III. Периодизация. 3 периода развития литературы.
1. Литература периода Киевской Руси (X – XІІ века).
2. Литература периода феодальной раздробленности, татаро-монгольского нашествия
и объединения Северо-восточной Руси (XІІІ – XV).
3. Литература периода русского централизованного государства, периода Московской
Руси (XVІ – XVІІ века).
IV. Значение ДРЛ
1. Познавательное значение. Центральные темы древнерусской литературы:
патриотизм, государственное строительство, народное единство и героизм. Характер
ее историзма проявляется в стремлении к достоверности, в отсутствии вымысла.
Публицистичность ДРЛ. Изучая произведения древнерусской литературы, узнаем нашу
историю, важные исторические события, знакомимся с реально существовавшими
историческими деятелями, приобщаемся к культуре прошлого. «Культура есть
истинное просветленное познавание. Культура есть научное и вдохновенное
приближение к разрешению проблем человечества. Культура есть красота во всем ее
творческом величии. Культура есть точное знание всех предрассудков и суеверий.
Культура есть утверждение добра во всей его действительности. Культура есть
переоценка ценностей для нахождения истинных сокровищ народа. Культура защищает
историческое достоинство народа», – Н. Рерих. «Способность мыслить возникает
лишь вместе с приобщением к общечеловеческой культуре, знаниям. Ум – это дар
общества человеку. Он формируется и совершенствуется в ходе индивидуального
освоения духовной культуры эпохи», – Э.В. Ильенков.
2. Воспитательное значение. ДРЛ – средство патриотического воспитания. Еще
Пушкин говорил: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно».
Памятники древнерусской литературы содержат достоверное описание исторических
событий и рассказ о русских князьях, воинах, их мужестве и отваге, благородстве
и высоких моральных качествах. К. Рылеев писал: «Напоминать юношеству о подвигах
предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сложить любовь к
Отечеству с первыми впечатлениями памяти – вот первый способ для привития народу
сильной привязанности к родине: ничто уже тогда сих первых впечатлений, сих
ранних понятий не в состоянии изгладить. Они крепнут с летами и творят храбрых
для бою ратников, мужей доблестных...» Кроме того, в учебниках по литературному
чтению (1-4 классы) рекомендованы к изучению некоторые из произведений ДРЛ, а в
учебниках по истории Отечества много страниц о древнейшей истории России. Эти
обстоятельства позволяют выделить большое количество часов в курсе истории
отечественной литературы, что в итоге способствует компетентностной подготовке
учителя начальных классов, а шире – вообще воспитание образованного гражданина.
«Не знающий прошлого не может думать о будущем» (Н. Рерих). Тема чести,
духовно-нравственные истоки русского человека, его патриотизм – все находим в
памятниках ДРЛ.
3. Эстетическое значение. В памятниках ДРЛ встречаем завораживающие описания
красот земли: «О светло-светлая и прекрасно украшенная земля русская! Многими
красотами ты нас дивишь...» «Родословное дерево нашего искусства своими корнями
уходит в таинственные толщи столетий. Древнерусские художественные сокровища для
нас – живые эстетические ценности» (Е. Осетров).
4. ДРЛ – источник мотивов, сюжетов, тем, образов литературы Нового времени.