11. ПАДЕНИЕ
РЕДУЦИРОВАННЫХ В СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКАХ
Основная литература
1. Климовская, Г. И. Старославянский язык : учебник для филол. фак. ун-тов / Г.
И. Климовская. – 2-е изд. – М. : Флинта, 2011. – Тема 15 : Падение сверхкратких
гласных [ъ] и [ь] в славянских языках XI– XIV веков. – С. 111–125.
2. Кривчик, В. Ф. Старославянский язык : учеб. пособие для филол. фак. вузов /
В. Ф. Кривчик, Н. С. Можейко. – 3-е изд., испр. – Минск : Выш. шк., 1985. –
Редуцированные гласные. – С. 42–46.
Дополнительная литература
3. Хабургаев, Г. А. Старославянский язык : учеб. пособие для студ. пед. ин-та по
спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / Г. А. Хабургаев. – М. : Просвещение, 1974. –
Редуцированные и и ы (§§ 50–51); Сильное и слабое положение редуцированных (§§
52–54) ; Падение редуцированных (§§ 55–56). – С. 90–96.
11.1. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ПАДЕНИЯ РЕДУЦИРОВАННЫХ, ЕГО СИСТЕМНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И
ПРИЧИНЫ
Задание 234. Охарактеризуйте процесс падения редуцированных с фонетической и
фонологической точек зрения, опираясь на базовое лингвистическое
противопоставление «синтагматика (поток речи) – парадигматика (система, в данном
случае – вокалическая)». Почему в составе термина падение редуцированных первый
элемент не является синонимом слова выпадение?
Задание 235. Назовите предпосылки падения редуцированных, связанные с
проявлением асимметрии в строении славянской (старославянской) системы гласных.
Задание 236. Объясните, как процесс падения редуцированных связан со сменой типа
ударения в славянских языках. Какую роль в этом сыграло углубление принципа
сингармонизма?
11.2. ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ПРОЦЕССА ПАДЕНИЯ РЕДУЦИРОВАННЫХ
Задание 237. Опишите исходную подсистему сверхкратких звуков (фонемы и их
комбинаторные варианты). В каких из перечисленных ниже лексем звучали так
называемые напряженные редуцированные? Подчеркните буквы, обозначающие эти
звуки.
Задание 238. Опишите механизм перераспределения вокальности как дополнительный к
ударению фактор прояснения редуцированных (укажите направление передачи
вокальности, качественные и позиционные характеристики взаимодействующих
гласных).
Задание 239. С опорой на данные таблицы 18 подготовьте устный ответ на тему
«Слабые и сильные позиции редуцированных в фонетическом слове». Объясните,
почему определение позиций следует начинать от конца слова к началу и в связи с
чем каждая из позиций является слабой или сильной (оцените во всех случаях
возможность актуализации факторов прояснения). Приведите свои примеры в
дополнение к предложенным. Можно ли подобрать примеры с напряженными
редуцированными для слабых позиций 1, 3? Докажите.
Задание 241. Объясните, почему прояснились «слабые»
редуцированные в словах ñúáèðàòè (ср. ñúáüðàòè), âúïèòè (ср. âúïëü), ñúâhòú (ср.
ñâhòú), ñúáîðú, òúãäà, êúãäà.
11.3. ХРОНОЛОГИЯ И ТЕКСТОВЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА ПАДЕНИЯ РЕДУЦИРОВАННЫХ
Задание 242. Обозначьте хронологические рамки процесса падения редуцированных
для славянских языков в целом, а также отдельно для южно-, восточно- и
западнославянских языков. В каком старославянском памятнике узкого канона можно
наблюдать верное употребление букв ú и ü? Почему последовательным отражением
редуцированных на письме отличается также Остромирово евангелие?
Задание 243. Опишите текстовые проявления процесса падения редуцированных в
слабых и сильных позициях (перечень некорректно употребляемых графем, случаи их
утраты, смешения, регулярных замен). Прочитайте и переведите предложенный ниже
текст, найдите в нем следы процесса падения редуцированных.
11.4. РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПАДЕНИЯ РЕДУЦИРОВАННЫХ В
СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКАХ
Задание 244. Объясните, почему после утраты редуцированных произошли не только
количественные, но и качественные изменения системы славянского вокализма.
Задание 245. Выявите нарушения принципа восходящей звучности (появление закрытых
слогов, новых несгруппированных стечений согласных) после падения редуцированных
в нижеследующих словах.
êúòî, ñâhòüëî, ÷üñòü, âúzäúõú, ïúòèöà, ìüñòèòè, ñúíú, ãëàäúêrè, âüñü,
êúíèæüíèêú, ò#æüêî, ëüñòüöü, âúòîðú, ìúíîãî, ï#òü ñúòú.
Отметьте случаи, в которых произошло сокращение слова на 2 или 3 слога.
Задание 246. Опишите изменения в области согласных, произошедшие после падения
редуцированных в приведенных ниже словах и словосочетаниях.
ñúäðàâú, áú÷åëà, ÷üñòèòè, êúäå, ñüäå, äúâàøüäè, òðèøüäè, ïîëú âúòîðà, ïüïüðüöü,
ñâàòüáà.
В каком примере ассимилятивное оглушение согласного создает предпосылки для
усвоения славянскими языками ранее чуждого им согласного?
Задание 247. Подберите примеры старославянских слов, в которых после падения
редуцированных беглость гласных выступала в качестве дополнительного средства
выражения грамматического значения в рамках отдельных косвенных форм, напр.:
ìúõú – ìúõà, ëüíú – ëüíà; êðhïúêú – êðhïúêrè, ãîðüêú – ãîðüêrè. Почему нельзя
сказать, что в современном русском языке пары брать – беру, жечь – жгу
иллюстрируют тот же тип исторических (морфологических) чередований?