III. Периодизация. 3 периода развития литературы.
1. Литература периода Киевской Руси (X – XІІ века).
2. Литература периода феодальной раздробленности, татаро-монгольского нашествия и объединения Северо-восточной Руси (XІІІ – XV).
3. Литература периода русского централизованного государства, периода Московской Руси (XVІ – XVІІ века).

IV. Значение ДРЛ
1. Познавательное значение. Центральные темы древнерусской литературы: патриотизм, государственное строительство, народное единство и героизм. Характер ее историзма проявляется в стремлении к достоверности, в отсутствии вымысла. Публицистичность ДРЛ. Изучая произведения древнерусской литературы, узнаем нашу историю, важные исторические события, знакомимся с реально существовавшими историческими деятелями, приобщаемся к культуре прошлого. «Культура есть истинное просветленное познавание. Культура есть научное и вдохновенное приближение к разрешению проблем человечества. Культура есть красота во всем ее творческом величии. Культура есть точное знание всех предрассудков и суеверий. Культура есть утверждение добра во всей его действительности. Культура есть переоценка ценностей для нахождения истинных сокровищ народа. Культура защищает историческое достоинство народа», – Н. Рерих. «Способность мыслить возникает лишь вместе с приобщением к общечеловеческой культуре, знаниям. Ум – это дар общества человеку. Он формируется и совершенствуется в ходе индивидуального освоения духовной культуры эпохи», – Э.В. Ильенков.
2. Воспитательное значение. ДРЛ – средство патриотического воспитания. Еще Пушкин говорил: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно». Памятники древнерусской литературы содержат достоверное описание исторических событий и рассказ о русских князьях, воинах, их мужестве и отваге, благородстве и высоких моральных качествах. К. Рылеев писал: «Напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сложить любовь к Отечеству с первыми впечатлениями памяти – вот первый способ для привития народу сильной привязанности к родине: ничто уже тогда сих первых впечатлений, сих ранних понятий не в состоянии изгладить. Они крепнут с летами и творят храбрых для бою ратников, мужей доблестных...» Кроме того, в учебниках по литературному чтению (1-4 классы) рекомендованы к изучению некоторые из произведений ДРЛ, а в учебниках по истории Отечества много страниц о древнейшей истории России. Эти обстоятельства позволяют выделить большое количество часов в курсе истории отечественной литературы, что в итоге способствует компетентностной подготовке учителя начальных классов, а шире – вообще воспитание образованного гражданина. «Не знающий прошлого не может думать о будущем» (Н. Рерих). Тема чести, духовно-нравственные истоки русского человека, его патриотизм – все находим в памятниках ДРЛ.
3. Эстетическое значение. В памятниках ДРЛ встречаем завораживающие описания красот земли: «О светло-светлая и прекрасно украшенная земля русская! Многими красотами ты нас дивишь...» «Родословное дерево нашего искусства своими корнями уходит в таинственные толщи столетий. Древнерусские художественные сокровища для нас – живые эстетические ценности» (Е. Осетров).
4. ДРЛ – источник мотивов, сюжетов, тем, образов литературы Нового времени.