План практического занятия № 6 -7.
Воинские повести
1. Характеристика жанра воинской повести. Элементы композиции.
2. Черты воинской повести в ПВЛ.
3. Композиционные элементы воинской повести в «Слове о полку Игореве».
4. Развитие жанра воинской повести в эпоху монголо-татарского нашествия.
«Повесть о разорении Рязани Батыем». Своеобразие сюжета и композиции,
особенности изображения героев, «воинские формулы». Тема чести. Образы князя
Федора и княгини Евпраксии. Осада города Рязани. Образы «резвецов и удальцов»
рязанских. Собирательный образ врага. Образ Евпатия Коловрата, созданный
эпическим стилем: средствами былинной гиперболизации.
5. «Сказание о Мамаевом побоище», композиция, «воинские формулы», использование
традиций «Слова о полку Игореве», лирические и эпические начала
6. Изображение персонажей. Элементы портрета.
7. Пейзаж и его функция.
Литература:
1. Кузьмин, А. И. Героическая тема в русской литературе / А. И. Кузьмин. – М.,
1974. – С. 8-21.
2. Прокофьев, Н. И. Нравственно-эстетические искания в литературе эпохи
Куликовской битвы // Литература Древней Руси. – М., 1983. – С. 9-10.
3. За землю русскую. Древнерусские повести / Пер., сост., предисл. и прим. Л. А.
Дмитриева. – М., 1980. – 124 с.
Задания для самостоятельной работы:
1. При чтении произведений сделайте выписки из художественных текстов,
иллюстрирующих познавательное, воспитательное, эстетическое значение ДРЛ.
2. Проследите литературную судьбу «Повести о разорении Рязани Батыем»
(поэтический перевод на современный русский язык Ивана Новикова, повесть Д. Яна
«Батый», повесть В. Ряховского «Евпатий Коловрат», «Повесть о приходе Батыя на
Рязань, о Евпатии Коловрате и князе Игоре Игоревиче» В. Васильева и т.д.).
3. Проанализируйте стихотворный цикл А. Блока «На поле Куликовом».
4. Проанализируйте высказывание А.С. Пушкина: «России определено было высокое
предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их
нашествие на самом краю Европы, варвары не осмелились оставить у себя в тылу
порабощенную Русь и возвратились на степи своего Востока. Образующееся
просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией...» + «Европа в
отношении к России всегда была столь же невежественна, как и неблагодарна».
5. В этот период ДРЛ к жанру «слова» принадлежит и «Слово о погибели земли
русской». Проанализируйте памятник. Что подразумевается под словом «беда» («И
в те дни – от великого Ярослава и до Владимира и до нынешнего Ярослава и до
брата его Юрия, князя владимирского, - обрушилась беда на христиан...»)? О
какой «погибели» говорил автор?
6. Дайте характеристику жанра хождений (объект изображения, способ литературного
обобщения, структура, образ повествователя, язык). Ответьте на вопросы. Как
странствия Иисуса Христа по Палестине связаны с внутренним преображением людей?
Как идея паломничества к святым местам связана со странствиями Христа? Как
менялось представление о паломничестве со временем?
7. «Хождения игумена Даниила» – из литературы периода Киевской Руси. Прочитайте
и проанализируйте памятник. История создания и основная цель произведения,
композиция, особенности образа повествователя.
8. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина – из литературы периода феодальной
раздробленности, татаро-монгольского нашествия и объединения Северо-восточной
Руси. Судьба Никитина и его путевых записок, своеобразие построения
произведения, стилистика хождения, роль иноязычной лексики.
9. Найдите сведения о паломничествах писателей (в Иерусалим, по русским
монастырям).
10. Подумайте над смыслом заглавия романа А.Н. Толстого «Хождение по мукам»,
сравните с апокрифами («Хождение богородицы по мукам») и с древнерусскими
хождениями.
11. Что общего между хождениями и путешествиями, двумя жанрами литературы.
12. Напишите реферат на одну из тем: «Образ женщины в древнерусской литературе»;
«Образ древнерусского воина по материалам воинских повестей»; «Культура Древней
Руси»; «Искусство древнерусских иконописцев».