Методические рекомендации                                                                                   для студентов


Для написания реферата по литературному процессу XVIII века, по творчеству того или иного писателя необходимо опираться не только на интернет – сайты. Необходимо использовать, прежде всего, литературоведческие источники. Еще академик С. Аверинцев высказывал мысль о том, что кто не научится работать с научной книгой в студенческие годы, тот не научится этому никогда. Увы, в наш век высоких технологий теряется интерес к книге, а уж тем более – к книге научной. Тогда как на самом деле готового знания, наверное, не бывает. Иначе мы будем характеризовать степень образованности выпускника следующими словами: «По образованию он неуч». За время обучения в вузе хотелось бы, чтобы студенты получили не только образование, педагогическое образование, но и профессионализм, достичь которого можно только обретя фундаментальные знания (в том числе и фактические), которые и станут базой для последующей индивидуальной работы. Л.Н. Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Недостаточно прочитать (часто с ошибками) доклад, изъятый из интернета и кем-то подготовленный, не осмысленный, не проработанный и соответственно абсолютно не добавляющий знаний. Реферат как письменное задание предполагает, безусловно, репродуктивность изложения. От него не требуется научного открытия. Но в реферате должны излагаться мысли, самостоятельно отобранные и соответствующие выбранной теме. Кроме того, неприемлемо, когда нет хотя бы цитат из художественных текстов. Невозможно представить реферат, например, о творчестве Ломоносова, в котором не назывались бы и не анализировались его произведения, не цитировались бы строки из его од, не характеризовался бы их язык и т.д. Поэтому для написания реферата необходимо учитывать не только данные интернета, но и учиться работать самостоятельно:
1. Выберите тему.
2. Отбирайте материал из разных источников (учебников, словарей, литературоведческих работ, художественных текстов и того же интернета) строго по выбранной теме. Нет необходимости «растекаться мыслию по древу».
3. Для более четкого уяснения материала его необходимо систематизировать.
4. Называйте поворотные моменты биографии (а не читайте список дат со списком же событий).
5. Проанализируйте и разберите хотя бы одно произведение выбранного автора.
6. Составьте список использованной литературы.

Основные литературоведческие понятия

Для изучения истории отечественной литературы и последующего анализа художественных текстов, необходимо опираться на литературоведческие термины и понятия.
Литературный процесс (эволюция литературы) – проявляется в смене литературных направлений, в обновлении содержания и формы произведений, в установлении новых связей с другими видами искусства, с философией, наукой. Для характеристики литературного процесса интерес представляет изучение деятельности литературных салонов и обществ, периодики, литературных споров или полемики, доминирующие эстетические принципы.

Реформа стихосложения. Создания системы русского стихосложения. Реформа проходила в XVIII веке и сводилась к переходу от силлабического к силлабо-тоническому стихосложению, основные размеры которого: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.
К числу обязательных моментов анализа лирического или лиро-эпического произведения относится характеристика его размера, рифмы и т.д. Ниже приводится минимум терминов и понятий для анализа лирического произведения и несколько тренировочных занятий.

Хорей – двухсложный размер с ударением на первом (3-м, 5-м, 7-м и т.д.) слогах (Бŷ-ря / мглó-ю / нé-бо / крó-ет).

Ямб - двухсложный размер с ударением на втором (4-м, 6-м, 8.м и т.д.) слогах (Мой-дя / дя-сá / мых-чéст / ных-прá /вил).

Дактиль – трехсложный размер с ударением на первом (4-м, 7-м, 10-м и т.д.) слогах (Слáв-на-я / ó-сень-здо / рó-вый-я / дрé-ный).

Амфибрахий – (с греч. буквальный перевод: «с двух сторон краткий» - трехсложный размер с ударением на втором (5-м, 8-м, 11-м и т.д.) слогах (Све-чá-на /го-рé-ла. / Пор-трé-ты/ в-те-нú).

Анапест - (с греч. – отраженный назад) трехсложный размер с ударением на третьем (6-м, 9-м, 12-м и т.д.) слогах (Вме-сте-с н`я / ней-фан-тá / зи-я- тé /шит-иг-рŷш / кой-мла-дéн /цев).

Акростих – стихотворение, у которого начальные буквы каждого стиха по вертикали образуют слово или фразу:
Ангел лег у края небосклона,
Наклонясь, удивляется безднам.
Новый мир был темным и беззвездным.
Ад молчал. Не слышалось ни стона.

Алой крови робкое биенье,
Хрупких рук испуг и содроганье,
Миру снов досталось в обладанье
Ангела святое отраженье.

Тесно в мире! Пусть живет, мечтая
О любви, о грусти и о тени,
В сумраке предвечном открывая
Азбуку своих же отражений (Н. Гумилев)

Ассонанс – неточная рифма, основанная на созвучии корней слов, а не окончаний:
Студенту хочется послушать Скрябина,
И вот полмесяца живет он скрягою (Е. Евтушенко).

Белый стих – стих без рифмы.
В русской поэзии он появился в XVIII в. (В. Тредиаковский), в XIX в. использовался А. Пушкиным, М. Лермонтовым, Н. Некрасовым и др. В XX в. белый стих представлен в творчестве И. Бунина, Саши Черного, О. Мандельштама и др.

Онегинская строфа – строка из 14 строк (АбАбВВггДееДжж) создана А. Пушкиным (роман «Евгений Онегин») с характерным признаком – написана четырехстопным ямбом.

АбАб – перекрестная рифма.
ВВгг – парная рифма.
ДееД – опоясывающая, или кольцевая рифма.
Жж – парная рифма.

Рифма – одинаково звучащие клаузулы (группа заключительных слогов в стихотворной строке). Рифмы характеризуются по расположению (парная: аабб; перекрестная: вгвг; кольцевая: деед); по ударению (мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая), по составу (простые, составные) и т.п.

Дактилическая рифма – созвучие, в котором ударение падает на третий слог от конца стиха.

Гипердактилическая рифма – созвучие, в котором ударение падает на четвертый и далее слог от конца стиха.

Женская рифма – созвучие, в котором ударение падает на второй слог от конца стиха.
Мужская рифма - созвучие, в котором ударение падает на последний слог стиха.
Стопа – повторяющееся сочетание ударного и безударного гласных.

Материал для тренинга.
Определите размер:
В минуту жизни трудную теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную твержу я наизусть (Лермонтов).

Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной ты на казнь осуждена? (Пушкин).

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом (Лермонтов).

Я убит подо Ржевом
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете (Твардовский).

Слышу ли голос твой,
Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке,
Сердце запрыгает (Лермонтов).

У меня в душе ни одного седого волоса,
И старческой нежности нет в ней.
Мир огромив мощью голоса,
Иду – красивый, двадцатидвухлетний (Маяковский).

Я видал иногда, как ночная звезда
В зеркальном заливе блестит,
Как трепещет в струях и серебряный прах
От нее, рассыпаясь, бежит (Лермонтов).

Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос.
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось (Есенин).

Литературное направление обозначает определенный период в литературном процессе, характеризуется общностью литературных явлений на протяжении определенного времени, предполагает единство мироощущения, эстетических взглядов писателей, способов изображения жизни, характеризуется общностью художественного метода (буквально - «путь через материал»: способ познания, исследования, изображения жизни; прием, принцип) - классицизм, сентиментализм, романтизм и т.д. Литературное направление характеризуется по трем позициям: историческая основа, философская основа, эстетическая основа.

Классицизм (в пер. – образцовый) – литературное направление XVII – нач. XIX вв., возникшее во Франции и провозгласившее возврат к античному искусству как образцу для подражания.
Историческая основа – господство абсолютизма, культ государственности. Во Франции – это время Людовика XIV, провозгласившего: «Государство – это я»; в России – это время петровских преобразований. Становление государственности сопровождалось ростом национального могущества, подъемом национального сознания, расцветом просвещения.
Философская основа – рационализм, раскрываемый философией Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». Поведение личности должно согласовываться с требованием разума, умением подчинять страсти рассудку. В центре изображения человек, для которого превыше всего долг.
Эстетическая основа – принцип рационализма требует правила: произведение искусства должно быть разумно построено, логически выверено, должно запечатлевать непреходящие, сущностные свойства вещей. Для произведений классицизма характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Также для художественного метода свойственно противопоставление высокого и низкого, трагического и комического, послужившее основанием для деления литературы на строго определенные жанры: высокие и низкие. Предмет «высоких» жанров (поэмы, оды, трагедии) – жизнь высокая, духовная, идеальная. Содержание «низких» жанров (комедия, сатира, басня) – изображение жизни будничной, материальной. Искусство приобретает дидактическую направленность. Назначение искусства – прославление добродетели и развенчание порока. Нормативность классицизма сказалась в правиле трех единств.
Единство действия:
Не представляй двух действ к смешению мне дум,
Смотритель к одному свой устремляет ум.
Ругается, смотря, единою он страстно
И беспокоийствует единою напастью.
Единство времени:
Не тщись глаза и слух различием прельстить
И бытие трех лет мне в три часа вместить:
Старайся мне в игре часы часами мерить,
Чтоб я, забывшися, возмог тебе поверить,
Что будто не игра то действие твое,
Но самое тогда случившись бытие.
Единство места:
Не сделай трудности и местом мне своим,
Чтоб мне театр твой зря имеючи за Рим,
Не полететь в Москву, а из Москвы в Пекину,
Всмотряся в Рим, я Рим так скоро не покину.
А.П. Сумароков
Требования классицизма оформлялись в художественные трактаты. Среди них можно выделить трактат французского поэта и теоретика Буало «Поэтическое искусство» и русского поэта, драматурга А.П. Сумарокова «Эпистола о стихотворстве». К числу особенностей русского классицизма можно отнести выраженный просветительский характер, антикрепостническую тематику, ориентацию не на античные образцы, а на собственную историю. В России классицизм широко раскрылся в творчестве русских писателей: Г. Державина, И. Крылова, М. Ломоносова, В. Тредиаковского, А. Сумарокова, Д. Фонвизина и др.

Сентиментализм (с фр. – чувствительный) – литературное направление второй половины XVIII века.
Историческая основа – период разложения феодально-крепостнических отношений.
Философская основа – философия Вольтера, Лессинга, культивирование чувства, а не разума.
Эстетическая основа – личность трактуется как отзывчивая, гуманная, добрая, способная к состраданию, «чувствующая». При этом «культ чувств» ни в коем случае не является отказом от завоеваний разума, а выступает лишь против централизованной опеки разума. В центре внимания сентименталистов не государство, долг, а человек, чувства, эмоциональная сфера. Для метода характерно изображение героя, наделенного духовным миром, душевным богатством. Богатство внутреннего мира признается за каждым человеком, независимо от его сословной принадлежности.
Яркие представители сентиментализма: Ричардсон, Стерн, Руссо, Дидро, Лессинг – на западе, Н. Карамзин, И. Дмитриев, М. Муравьев – в России.
Основные жанры – средние: элегия, идиллия, послание, басня. Основные сюжеты: любовные, бытовые, крестьянские, путешествия и дневники