I. Развитие жанра воинской повести
О древнерусском человеке говорили, что он либо ратай, либо оратай (либо воин,
либо пахарь). Большая часть произведений описывала достоверные события и
реальных лиц, исторические повести в большинстве своем относились к жанру
воинской, героической повести, а их элементы можно было наблюдать в других
жанрах ДРЛ (летописи, жития, слова и т.д.). Много воинских повестей было создано
в самый трагический, наверное, период – период татаро-монгольского нашествия.
Большую часть воинских повестей II-го периода можно разделить на две группы:
повести о татаро-монгольском нашествии («Повесть о битве на реке Калке»,
«Повесть о разорении Рязани Батыем») и повести о Куликовской битве («Сказание о
Мамаевом побоище», «Задонщина»). Один из главных героев ДРЛ был «хоробрый на
ратях воин», отличительные черты которого – мужество, пренебрежение к ранам, к
смерти, благородство. Во всей древнерусской литературе нет человека,
испугавшегося смерти. Тогда как противник – заносчивый, хвастливый, коварный.
Для композиции воинской повести характерны обязательные композиционные части:
– сборы дружин, речь князя перед выходом в поход. Князь в воинской повести не
только стратег, но и оратор. Моление князя, дружины перед выходом в поход;
– бой не сразу. Перед боем представлено единоборство противоборствующих героев,
предвосхищавшее исход битвы: кто кого в единоборстве побьет, та сторона и
победит в бою. Рассказ о поединке вошел в канон воинской повести. Иногда
единоборство – после сражения. Также часто встречаем разного рода
предзнаменования победы (или поражения) – в приметах, явлениях природы,
божественных знамениях воины видели исход битвы (хорошо всем знакомое солнечное
затмение в «Слове о полку Игоревом», предвещавшее поражение; видения Бориса и
Глеба на облаке, предвещавшее победу на поле Куликовом в «Сказании о Мамаевом
побоище»);
– описание боя, битвы – кульминация повествования, к которому сходятся все
сюжетные линии. Бой, сражение, исход битвы представляются с вмешательством Бога,
иногда Бог отворачивается от людей, мстя им за грехи, и, наоборот, помогает
одержать победу;
– бой сравнивается с пиром («здесь пир закончили храбрые русичи») либо с посевом
(«и русская земля костьми была посеяна, а кровью полита»);
– оптимистическая концовка – независимо от исхода битвы.
Многие образы воинских повестей проникнуты истинным драматизмом. Можно
утверждать, «что этот жанр, хотя и был направлен в первую очередь на отражение
исторических событий, достаточно последовательно обращал внимание и на
внутренний мир его участников. На протяжении существования жанра были выработаны
устойчивые средства для выражения определенного круга психологического состояния
героев: печали, радости, страха, гнева и т.д. Многие древнерусские авторы
сумели показать мотивирующую связь чувств и мыслей с поступками героев» (Н.В.
Трофимова).