Несказочная проза (предания, легенды, былички, сказы, мифы и т.д.).
Установка на достоверность – главный жанрообразующий признак жанров несказочной прозы. Все они невелики по объему, состоят из одного эпизода. Записаны, якобы со слов очевидца или по воспоминаниям людей, слышавших от очевидца тот или иной рассказ. Все они несут информацию.
Предания – жанр устной народной прозы с установкой на историческую достоверность. Назначение преданий – сохранить память о важных событиях и деятелях национальной истории, дать им оценку. Но важным моментом является, так же как и в сказках, соотношение достоверности, правды, исторической правды, реальности и художественного вымысла. Жанровые разновидности преданий: исторические, топонимические, генеалогические.
Для преданий исторических характерно изображение событий давно прошедших, законченных, единичных. Характер конфликта объясняется историей и раскрывается через реально существующих исторических деятелей. Поэтому группируются они по хронологии исторических событий или составляют цикл вокруг того или иного исторического лица:
– древнейшие предания («Поход Олега на Царьград», «Ольга» и др.);
– предания о татаро-монгольском нашествии и свержении вражеского ига («Про Мамая безбожного», «Три Ивана»);
– предания о Иване Грозном, Ермаке;
– предания о Борисе Годунове, Лжедмитрии;
– предания о Степане Разине;
– Петре I, петровских преобразованиях и после петровских временах;
– предания о Пугачеве, Суворове, Кутузове...
Циклизация сюжетов преданий вокруг исторических лиц. Наиболее крупные циклы: о справедливом царе (Иване Грозном, Петре I); о народном предводителе (Ермаке, Степане Разине, Емельяне Пугачеве); о благородных разбойниках (например, о Кудеяре).