Легенды о человеке

Особый интерес представляют легенды о человеке, его судьбе, о наказании и спасении, а также о Лицах Святой Троицы, о библейских образах. Так, легенда «Отчего осина дрожит» связана с именем Иуды предателя: «Как продал Иуда Христа, жиды Христа на кресте распяли, Иуду страх взял. Задумал злодей удавиться. “Ни одно дерево не смей, - говорит Господи, - ни одно не смей принимать на себя Иуду-христопродавца!” Сказал Господи, кто слова Господа не послушает? Всякому дереву стало нельзя принимать на себя Иуду-христопродавца... Кинулся Иуда к березе, что росла у самого просветлого рая... кинулся к той березе, сделал моток, взлез на самую верхушку, взлез, да и повесился! Только и береза умна была: нагнула верхушку до самой земли да и скинула с себя Иуду; только скинула береза Иуду не в пресветлый рай, а на нашу грешную землю. Оттого у березы и ветья такие гибкие: как хочешь гни, хоть узлом вяжи – все не сломится. Побежал Иуда-христопродавец, побежал к горькой осиночке, к самой молоденькой осиночке. “Молодая осиночка разумом глупешенька”, - думает Иуда. А Бог-то на что? Вот про это и забыл злодей. Прибежал Иуда к той осиночке и повесился на горьконькой! Как вздрогнет осиночка! Как быть горьконькой? Божьего слова не послушала... А разумом-то глупешенька и не соберется с своей памятью, что ей делать. Только Господи и говорит: “Не бойся ты, горькая осина! Не с злого умыслу ты это сделала; не по злу, а по своему глупому разуму; тебе за это греха не будет; скинь с себя Иуду-христопродавца!” Осина и скинула с себя Иуду-христопродавца. С того-то слова Божия осина и по теперь дрожит – вот отчего... “Прими, дуб, на себя Иуду-христопродавца!” – сказал Господи. Дуб и принял на себя Иуду-христопродавца, и греха тут дубу нет: принял на себя дуб Иуду по слову Божию. Оттого-то у дуба ветьи такие крепкие, да и весь дуб такой крепкий да твердый: крепче дуба на свете дерева нет... одно только и есть крепче: это купарисово дерево. [...] Из купарисова древа крест дл Христа делали, на купарисовом древе иконы святые пишут, оттого купарисово древо и крепче всех, крепче всех, крепче самого дуба...»
Наблюдается тенденция сближения устных легенд с духовными стихами или со сказкой.