно отнести: завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. К
факультативным – пролог, экспозицию, предысторию, эпилог.
Завязка – события, в которых начинается развитие действия, происходит завязка
конфликта.
Развитие действия – ход событий, определяемый разворачивающимся конфликтом;
события, которые происходят с героями и подготавливают наступление кульминации.
Кульминация – наивысшее развитие действия и предельное обострение противоречий.
Развязка – завершение развития действия.
Пролог – вступление, которое предваряет общий смысл сюжета, эмоционально
настраивает читателя на восприятие.
Экспозиция – изображение обстановки действия, расстановка действующих лиц,
состав персонажей, мотивация возникающего конфликта.
Предыстория – сообщение о прошлом героя, о становлении его характера.
Эпилог – заключительная часть произведения.
Наконец, большую роль в произведении играют вставные элементы: вставные эпизоды,
вставные песни, сказки, анекдоты, лирические отступления.
|