Материал для самостоятельной работы студентов
Духовные стихи, их содержание и жанровые разновидности. Н.И. Толстой справедливо
писал: «Русская народная вера по духовным стихам (а насколько можно сейчас
судить, и не только по духовным стихам) не соответствует многим догматам
православия или соответствует им не в полной мере. Это касается и догмата Св.
Троицы, и образа Христа, и образа Богоматери, сближенного в народном сознании с
образом Матери – Земли. В это же время эта народная вера – не упрощенный, сильно
обедненный вариант книжной, “церковной” веры, а достаточно сложная и структурно
единая система “народной этики”, состоящей из трех элементов –
ритуалистического, каритативного (преисполненного любви) и натуралистически –
родового. Г.П. Федотов отмечает, что при грубо схематическом распределении
ритуальный закон можно было бы связать с Христом, каритативный – с Богоматерью,
а натуралистический – с Матерью – Землей. Но в действительности, структура
народной религии, опирающейся на православие, еще сложнее. Генетически она также
складывается из трех слоев: из древней языческой религии Матери – Земли, на
которую легли два христианских пласта – религия закона (канонический устав
Церкви) и религия жертвенного кенозиса (живая традиция святости). Г. П. Федотов
далек от соблазна обвинения народной веры в неканоничности, еретичности,
“испорченности” или примитивности. Во многих случаях он подчеркивает ее
истовость, душевную чистоту, а у исповедующих народную веру – способность
приближения к Богу в высшей мере, что выражается в народной святости.
Сила и простота такой народной веры отражены в фольклорной легенде о
неправильной, но угодной Богу примитивной молитве, которая обработана Львом
Толстым в его рассказе “Три старца”. Эта вера находит свое отражение в некоторых
заговорах и народных молитвах, к сожалению, еще плохо собранных и мало
исследованных.
Г.П. Федотов, изучая народную религию и народную святость, занимается не только
теологическими проблемами, но и глубоким анализом духовной сущности русского
народа, самопознанием, о котором речь шла в начале нашей вступительной заметки».
(Толстой, Н.И. Несколько слов о новой серии в книге Г.П. Федотова «Стихи
духовные» // Федотов, Г. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным
стихам) / Г. Федотов. – М., 1991. – С.9).
Определение духовных стихов как стихотворно-песенных произведений, неоднородных
в жанровом отношении. Их близость к былинам, балладам, историческим и лирическим
песням. Главный признак духовных стихов, заключенный в самом их определении
«духовные», – противопоставление религиозного (христианского) всему мирскому,
светскому. Народные названия жанра: «стихи», «старины», «псальмы».
Источники духовных стихов – в христианской канонической и апокрифической
литературе, получившей распространение с конца Х в., после крещения Руси.
Воздействие на них разных видов древнерусской книжности: Библии, житийных,
нравоучительных повестей, «чудес» и др.
Калики перехожие ходили по русской земле и исполняли духовные стихи. Их быт
изображается в эпической песне «Сорок калик со каликою».
Принято деление духовных стихов на старшие (эпические) и младшие
(лиро-эпические, лирические). Сатирические, обличительные, нравоучительные
духовные стихи. Тематический принцип является доминирующим для содержания
духовных стихов:
– события Библейской истории, основы мироустройства, представления о тех или
иных религиозных догматах («Голубиная книга»);
– о ветхозаветных персонажах («Осип Прекрасный», «Плач Адама»), на евангельские
сюжеты (о Христе), о героях-змееборцах («Федор Тирон», «Егорий и змей»), о
мучениках («Егор и Демьянище», «Кирик и Улита»), о подвижниках («Иосаф и Варлаам»,
«Алексей Божий человек»), о чудотворцах («Микола Чудотворец», «Дмитрий Солунский»,
о праведниках и грешниках («Два Лазаря», Аника-воин»);
– темы Страшного суда, разделения грешной души с телом, ее мытарства и др.;
– стихи о лицах древнерусской истории («Борис и Глеб», «Александр Невский»,
«Дмитрий Донской»).
Главное содержание эпических духовных стихов – описание мученичества за веру и
описание ратных подвигов, завершающихся возведением храмов, прославлением
божественных сил, чудотворцев и т.д.
Художественный мир духовных стихов как мир христианских чудес: исцеления
больных, воскресения из мертвых, перемещения во времени и в пространстве во
время снов и видений, говорящие иконы и т.п.
Главные идеи духовных стихов – бренность земной жизни и спасение души для
высшего, загробного существования; утверждения превосходства духовного над
телесным; необходимость соблюдения заповедей Божиих и своевременного покаяния в
грехах; предупреждение о вечных адских муках за земные грехи.
Насыщенность языка духовных стихов церковно-славянизмами. Приближение содержания
и образов переведенных книжных источников к русской истории и действительности.
Переплетение в духовных стихах религиозной тематики и морали с идеями, образами
и речевыми формами устного народного творчества.
Насыщенность языка духовных стихов церковно-славянизмами.
Приближение содержания и образов переведенных книжных источников к русской
истории и действительности.