РЕЦЕНЗИЯ
НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ (ДИПЛОМНУЮ) РАБОТУ
студента (ки) гр. _____ __________________________________________________
(Ф.И.О.)
на тему
«_______________________________________________________________________»
Формирование системы специального
(коррекционного) образования для исследователей остается перспективной областью
изучения. Особенно важно обращение к историческим этапам его становления и
развития, без учета позитивного и негативного опыта которых не представляется
возможным дальнейшие преобразования деятельности данных учреждений. Специальное
(коррекционное) образование в Сибири представляет собой сложный процесс, имеющий
длительную историю развития, который отражает как общие закономерности истории
обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, так и специфику
становления специального образования в регионе, обусловленную местными социально
- экономическими, культурными и другими особенностями. В связи с чем,
актуальность выполненной работы очевидна.
Автор справедливо замечает, что переоценка политических,
правовых, экономических, социокультурных ценностей, затронувшая российское
общество, несомненно, изменила положение детей с различными отклонениями в
развитии (стр. 3), а значит, на сегодняшний день возникает необходимость
разработки и внедрения новых систем специального образования.
Во введении автор методологически грамотно определяет цель
своего исследования - рассмотреть процесс формирования системы специального
(коррекционного) образования в Сибирском регионе (С. 4), анализирует источники и
литературу, используемые для выполнения работы, раскрывает методологическую базу
исследования через такие методы научного познания как: логический (общенаучный)
и сравнительно-исторический методы, которые позволили рассмотреть прошлое и
настоящее специального коррекционного образования и др.
Ф.И.О. достижение цели работы осуществляет посредством решения следующих
конкретных задач: описать процесс формирования специального коррекционного
образования в Сибирском регионе; охарактеризовать особенности современного
развития специального коррекционного образования в Сибирском регионе; выявить
перспективы и проблемы развития специального коррекционного образования в
настоящее время (С. 4).
Обозначены и обоснованны конкретные хронологические и
территориальные рамки исследования (С. 5).
Дипломная работа состоит из двух глав. В первой главе
(Ф.И.О.) рассматривает предпосылки становления специального (коррекционного)
образования в Сибири. Осознав необходимость организации системы специального
образования в начале 20 века в Сибири (посредством благотворительности, которую
поощряло государство) создаются специальные школы для детей с отклонениями в
развитии, в основном профессиональной направленности (обучение какой-либо
профессиональной деятельности). Дипломница достаточно подробно и последовательно
характеризует процесс их образования. Формирование системы специального
(коррекционного) образования в годы советской власти в Сибири Еленой Дмитриевной
отмечается как особый период, так именно он способствовал тому, что была создана
сеть детских домов-школ, в который учащиеся с отклонениями в развитии получали
возможность обучения (глухие, слепые и умственно отсталые дети), а также
осуществлялась специальная подготовка и переподготовка учителей для данных
учреждений.Во второй главе работы «Развитие системы специального коррекционного)
образования в Сибирском регионе» (И.О.) анализирует особенности государственной
политики в отношении детей с отклонениями в развитии, а именно усиление
законодательного закрепления их особого социального положения (Закон РФ «Об
образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном
образовании)» и другие нормативные акты), увеличение финансирование на их
содержание и обучение. Автор приводит статистические данные для подтверждения
роста численности детей с отклонениями в развитии. К сожалению, (И.О.) не
выявляет динамику роста численности за последнее столетие, что было бы
целесообразно сделать в данном исследовании.
Кроме того, автор, проанализировав (косвенно рассмотрела) и
проблему подготовки преподавательского состава для работы в системе специального
(коррекционного) образования справедливо замечает, что в Томской области на
данный момент практически не организовано обучение педагогов-дифектологов. Она
выявляет и описывает в работе, как перспективы, так и проблемы развития системы
специального образования.
При этом анализ и сравнение внедрения инновационных процессов обучения в данной
системе образования на территории разных субъектов Сибирского региона делает
исследование (Ф.И.О.) практически значимым не только для исторической науки, но
и для педагогических изысканий.
Степень обобщенности, весомости представленных в заключение
выводов достаточно высока и свидетельствует о достигнутости цели работы, о
выполнении задач исследования, в целом.
К замечаниям в работе следует отнести: незначительные
стилистические погрешности и грамматические ошибки; использование в работе по
истории педагогической мысли преимущественно работы по специальной
(коррекционной) педагогике; неграмотность в определении видовой принадлежности
источников, использованных в работе (С. 4.); чрезмерная обобщенность выводов в
обзоре историографии; множественные опечатки и повторы слов в тексте, отсутствие
знаков препинания.
Несмотря на отмеченные замечания квалификационная (дипломная)
работа (Ф.И.О.) представляет собой самостоятельное завершенное исследование,
соответствующее требованиям, предъявляемым к подобного рода работам и
заслуживает высокой положительной оценки.
«___» ____________ 20___ г.
Рецензию составил (а):
Должность, степень, звание ________________________________ (Ф.И.О.)