Легенды о человеке
Особый интерес представляют легенды о человеке, его судьбе, о наказании и
спасении, а также о Лицах Святой Троицы, о библейских
образах. Так, легенда «Отчего осина дрожит» связана с именем Иуды предателя:
«Как продал Иуда Христа, жиды Христа на кресте распяли, Иуду страх взял. Задумал
злодей удавиться. “Ни одно дерево не смей, - говорит Господи, - ни одно не смей
принимать на себя Иуду-христопродавца!” Сказал Господи, кто слова Господа не
послушает? Всякому дереву стало нельзя принимать на себя Иуду-христопродавца...
Кинулся Иуда к березе, что росла у самого просветлого рая... кинулся к той
березе, сделал моток, взлез на самую верхушку, взлез, да и повесился! Только и
береза умна была: нагнула верхушку до самой земли да и скинула с себя Иуду;
только скинула береза Иуду не в пресветлый рай, а на нашу грешную землю. Оттого
у березы и ветья такие гибкие: как хочешь гни, хоть узлом вяжи – все не
сломится. Побежал Иуда-христопродавец, побежал к горькой осиночке, к самой
молоденькой осиночке. “Молодая осиночка разумом глупешенька”, - думает Иуда. А
Бог-то на что? Вот про это и забыл злодей. Прибежал Иуда к той осиночке и
повесился на горьконькой! Как вздрогнет осиночка! Как быть горьконькой? Божьего
слова не послушала... А разумом-то глупешенька и не соберется с своей памятью,
что ей делать. Только Господи и говорит: “Не бойся ты, горькая осина! Не с злого
умыслу ты это сделала; не по злу, а по своему глупому разуму; тебе за это греха
не будет; скинь с себя Иуду-христопродавца!” Осина и скинула с себя
Иуду-христопродавца. С того-то слова Божия осина и по теперь дрожит – вот
отчего... “Прими, дуб, на себя Иуду-христопродавца!” – сказал Господи. Дуб и
принял на себя Иуду-христопродавца, и греха тут дубу нет: принял на себя дуб
Иуду по слову Божию. Оттого-то у дуба ветьи такие крепкие, да и весь дуб такой
крепкий да твердый: крепче дуба на свете дерева нет... одно только и есть
крепче: это купарисово дерево. [...] Из купарисова древа крест дл Христа делали,
на купарисовом древе иконы святые пишут, оттого купарисово древо и крепче всех,
крепче всех, крепче самого дуба...»
Наблюдается тенденция сближения устных легенд с духовными стихами или со
сказкой.