Материал для самостоятельной работы студентов
Литература по мифологии вообще и, в частности, по славянской мифологии обширна.
Мифология возникает на низкой ступени общественного развития и служит для
объяснения явлений природы и общественной жизни. Ни одна религия не может
обойтись без мифологии, т.к. складывается из чувств, представлений и обрядов,
связанных с теми или другими сверхъестественными существами (богами или
героями). Язычество – религия древних славян, общее обозначение древних форм
религии, характерной особенностью которых является многобожие. Языческие и
мифологические элементы часто переплетаются в текстах УНТ. Почему-то неплохо
знают богов древнегреческой и древнеримской мифологии, но плохо знают славянских
богов.
Славянский пантеон богов: боги – родоначальники; боги стихий (огня и света, воды
и земли); боги любви, брака, домашнего очага; боги земледелия и скотоводства.
Согласно летописи («Повесть временных лет») Владимир велел поставить около
княжеского двора на холме идолов Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла, а
под холмом – «скотьего бога» Велеса (Волоса). Перед крещением Руси Владимир
«разрушил храмы идольские со лжеименными богами». Однако языческая вера не была
уничтожена вместе разрушением Пантеона богов. На долгое время установилось
двоеверие. Язычество отошло «на окраины», и существовало долгое время
параллельно с христианством. Известно из древнерусской литературы («Житие
Стефана Пермского», написанное Епифанием Премудрым), что Стефан Пермский был
причислен к лику святых за то, что язычников-пермяков обратил в христиан только
в XIV веке. Религиозные философы (В.В. Розанов, П.А. Флоренский) исследуя
христианство, предполагали, что языческий элемент (особое чувство природы)
неистребим в христианстве. Религиозное чувство природы («Вокруг меня цвел Божий
сад») они связывали с языческим поклонением природе.
Сварог – бог Неба, Солнца и Огня. Дажьбог – сын Неба. Сварожич (Перун) – прежде
всего – Бог грозы, олицетворение огня и молнии, бог грома и молний, бог войны («Перунова
стрела в тебя», «Гром в тебя»). В весенней грозе древний человек усматривал
животворящий источник обновления земли, природы, отсюда понятна его
первостепенная роль. Перун возглавляет языческий пантеон славянских богов. Его
имя встречается в летописи под 907 годом. Молнии – его оружие (меч и стрелы), он
был вооружен палицей, луком со стрелами, топором. Радуга – его лук. Тучи –
одежда (или борода и кудри). Гром – далеко звучащее слово, глагол божий, ветры и
бури – дыхание, дожди – оплодотворяющая сила, дождь есть зачатие земли. По
народному русскому поверью, земля не открывает своих недр на рождение злаков до
первого весеннего грома, т.е. до выезда Перуна в его громовой колеснице
(=облаке). Дожденосные облака – колодцы, Перун их открывает. Перун-громовержец
возбуждал в древнем человеке двоякое чувство. С одной стороны, это был страх
перед божеством, владеющим грозными природными стихиями, которые способны нести
смерть и разорение. От такого злого божества надо искать защиту, его надо было
умилостивить. С другой стороны, верили, что всесильный бог убивает силы зла,
наказывает их, утверждает добрые начала. Перун, помимо огня, связан с культами
воды, дерева, камня. Он считается родоначальником небесного огня, который,
нисходя на землю, дает жизнь огню земному и обеспечивает людям тепло и жизнь.
Перуна представляют статным, высокого роста, с черными волосами и длинной
золотой бородой. Восседал он на пламенной колеснице, разъезжая по небу,
вооруженный луком и стрелами, разящий всех нечестивых. В Пантеоне Владимира
Перун имел человеческое подобие: тело высечено из дерева, голова отлита из
серебра, усы – из золота, ноги – железные, глаза – из драгоценных камней. В руке
он держал каменное подобие стрелы, осыпанной яхонтами. Перед Перуном горел
огонь, который жрецы должны были под страхом смерти поддерживать. Днем Перуна
считался день 20 июля (ст. стиля) – 2 августа (по нов. стилю). Кроме того, его
днем считали четверг.
«День каждого бога праздновали всенародно. В праздник приносили богу
жертвы-дары. Молили его смирить гнев, не обрекать на голод, холод, нищету. В
жертву приносили молодую овечку, или ягненка-агнца. Случались и человеческие
жертвоприношения. Люди как бы откупались ими за грехи. Расплату за грехи
виновных несли другие – часто самые невинные и безропотные – ягнята или младенцы
человеческие, отроки или девицы. Винá одного оборачивалась смертью
другого. Понятие греха в язычестве неизменно было связано со
смертью-искуплением. Грехесть смерть.
В августе праздновали Перунов день. Был это самый главный и мрачный праздник в
году. В этот день не пели песен, не водили хороводы. Приносили грозному богу
человеческие жертвы» (Давыдова, Н.В. Евангелие и древнерусская литература:
учебное пособие для учащихся среднего возраста / Н.В. Давыдова. – М., 1992. – С.
122).
Перуновым деревом почитали дуб – символ могучей силы. Перуновым животным – быка
или тура, как самого сильного из близких к человеку животных. Перуновой птицей
считали петуха, именем которого назывался огонь, почитали у язычников птицею,
посвященной Перуну и очагу, эмблемою счастья и плодородия. В мифических
сказаниях Перун (именно потому, что он бог грома и молний) является
оплодотворителем, богом, наделенным неиссякаемою силою любострастия, постоянно
ищущим чувственных наслаждений, покровителем любви и брачных союзов. Четверг как
день Перуна – самый удачный для брачных союзов день. На святочные гадания
девушки шли с петухом, выставляли в комнате разные предметы, договаривались о
символическом обозначении этих предметов, выпускали по очереди своего петуха и
наблюдали, к какому предмету он подойдет первым. Если курица летает и кудахчет
по комнате, то свекровь будет злая и ворчливая. Петух и курочка в подблюдных
песнях – символ замужества по любви. Если пелось о колечке, то оно выступало
символом скорого замужества: золотое – за жениха богатого, серебряное – за
жениха со средним достатком, медное – за нищего. Петух и курица – непременное
свадебное кушанье. На свадьбу также приносили петуха. Вспомним, в сказке
«Царевна – лягушка» братья по наказу царя отца взяли по стреле и пустили в
разные стороны: как молния Перуна, так и стрела в брачном обряде – знамение
плодородия. Отсюда понятен и другой обряд: окручивая невесту, стрелою разделяли
девичью косу, а гребень обмакивали в мед или вино. Дождь Перуна – символ меда и
вина также. Жених и невеста пьют вино из одного ковша. С культом воды как
плодоносящей силой связано и любовное наслаждение – метафорический образ
испивания воды. В сказке добрый молодец приезжает во дворец Царь-девицы, которая
спала на ту пору богатырским сном; позарился на ее несказанные прелести и смял
красу девичью, а сам ускакал. Пробуждается Царь-девица ото сна и говорит во
гневе: «Какой это невежа в моем доме был, воды испил, к о л о д е ц не закрыл!»
Огонь и вода в свадебных обрядах не утратили своего значения: переезд молодых
через горящий костер, возжение свечей при окручивании невсты, обливание жениха и
невесты ключевою водою (символ плодородия и счастья для молодых). С именем
Перуна связаны некоторые поверья. Например, услышав первый удар грома необходимо
кувыркаться. Первым дождем умыться, первая дождевая вода молодит и красит лицо,
дает здоровье. С Перуном связан земледельческий культ воды (эмблема дождя,
который обновляет, молодит землю, украшает ее зеленью, цветом). Культ солнца
также связан с именем Перуна. Весь золотой мир сказки не металлический, а
солнечный. Серебро и золото – эмблемы блестящих лучей летнего солнца или
золотистых молний.
Языческие божества – Велес (Волос), Дажьбог, Хорс, Ярила, Стрибог, Мокошь,
Марена, Морской Царь и другие.