Колядки – небольшие песенки (10 – 14 строк), состояли из нескольких композиционных частей: приход праздника, долгие поиски колядовщиками двора, описание терема и самих хозяев, пожелание, требование подарка, закрепление пожелания в зависимости от подаваемого колядовщикам. В описании терема, хозяев, в пожеланиях сказывался художественный метод фольклора: желаемое выдавалось за действительное. Отсюда – описание в колядках богатого терема вместо покосившейся избушки, дорогого кафтана вместо скромной одежды («На нем кафтан во сто рублей, а кушак – во тысячу»). И наконец, пожелание достатка как вполне реального: «А дай Бог тому, кто в этом дому, ему рожь густа, рожь ужиниста. Из зерна ему пирог, из полузерна – коврига»; «Водились бы ягнятки, водились бы жеребятки, водились бы поросятки»; «Дай бог здоровье: первое – коровье, второе – овечье, третье – человечье».
В колядках прослеживаются мифологические отголоски: хозяин сравнивается с «ясным месяцем», жена его – с «красным солнышком», а дети – с «частыми звездочками». Требование подарка – это не что иное, как плата за труд: колядующие желали достатка, древние верили, что желаемое исполнится, поэтому и награждали колядующих. В закреплении пожеланий после награждения за труд как раз и проявлялась вера древних наших предков в магию слова. Если подадут, то они пели: «У хорошего мужика родись рожь хороша: колоском густа, соломкой пуста». А если не подадут, то: «У скупого мужика родись рожь хороша: колоском пуста, соломкой густа». Конечно, никому не хотелось услышать последнее пожелание, поэтому колядующих угощали щедро.