Художественная специфика сказок
Сюжет – мотив – функция. Все волшебные сказки строятся
по типу «добывания невесты», в этом отличительная особенность сюжета: куда бы и
зачем героя не отправили («Иди туда – не знаю, куда; принеси то – не знаю,
что»), он возвратится с невестой и все закончится свадебным пиром («добрым
пирком да за свадебку» и «Я там был, мед – пиво пил, по усам текло, а в рот не
попало»). Учение о мотивах А.Н. Веселовского, по определению которого мотив –
простейшая единица сюжета. Движение сюжета – смена мотивов, меняется функция –
меняется мотив. Мотивов в сказках не так много. Известны «карты Проппа»:
найденные им в сказках 31 мотив: например, отлучка кого-либо из членов семьи,
мотив наказа царя, мотив отправления в дорогу, мотив выбора дороги, мотив
приобретения чудесного помощника, мотив испытания героя помощником-дарителем,
мотив преодоления препятствий, запрет, обращенный к герою, мотив нарушения
запрета, мотив ложного финала, мотив восстановления справедливости, награждения
достойных и наказания недостойных. Не во всех сказках есть все функции (мотивы).
Последовательность может нарушаться, но схема остается та же. Чудесные
помощники: чудесные предметы, звери, люди, которые чаще всего выступают
помощниками – дарителями, а именно: они помогают, благодаря героев за ранее
оказанную им помощь. Чудесные противники – самые разнообразные мифологические
существа: Кащей Бессмертный, Баба Яга, Чудо – Юдо и т.д.
Сказочные герои делятся на несколько групп: мужские и женские, а также – чудесные. В сказке встречаем три Ивана: Иван-царевич, Иван-дурак и Иван – «иронический удачник» (А.М. Горький) = Иванушка-дурачок волшебной сказки (по типу Емели). «Царство» Ивана в волшебной сказке – скорее всего, имеет отношение к категории нравственной; герой – благородный, он совершает благородные поступки, и именно за это он вознаграждается в конце.
В группе сказок о животных необходимо особо выделить сказки кумулятивные (типа
«Колобок», «Теремок», «Репка») и контаминационные (типа «Лисичка-сестричка и
серый волк»).