11. ПАДЕНИЕ РЕДУЦИРОВАННЫХ В СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКАХ

Основная литература


1. Климовская, Г. И. Старославянский язык : учебник для филол. фак. ун-тов / Г. И. Климовская. – 2-е изд. – М. : Флинта, 2011. – Тема 15 : Падение сверхкратких гласных [ъ] и [ь] в славянских языках XI– XIV веков. – С. 111–125.
2. Кривчик, В. Ф. Старославянский язык : учеб. пособие для филол. фак. вузов / В. Ф. Кривчик, Н. С. Можейко. – 3-е изд., испр. – Минск : Выш. шк., 1985. – Редуцированные гласные. – С. 42–46.

Дополнительная литература


3. Хабургаев, Г. А. Старославянский язык : учеб. пособие для студ. пед. ин-та по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / Г. А. Хабургаев. – М. : Просвещение, 1974. – Редуцированные и и ы (§§ 50–51); Сильное и слабое положение редуцированных (§§ 52–54) ; Падение редуцированных (§§ 55–56). – С. 90–96.

11.1. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ПАДЕНИЯ РЕДУЦИРОВАННЫХ, ЕГО СИСТЕМНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ


Задание 234. Охарактеризуйте процесс падения редуцированных с фонетической и фонологической точек зрения, опираясь на базовое лингвистическое противопоставление «синтагматика (поток речи) – парадигматика (система, в данном случае – вокалическая)». Почему в составе термина падение редуцированных первый элемент не является синонимом слова выпадение?

Задание 235. Назовите предпосылки падения редуцированных, связанные с проявлением асимметрии в строении славянской (старославянской) системы гласных.

Задание 236. Объясните, как процесс падения редуцированных связан со сменой типа ударения в славянских языках. Какую роль в этом сыграло углубление принципа сингармонизма?

11.2. ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ПРОЦЕССА ПАДЕНИЯ РЕДУЦИРОВАННЫХ


Задание 237. Опишите исходную подсистему сверхкратких звуков (фонемы и их комбинаторные варианты). В каких из перечисленных ниже лексем звучали так называемые напряженные редуцированные? Подчеркните буквы, обозначающие эти звуки.

Задание 238. Опишите механизм перераспределения вокальности как дополнительный к ударению фактор прояснения редуцированных (укажите направление передачи вокальности, качественные и позиционные характеристики взаимодействующих гласных).

Задание 239. С опорой на данные таблицы 18 подготовьте устный ответ на тему «Слабые и сильные позиции редуцированных в фонетическом слове». Объясните, почему определение позиций следует начинать от конца слова к началу и в связи с чем каждая из позиций является слабой или сильной (оцените во всех случаях возможность актуализации факторов прояснения). Приведите свои примеры в дополнение к предложенным. Можно ли подобрать примеры с напряженными редуцированными для слабых позиций 1, 3? Докажите.
 

Задание 241. Объясните, почему прояснились «слабые» редуцированные в словах ñúáèðàòè (ср. ñúáüðàòè), âúïèòè (ср. âúïëü), ñúâhòú (ср. ñâhòú), ñúáîðú, òúãäà, êúãäà.

11.3. ХРОНОЛОГИЯ И ТЕКСТОВЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА ПАДЕНИЯ РЕДУЦИРОВАННЫХ


Задание 242. Обозначьте хронологические рамки процесса падения редуцированных для славянских языков в целом, а также отдельно для южно-, восточно- и западнославянских языков. В каком старославянском памятнике узкого канона можно наблюдать верное употребление букв ú и ü? Почему последовательным отражением редуцированных на письме отличается также Остромирово евангелие?

Задание 243. Опишите текстовые проявления процесса падения редуцированных в слабых и сильных позициях (перечень некорректно употребляемых графем, случаи их утраты, смешения, регулярных замен). Прочитайте и переведите предложенный ниже текст, найдите в нем следы процесса падения редуцированных.
 

11.4. РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПАДЕНИЯ РЕДУЦИРОВАННЫХ В СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКАХ

Задание 244. Объясните, почему после утраты редуцированных произошли не только количественные, но и качественные изменения системы славянского вокализма.

Задание 245. Выявите нарушения принципа восходящей звучности (появление закрытых слогов, новых несгруппированных стечений согласных) после падения редуцированных в нижеследующих словах.

êúòî, ñâhòüëî, ÷üñòü, âúzäúõú, ïúòèöà, ìüñòèòè, ñúíú, ãëàäúêrè, âüñü, êúíèæüíèêú, ò#æüêî, ëüñòüöü, âúòîðú, ìúíîãî, ï#òü ñúòú.
Отметьте случаи, в которых произошло сокращение слова на 2 или 3 слога.

Задание 246. Опишите изменения в области согласных, произошедшие после падения редуцированных в приведенных ниже словах и словосочетаниях.
ñúäðàâú, áú÷åëà, ÷üñòèòè, êúäå, ñüäå, äúâàøüäè, òðèøüäè, ïîëú âúòîðà, ïüïüðüöü, ñâàòüáà.
В каком примере ассимилятивное оглушение согласного создает предпосылки для усвоения славянскими языками ранее чуждого им согласного?

Задание 247. Подберите примеры старославянских слов, в которых после падения редуцированных беглость гласных выступала в качестве дополнительного средства выражения грамматического значения в рамках отдельных косвенных форм, напр.: ìúõú – ìúõà, ëüíú – ëüíà; êðhïúêú – êðhïúêrè, ãîðüêú – ãîðüêrè. Почему нельзя сказать, что в современном русском языке пары брать – беру, жечь – жгу иллюстрируют тот же тип исторических (морфологических) чередований?