Фольклористика – наука о фольклоре.
Фольклористика как наука возникла в 30 – 40 – е гг. 19 века, сразу же заняв
важное место в системе других наук. В 50 – е гг. 19 века Ф.И. Буслаев предложил
ввести преподавание УНТ в вузы. В это же время возникли академические школы
(мифологическая, историческая, заимствования). В ряду многих различий в
установках академических школ едва ли не основным является взгляд на
происхождение фольклора. Представители мифологической школы (А.Н. Афанасьев
«Поэтические воззрения славян на природу», Ф.И. Буслаев «Мои досуги») связывали
происхождение фольклора с сохранившимися с давних времен мифологическими
элементами. Фольклор – в своей основе имеет мифологические корни. Так, Ф.И.
Буслаев объяснял, например, происхождение загадок, пословиц, поговорок
мифологией. «Понедельник – день тяжелый». Понедельник – день Луны, Луна –
покровительница темной силы. В понедельник благодаря своей покровительнице можно
наблюдать разгул нечистой силы, поэтому «Понедельник – день тяжелый». «Чем черт
не шутит, когда Бог спит». Бог – Солнце, ночью спит. На свет выходит нечистая
сила – черт. Когда Солнце спит, черти «шутят». «Из окна в окно золото бревно» –
луч Солнца из окна небесного в окно земной избы. А.Н. Афанасьев писал о
земледельческих культах воды, земли, золота и связывал их с мифологическими
представлениями древнего человека.
Перед крещением Руси Владимир «разрушил храмы идольские со лжеименными богами»:
приказав в Киеве сбросить Перуна в Днепр, а в Новгороде – в реку Волхов.
Сохранилось упоминание о том, что когда Перуна тащили и издевались над ним, в
него вошел бес и начал кричать: «О горе, ох мне, достахся немилостивым сим
рукам». Проплывая под мостом, Перун будто бы бросил на мост свою палицу и
сказал: «На сем мя поминают новгородские дети». Драки на новгородском мосту
зафиксированы в летописи. Один из сюжетов былины о Ваське Буслаеве – бой на
мосту с мужиками новгородскими. Представители исторической школы (О.Ф. Миллер,
В.Ф. Миллер, А.Н. Пыпин, В.В. Стасов, А.Н. Веселовский, В.Я. Пропп, Б.А.
Рыбаков) объясняли происхождение фольклора исторической действительностью.
Фольклор – отражение событий истории. Так, А. Веселовский писал об исторической
изменяемости мотивов, тропов и т.д. («Историческая поэтика»). В. Пропп
убедительно аргументировал исторические реалии в былинах, в частности в былине
«Илья Муромец и Калин – царь».
Изучение фольклора и его собирание – две формы работы фольклористов. С 30 – х
годов XIX века началась активная собирательская деятельность русских
фольклористов. Активное участие принимали писатели, художники. Итогом
собирательской деятельности стало издание разных сборников народных текстов.
В.И. Даль – «Пословицы русского народа». А.Н. Афанасьев – «Русские народные
сказки», «Русские детские сказки». П.В. Киреевский – «Песни, собранные
Киреевским». Он говорил, что хотел «собрать всю русскую историю в песнях» и что
ему помогали собирать песни 84 «вкладчика», среди которых он называл Пушкина,
Языкова, Ознобишина и других художников слова. Вклад ученых ХХ в. в собирании и
исследование традиционного и современного русского фольклора: труды Б.М. и Ю.М.
Соколовых, М.К. Азадовского, Н.П. Андреева, А.М. Астаховой, В.Я. Проппа, В.И.
Чичерова, Э.В. Померанцевой, К.В. Чистова, В.П. Аникина и др.