Апокрифы
Шестодневы – произведения, в которых рассказывалось о
сотворении Богом неба, звезд, светил, живых существ, человека за шесть дней.
Каждый из описываемых дней – гимн творению, миру, его красоте и мудрости. В 1-й
день – свет, 2 – видимое небо и воды, 3 – море, реки, источники, 4 – солнце,
луна и звезды, 5 – рыбы, гады и птицы, 6 – животные и человек.
Физиолóги – произведения, повествующие о повадках животных,
объясняющие повадки какими-то библейскими догмами. Рассказы о живых существах
как реально существовавших (лев, орел, кит, слон), так и существах
фантастических (феникс, сирена, кентавр), о растениях и драгоценных камнях. Для
них характерны фантастическое изложение и занимательность.
Патерики – сочинения римских и византийских богословов (III – XI
в.в.), почитавшихся как отцы церкви. В них рассматривались догмы христианской
религии, велась полемика с еретиками, описывались основы христианской морали,
рассказывалось о житиях святых.
Апокрифы (от греч. – тайный, сокровенный) – сочинения о персонажах
и событиях Священной истории, не вошедшие в иудейский и христианский церковные
каноны. Легенды и духовные стихи из УНТ можно рассматривать как неканоническое
толкование Библии. Практически то же значение имели и апокрифы, с тою только
разницей, что за время своего существования некоторые апокрифические отреченные
книги вносились в канон на Вселенских Соборах, другие книги, напротив,
отрекались. По аналогии с текстами канонической Библии апокрифы делятся на
ветхозаветные и новозаветные. Один книжник сказал: «60 цариц и 50 блудниц, а
девиц несть числа, - толку: 60 цариц – книги суть ветхого и нового законов, а 50
блудниц – блудницы суть отметные книги (т.е. апокрифы); а девицы – суть учения
церковные – Евангелие и Апостол за чистоту книжных словес так называемые». Были
широко распространены на Руси, помимо письменной традиции, широко бытовали в
устной (калики перехожие). Апокрифы распространялись в вопросно-ответной форме.
Из апокрифа «Беседа трех святителей»
«Василий спросил: «Как вода покрыла море?
Григорий ответил: «Вода – учение книжное, а морем называется мир».
Что означает: от двоих нельзя убежать, двоих нельзя догнать?
От смерти невозможно убежать и от старости, а молодость и жизнь невозможно
догнать.
Что значит: двое стоят, двое идут, двое расходятся?
Двое стоят – небо и земля, двое идут – солнце и луна, двое расходятся – день и
ночь.
В чем самая большая погибель для человека?
Славолюбие, сластолюбие, сребролюбие.
Что для человека лучше и полезнее? Телесное здоровье и доброе счастье, - если
человек находится при смерти, то богатство и сытость не нужны ему.
Что для человека слаще всего? Слаще всего человеку грех: не надолго сладок, а
навеки мучает.
Что есть подвижное у человека?
Подвижнее всего у человека слово да огонь, ибо от слова погибают многие царства,
и творится добро и зло, а от огня, от одной искры его, сгорает все.
Что значит: птица ростом с воробья, а мяса в ней как в телке?
В азбуке слов немого, а написанных книг великое множество.
Что сильнее всего в человеке? Сильнее всего в человеке правда и любовь; такой
человек не побоится ничего; правда и любовь спасает человека, а если человек
воскрешает мертвых и передвигает горы, но нет в нем ни любви, ни правды, то он –
ничто.
Что тяжелее всего переносить человеку? Тяжелее всего учить глупого да упрямого:
вода поднимает большие корабли, а малого камня не поднять и целому морю;
невозможно ни моря вычерпать, ни мертвеца воскресить, ни наполнить дырявое
судно, - так и глупого и упрямого человека всем миром не научить.
Что для человека надежнее всего? Надежнее всего для человека добрый разум,
умного человека и в чужой стране знают, а глупого и безумного и в своем городе
ненавидят; как попутный ветер – радость кораблю, так и добрый разум – украшение
человеку.
Что значит: был некий город, и в нем жили царь с царицей и любимыми друзьями; и
пришел в город высокоумный вельможа, и захватил город, а царя из города выгнал;
а когда его любимые друзья разбегутся, тогда в том городе заплачет царица, одна,
словно пленная голубица?
Град этот – человек, а царь – ум, а царица – душа, а друзья – мысли, а
высокоумный вельможа – хмель».
Из апокрифа «Сказание, как сотворил Бог Адама».
«Был Адам в раю 7 дней, чем предсказал Господь Бог человеческую жизнь: 10 лет –
это ребенок, 20 лет – это юноша, 30 лет – зрелость, 40 лет – средовечие, 50 лет
– седина, 60 лет – старость, 70 лет – смерть».
Хроники и хронографы – изложение всемирной истории. Переводные
произведения обогатили русских книжников историческими и естественнонаучными
сведениями, познакомили их с сюжетами античных мифов и эпическими преданиями, с
разными типами сюжетов, стилей, манер повествования.
Летописание
– оригинальный жанр древнерусской литературы, один из первых видов литературного
творчества.
Летопись – «сквозной» жанр ДРЛ. Возникнув в X веке (в годы
княжения Ярослава Мудрого) как краткие хроникальные записи, фиксирующие основные
исторические события, он существовал во все века древнерусской литературы,
претерпевая определенные изменения и эволюцию, но в основе своей, оставаясь
каноническим жанром. Первый летописец Никон разработал формы летописного
повествования: погодная запись, летописное сказание, летописная повесть,
летописный рассказ. В то же время летопись – это синкретический жанр: в нем
легко прослеживаются элементы других жанров ДРЛ (воинской повести, поучений,
слов, хождений, житий и др.), а также жанры фольклора и фольклорные способы
изображения героев, мотивы и художественные особенности УНТ.
«Повесть временных лет» как литературный памятник XII века, ее состав, редакции
и источники. Первый редактор ПВЛ – летописец Нестор. ПВЛ и фольклор: отзвуки в
летописи обрядовой поэзии, топонимических преданий, дружинной поэзии, народного
эпоса, сказок, пословиц, поговорок, загадок. ПВЛ объединила тексты различные в
жанровом и стилистическом отношении (от короткой погодной записи – до
пространного повествования), создававшиеся специально для летописи или
включенные в нее. Летописные сказания о князе Олеге, княгине Ольге, Никите
Кожемяке, летописная повесть об ослеплении Василька Теребовльского. Значение
«Повести временных лет» для последующего развития русского летописания и
литературы. ПВЛ – источник сюжетов в литературе Нового времени (А.С. Пушкин.
«Песнь о Вещем Олеге». К.Ф. Рылеев. «Олег Вещий». А.И. Одоевский. «Василько» и
др.)