Материал для самостоятельной работы студентов
Основные произведения, отразившие идею централизованного государства.
Стоглав, Степенная книга, Лицевой Свод (летописи). Великие Минеи-Четьи (ВМЧ)
созданы по инициативе митрополита Макария как своеобразный многотомный сборник
«всех книг четьих», «чтомых» на Руси (преимущественно «святых»,
предназначавшихся для «душеполезного» чтения) – годовой круг чтения по месяцам:
12
томов по количеству месяцев в году. В состав входили жития всех святых, память
которых отмечалась в этом месяце, и вся литература, связанная с этими святыми;
сочинения греческих отцов церкви, церковно-полемическая литература, церковные
уставы. Другими словами, ВМЧ - регламентация круга чтения на Руси. Домострой.
Стремление организовать образ жизни средневекового человека. «Домострой» как
руководство в повседневной жизни человека, нормы внутренней домашней жизни,
широкие рекомендации, как устроить свой дом так, чтобы в него было «как в рай
войти». Регламентировались отношения в семье, между домочадцами, говорилось о
воспитании детей, давались рекомендации по выстраиванию отношений между
господами и слугами. Эстетический идеал «Домостроя» – идеал чистоты, порядка,
бережливости, почти скупости. Три части: 1 – «о духовном строении», 2 – «о
мирском строении», 3 – «о домовом строении».
Сочинения протопопа Аввакума. Раскол в русской церкви XVII в. и его
философское, культурное, политическое значение. Старообрядческая литература.
Жизнь протопопа Аввакума и его политические взгляды. Стиль, язык, жанровые
особенности «Жития» протопопа Аввакума. Символика текста «Жития». Композиция
«Жития».
Стихотворство (версификация, рифмоплетство) как осознанная форма
художественной речи, противопоставленная прозе, возникло в русской литературе в
начале XVII в. С середины 1660-х гг. в силлабической поэзии утвердился
изосиллабизм, основанный на равенстве слогов в стихах. Ведущим поэтом стал
приехавший в Москву из Белоруссии Симеон Полоцкий. Творчество Симеона Полоцкого,
основные произведения, значение. «Вертоград многоцветный» (1678), «Рифмологион»
(1679).
Разница
Кто есть царь и кто тиран, хочешь если знать,
Аристотеля книги потрудись читать.
Философия
1
Философии вывод: так людям жить,
чтобы во многом Богу подобным быть.
7
Как врачебное искусство болезнь исцеляет,
философы нрав злых душ исправляют.
8
Пчела мед сладкий из цветов собирает,
их красотою себя не поощряет;
Так и философ старается объединять
тех, кто может добром исцелять.
Что красота в себе содержит.
Как красота не требует себе дополнений,
Так и малый ветер ничего не изменяет.
Разум
Разумом постоянно о добре рассуждать,
Как бы настоящее благоустроить,
Еще предвидение будущего иметь, -
этих дел не делают, так как умом дети.
Учиться и учить
Незнающим, тем есть нужда учиться,
а знающим, другим то верно объяснять.
Невежда
Невежда пути водителем да не бывает,
не владеющий искусствами книг да не поучает.
Невежда мудрого когда поучает –
слепец зрячего провождает.
Сова о лучах солнца рассуждает,
когда ничтожный о мудрых вещает.
Поэзия С. Полоцкого – поэзия, охваченная пафосом просветительства, отсюда во
многом учительный характер его поэзии. Он положил начало русской традиции
переложения псалмов, переводя стихами всю Псалтырь – «Псалтирь рифмотворная»
(изд. 1680).
Миряне, песни мира оставляйте, / вместо их псалмы Богу воспевайте.
Пение псалмов есть избранно Богу, / душ наших скверну омывает многу...
Стремление ввести в обиход мирян псалмодию было одной из целей поэта. Другая же
– просветительская: стих и рифма способствовали лучшему запоминанию и усвоению
Псалтири, по которой традиционно учились чтению. Ставил Полоцкий и сугубо
версификационные задачи. В его рассчитанных для пения псалмах наблюдаем
многообразие силлабических размеров и их комбинаций, которое впоследствии
отзовется в поэзии:
Псалом 45
Бог нам сила, прибежище, / от волн скорбей пристанище.
Аще земля вся смутится, / наше сердце не боится.
Аще горы преложатся, / в сердце морско вовалятся,
Душа наша не смутится, / в Бозе силном утвердится...
Силлабическое книжное стихотворство просуществовало до 1730-х гг., ему отдали
дань А.Д. Кантемир и В.К. Тредиаковский, которые позднее приступили к его
реформированию.
Основные литературоведческие понятия
Силлабическое стихосложение – система стихосложения,
основанная на равном количестве слогов в чередующихся стихах. При
большом количестве слогов вводится цезура (пауза в середине стихотворной
строки), которая делит строку на две части. Силлабическое стихосложение
используется преимущественно в языках, которые имеют постоянное ударение.
Тоническое стихосложение - система стихосложения, основанная на
упорядоченном расположении ударных слогов в стихе, при этом колическтво
безударных слогов в расчет не принимается.
Силлабо-тоническое стихосложение – система стихосложения,
основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе.
Основные размеры – двухсложные (Ямб, Хорей) и трехсложные (Дактиль, Амфибрахий,
Анапест).