Героические былины, или былины Киевского цикла об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче.

Основные темы и сюжеты.Тема борьбы Киевской Руси с внешними захватчиками. Киев – эпический центр богатырских былин. В них воплощаются идеи единства и нерушимости Русской земли, выражается пафос патриотизма и свободолюбия.
Основное средство создания героического образа в русском эпосе – гиперболизация. Образы богатырей – защитников родины. Главным делом богатырей была защита Киева, князя и княгини, всей русской земли, центром которого был Киев, всех простых людей, живших на этой земле. Богатыри рождены и воспитаны, чтобы бороться и побеждать. Их подвиг имеет общерусское, общегосударственное значение. Во имя Отечества они совершают подвиг. Прославление крестьянского труда. Нравственное значение богатырской силы, наделяемой героя во имя добрых дел. Образ былинного князя Владимира – персонификация Владимира – крестителя Руси (X в.) и Владимира Мономаха (XII в.), князей периода Киевской Руси, былинного эпического времени, а также олицетворение эпического князя «Красно Солнышко». Воплощение в образах врагов (Соловей-Разбойник, Идолище, Калин-царь. Тугарин) мифологических героев и реальных лиц. Например, в образе Соловья слиты черты человеческие и мифологические. Он свистит по-соловьиному, и этот птичий свист губителен для окружающих, но имя Соловей в Древней Руси давали и людям. В мифологии многих народов (и в славянской также) существовал миф о гигантской птице, обладавшей фантастическим свистом и преграждавшей дорогу людям, убивавшей всех, кто пытался пройти. В эпоху Киевской Руси миф трансформировался: чудовищная птица залегла теперь на пути к Киеву, она стала врагом молодой Руси, воплотив в себе черты реальных врагов государственного единства, мелких феодалов, разбойников.