Литература периода русского централизованного государства (литература
периода Московской Руси) XVI – XVII вв.
I. Общая характеристика 3-го периода ДРЛ.
Иван IV (Грозный) (1547 – 1584), первый русский царь, расширил и укрепил границы
(присоединение Астраханского, Казанского,
Крымского ханств, Сибири), поставил точку в окончательном освобождении от
татарского ига. К концу XV века русское государство превращается в крупнейшее
государство Европы. С XVI в. Русь – централизованное государство, время жестокой
централизации культуры и литературы. Основные произведения, отразившие идею
централизованного государства, – Стоглав, Степенная книга, Лицевой Свод
(летописи). Великие Минеи-Четьи митрополита Макария, Домострой.
Грозный выступал как писатель. К XVI в. относится расцвет публицистики. В
литературе определились разные точки зрения на отдельные вопросы русской жизни,
стало возможным выражение личности писателя. Недаром XVI в. называли
«предчувствием» следующего века. XVII век называли «бунташным»: первые народные
волнения, восстание под руководством Степана Разина, церковная реформа 1653 года
во время правления царя Алексея Михайловича, при непосредственном руководстве
патриарха Никона (вместо митрополита назначался патриарх). В литературном
процессе происходят глобальные изменения. Секуляризация литературы – обмирщение,
в литературе ослабевает религиозный элемент, она делается более светской. Идет
демократизация литературного процесса. В литературу проникает вымысел,
появляются вымышленные типизированные герои (Фрол Скобеев, Карп Сутулов).
Появляются новые жанры: бытовая повесть, сатирическая повесть. Рост
бытового и сатирического начала в литературе был тесно связан с ростом
изобразительности. Вместе с тем это был век, совмещавший архаические явления с
новыми, местные и византийские традиции с влиянием из Польши, Швеции, Украины,
Белоруссии. Век, в котором одновременно возникает литература придворная и
демократическая.
Жития святых.
Русская агиография (агио – святой, граф – пишу; т.е. «пишу о святом») Сначала на
Руси были переводные жития. После канонизации во времена Ярослава Мудрого первых
русских святых – Бориса и Глеба – появилось и первое житие этих святых,
написанное также по указанию
великого князя. Формирование на Руси жанра жития происходит в XI веке. Как и
летопись, жанр жития – «сквозной», т.к. он просуществовал все века ДРЛ. За
период своего существования жанр, безусловно, претерпел эволюцию, тем не менее,
оставаясь жанром каноническим. Прежде всего, канон жанра сказался в его
композиции. Описание жизни того или иного святого в житиях – это не собственно
его биография, жизнеописание, т.к. биография предполагает становление личности,
этапы этого становления. Тогда как в житии образ святого статичен: он изначально
свят. Эта особенность жития проявилась уже в композиции: четко прослеживаются в
составе жития 3 части.
I часть – вступление, приступ. В этой части говорится о важности запечатлеть
образ и деяния святого и противопоставляется незначительность автора,
дерзнувшего взяться за перо. Автор в самоуничижительной манере признается в
своей «малости» с тем, чтобы возвеличить, придать значимость и «величие»
святого.
II часть – собственно житие. В свою очередь легко обнаруживаются 3 части: 1)
рождение будущего святого от благочестивых родителей; 2) описание жизни, деяний,
приведших к святости; 3) чудеса после смерти святого.
III часть – моление автора, русских людей, русской церкви о святом.
Анализ «Жития Александра Невского», «Жития Сергия Радонежского». Житийные и
фольклорные элементы в «Повести о Петре и Февронии Муромских».