Апокрифы

Шестодневы – произведения, в которых рассказывалось о сотворении Богом неба, звезд, светил, живых существ, человека за шесть дней. Каждый из описываемых дней – гимн творению, миру, его красоте и мудрости. В 1-й день – свет, 2 – видимое небо и воды, 3 – море, реки, источники, 4 – солнце, луна и звезды, 5 – рыбы, гады и птицы, 6 – животные и человек.
Физиолóги – произведения, повествующие о повадках животных, объясняющие повадки какими-то библейскими догмами. Рассказы о живых существах как реально существовавших (лев, орел, кит, слон), так и существах фантастических (феникс, сирена, кентавр), о растениях и драгоценных камнях. Для них характерны фантастическое изложение и занимательность.
Патерики – сочинения римских и византийских богословов (III – XI в.в.), почитавшихся как отцы церкви. В них рассматривались догмы христианской религии, велась полемика с еретиками, описывались основы христианской морали, рассказывалось о житиях святых.
Апокрифы (от греч. – тайный, сокровенный) – сочинения о персонажах и событиях Священной истории, не вошедшие в иудейский и христианский церковные каноны. Легенды и духовные стихи из УНТ можно рассматривать как неканоническое толкование Библии. Практически то же значение имели и апокрифы, с тою только разницей, что за время своего существования некоторые апокрифические отреченные книги вносились в канон на Вселенских Соборах, другие книги, напротив, отрекались. По аналогии с текстами канонической Библии апокрифы делятся на ветхозаветные и новозаветные. Один книжник сказал: «60 цариц и 50 блудниц, а девиц несть числа, - толку: 60 цариц – книги суть ветхого и нового законов, а 50 блудниц – блудницы суть отметные книги (т.е. апокрифы); а девицы – суть учения церковные – Евангелие и Апостол за чистоту книжных словес так называемые». Были широко распространены на Руси, помимо письменной традиции, широко бытовали в устной (калики перехожие). Апокрифы распространялись в вопросно-ответной форме.

Из апокрифа «Беседа трех святителей»
«Василий спросил: «Как вода покрыла море?
Григорий ответил: «Вода – учение книжное, а морем называется мир».

Что означает: от двоих нельзя убежать, двоих нельзя догнать?
От смерти невозможно убежать и от старости, а молодость и жизнь невозможно догнать.

Что значит: двое стоят, двое идут, двое расходятся?
Двое стоят – небо и земля, двое идут – солнце и луна, двое расходятся – день и ночь.

В чем самая большая погибель для человека?
Славолюбие, сластолюбие, сребролюбие.

Что для человека лучше и полезнее? Телесное здоровье и доброе счастье, - если человек находится при смерти, то богатство и сытость не нужны ему.

Что для человека слаще всего? Слаще всего человеку грех: не надолго сладок, а навеки мучает.

Что есть подвижное у человека?
Подвижнее всего у человека слово да огонь, ибо от слова погибают многие царства, и творится добро и зло, а от огня, от одной искры его, сгорает все.

Что значит: птица ростом с воробья, а мяса в ней как в телке?
В азбуке слов немого, а написанных книг великое множество.

Что сильнее всего в человеке? Сильнее всего в человеке правда и любовь; такой человек не побоится ничего; правда и любовь спасает человека, а если человек воскрешает мертвых и передвигает горы, но нет в нем ни любви, ни правды, то он – ничто.

Что тяжелее всего переносить человеку? Тяжелее всего учить глупого да упрямого: вода поднимает большие корабли, а малого камня не поднять и целому морю; невозможно ни моря вычерпать, ни мертвеца воскресить, ни наполнить дырявое судно, - так и глупого и упрямого человека всем миром не научить.

Что для человека надежнее всего? Надежнее всего для человека добрый разум, умного человека и в чужой стране знают, а глупого и безумного и в своем городе ненавидят; как попутный ветер – радость кораблю, так и добрый разум – украшение человеку.

Что значит: был некий город, и в нем жили царь с царицей и любимыми друзьями; и пришел в город высокоумный вельможа, и захватил город, а царя из города выгнал; а когда его любимые друзья разбегутся, тогда в том городе заплачет царица, одна, словно пленная голубица?
Град этот – человек, а царь – ум, а царица – душа, а друзья – мысли, а высокоумный вельможа – хмель».

Из апокрифа «Сказание, как сотворил Бог Адама».
«Был Адам в раю 7 дней, чем предсказал Господь Бог человеческую жизнь: 10 лет – это ребенок, 20 лет – это юноша, 30 лет – зрелость, 40 лет – средовечие, 50 лет – седина, 60 лет – старость, 70 лет – смерть».


Хроники и хронографы – изложение всемирной истории. Переводные произведения обогатили русских книжников историческими и естественнонаучными сведениями, познакомили их с сюжетами античных мифов и эпическими преданиями, с разными типами сюжетов, стилей, манер повествования.
Летописание – оригинальный жанр древнерусской литературы, один из первых видов литературного творчества.
Летопись – «сквозной» жанр ДРЛ. Возникнув в X веке (в годы княжения Ярослава Мудрого) как краткие хроникальные записи, фиксирующие основные исторические события, он существовал во все века древнерусской литературы, претерпевая определенные изменения и эволюцию, но в основе своей, оставаясь каноническим жанром. Первый летописец Никон разработал формы летописного повествования: погодная запись, летописное сказание, летописная повесть, летописный рассказ. В то же время летопись – это синкретический жанр: в нем легко прослеживаются элементы других жанров ДРЛ (воинской повести, поучений, слов, хождений, житий и др.), а также жанры фольклора и фольклорные способы изображения героев, мотивы и художественные особенности УНТ.
«Повесть временных лет» как литературный памятник XII века, ее состав, редакции и источники. Первый редактор ПВЛ – летописец Нестор. ПВЛ и фольклор: отзвуки в летописи обрядовой поэзии, топонимических преданий, дружинной поэзии, народного эпоса, сказок, пословиц, поговорок, загадок. ПВЛ объединила тексты различные в жанровом и стилистическом отношении (от короткой погодной записи – до пространного повествования), создававшиеся специально для летописи или включенные в нее. Летописные сказания о князе Олеге, княгине Ольге, Никите Кожемяке, летописная повесть об ослеплении Василька Теребовльского. Значение «Повести временных лет» для последующего развития русского летописания и литературы. ПВЛ – источник сюжетов в литературе Нового времени (А.С. Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге». К.Ф. Рылеев. «Олег Вещий». А.И. Одоевский. «Василько» и др.)