Методические рекомендации для студентов

Алгоритм анализа лирического стихотворения.
1. История написания стихотворения, время создания, выяснение обстоятельств написания, источников темы (биографических, философских, фольклорных, литературных и т.д.), контекст и место данного стихотворения в творчестве. Источником переживаний могут быть факты биографии, как самого поэта, так и близких ему людей, встречи, воспоминания о них, обстоятельства социальной и политической жизни, природа, рефлексия по поводу всего выше заявленного, а также, безусловно, религиозно-философская рефлексия.
2. Жанровая и тематическая характеристика стихотворения, основных мотивов, определение места лирического «я». Содержание лирического стихотворения – всегда сплав мотивов с порожденными ими эмоциональным раздумьем, настроением, размышлением. Выявление лирического сюжета, который, безусловно, не похож на эпический. В лирике изображается момент внутренней жизни человека, его переживания. «Под п е р е ж и в а н и е м следует понимать любое чувство, эмоцию, настроение, мысль, вызванными любыми обстоятельствами жизни. Это может быть любовное чувство, патриотическое высказывание, философское суждение, радость или тревога» (Доронина, Т.В., Францова, Н.В. Анализ стихотворения / Т.В. Доронина, Н.В. Францова. – М., 2008. – С.125). Анализ содержания предполагает условное выделение тематических и проблемных аспектов, а также стихотворных мотивов.
3. Обобщающее значение произведения, определение его идеи, вытекающей из содержания.
4. Смысл названия стихотворения, связь его с темой, идеей, источниками и т.д.
5. Анализ композиции. Лирическое стихотворение не имеет сложной композиции. Тем не менее, определяем части стихотворения, их соотношение со строфами, построение по принципу контраста или антитезы, выявление кольцевой или зеркальной композиции. Стихотворение может быть организовано как лирический монолог (словесные высказывания, которые сменяют друг друга, свидетельствуют о движении и динамике мыслей, настроений, переживаний). Лирическое стихотворение часто строится как обращение к определенному лицу. Для композиции эмоционально-изобразительного типа лирики характерно чередование фактов, впечатлений и эмоциональных реакций лирического героя. Для собственно изобразительного, или повествовательного типа лирики эмоционально-мыслительное начало чисто внешне, может никак в тексте не выражаться, но оно подразумевается и мотивирует движение, смену и ход событий.
6. Характеристика образов (образ лирического героя, аллегорические и символические образы, образы-переживания, предметный мир).
7. Анализ картин и ситуаций, вызвавших переживание и послуживших отправной точкой лирического высказывания.
8. Анализ организации поэтической речи (система стихосложения, размер, ритм, рифма).
9. Анализ изобразительно-выразительных средств языка, анализ лексических, синтаксических языковых средств и фонетического строя речи.

Методические рекомендации для студентов

Безусловно, знакомство с биографиями художников слова – необходимый и важный момент изучения литературы. К сожалению, школьный курс литературы построен так, что в течение всех лет обучения приходится неоднократно возвращаться к изучению творчества одного и того же писателя, поэта, баснописца. Так, творчество Пушкина изучается с 1 по 9 классы. Басни Крылова изучают с 1 по 8 классы. И т.д. Можно сказать, что с творчеством некоторых писателей вообще происходит знакомство с детского сада. Неоднократное обращение в течение целого ряда лет к творчеству одного и того же автора приводит к потере у учеников интереса к творчеству в очередной раз анализируемого писателя или поэта. Неслучайно студенты демонстрируют слабые познания в литературе вообще, а уж биографии многих писателей оказываются не изученными вообще. Так, из биографии Пушкина студенты имеют очень ограниченные знания: называют няню Арину Родионовну, обучение в Лицее, гибель в результате ранения на дуэли – вот, пожалуй, и все. Из творчества Пушкина обязательно называют пролог к поэме «Руслан и Людмила» – «У лукоморья дуб зеленый», иногда называют роман «Евгений Онегин». О других художниках слова студенты в массе своей знают еще меньше. Именно поэтому – большую часть времени на знакомство с биографиями писателей перераспределяем на самостоятельное изучение. Возможно, поработав хотя бы раз с биографией, студенты сумеют запомнить как можно больше фактического материала, при этом, возможно, избегут фактических ошибок. Например, рассказ о сказках Арины Родионовны. В биографии Пушкина они занимают совершенно другое место: не в детстве, а именно во время ссылки поэта в Михайловском – 1824 – 1826 гг. Именно тогда, в 25 – 26 лет, Пушкин слушал сказки няни и писал, что «тем самым» восполняет «недостатки своего проклятого французского образования».
В.Ф. Одоевский назвал Пушкина «Солнцем русской поэзии». Писатели XIX века, особенно его первой трети, предстают перед нами в орбите Солнца. Поэтому творчество многих поэтов и писателей рассматриваем с учетом творчества Поэта.
В этой части пособия нет необходимости рассматривать все персоналии. Достаточно указать необходимую литературу. В настоящее время нет проблем с литературой, интернет-источниками. Существует много персональных энциклопедий (о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Тютчеве, Достоевском и др.). Именно поэтому в пособии нет смысла помещать биографический материал, а также материал о творчестве писателей. Кроме того, при изучении биографии писателя важное место занимает изучение, так называемых «дворянских гнезд» – поместий, где прошли детство и юность писателей, где произошло становление их личности, где можно ознакомиться с интересными деталями быта (недаром говорят, что зрелище жизни великого человека есть зрелище великое). Поэтому знакомство с биографиями с целью более подробного их изучения предусматривает составление таблиц, создание электронных презентаций. В качестве дополнительной информации, иллюстрации биографического материала, а также для расширения кругозора и повышения культурного уровня рекомендуется проведение заочных экскурсий по родовым поместьям (Михайловское и Святые горы, Лицей и наб. Мойки, 12; Тарханы и Пятигорск, Малая Молчановка, 4; Спасское-Лутовиново и Ясная Поляна и т.д.). Подробно предлагается рассмотреть лишь творчество Лермонтова как демонстрация исследования материала по творчеству, как видение возможных вариантов изучения, как способ возможной интеграции биографии и творчества с учетом религиозно-философского осмысления личности художника, такого необходимого при изучении основ православной культуры.
Творчество Крылова изучаем в разделе первая половина XIX века. Биографию баснописца так же, как его творчество выносится на самостоятельное изучение (связано именно такое распределение материала еще и с тем, что в изучаемой в следующем семестре дисциплине «Детская литература» можно отвести определенное количество часов на изучение басен, в том числе – и Крылова).