13. ГЛАГОЛ В
СТАРОСЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ
Основная литература
1. Хабургаев, Г. А. Старославянский язык : учеб. пособие для студ. пед. ин-та по
спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / Г. А. Хабургаев. – М. : Просвещение, 1974. –
Части речи (§ 139) ; Глагол (§§ 248–341). – С. 160– 161 ; 251–327.
Дополнительная литература
2. Климовская, Г. И. Старославянский язык : учебник для филол. фак. ун-тов / Г.
И. Климовская. – 2-е изд. – М. : Флинта, 2011. – Тема 22 : Глагол:
грамматические основы и структурные элементы форм старославянского глагола
(формообразующие основы и системы личных окончаний) ; Тема 23 : Неспрягаемые
(именные) формы глагола ; Тема 24 : Настоящее время ; Тема 25 : Аорист ; Тема 26
: Имперфект ; Тема 27 : Аорист и имперфект от глагола быти ; Тема 28 : Перфект ;
Тема 29 : Плюсквамперфект ; Тема 30 : Будущее время ; Тема 31 : Условное
(сослагательное) наклонение ; Тема 32 : Повелительное наклонение ; Тема 33 :
Склоняемые причастия. – С. 142–183.
3. Кривчик, В. Ф. Старославянский язык : учеб. пособие для филол. фак. вузов /
В. Ф. Кривчик, Н. С. Можейко. – 3-е изд., испр. – Минск : Выш. шк., 1985. –
Морфология. Общие замечания ; Глагол. – С. 80–83 ; 131– 157.
13.1. СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ГЛАГОЛ: ОСНОВНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ И ОСОБЕННОСТИ
ФОРМООБРАЗОВАНИЯ
Задание 278. Дайте краткую характеристику основных грамматических категорий
старославянского глагола (вид, наклонение и время; лицо и число). Ответьте на
вопросы.
В чем специфика древнего славянского вида? Какую грамматическую категорию
можно считать «прототипом» видовой характеристики современного славянского
глагола?
Что такое абсолютное и относительное время?
Какое структурное противопоставление актуально для спрягаемых глагольных форм?
В чем особенности реализации залога и возвратности в старославянском и
современных славянских языках?
Какие глагольные формы имели в старославянском языке минимум морфологических
характеристик, почему?
Какие формы старославянского глагола могли изменяться по родам?
По каким типам изменялись склоняемые глагольные формы?
Задание 279. Назовите формообразующие основы старославянского глагола, опишите
правила их поиска. Перечислите формы, образующиеся от
каждой из основ. Найдите основу инфинитива глаголов
Задание 280. С опорой на соотношение формообразующих основ охарактеризуйте
классы старославянского глагола. Какой глагольный класс целиком состоит из
единиц, принадлежащих к одному типу спряжения? Почему первые 4 глагольных класса
называются тематическими, а 5-й – атематическим? (Раскройте буквальное значение
термина, укажите дополнительные к наличию / отсутствию темы признаки выделенных
групп). Можно ли перечислить все атематические глаголы старославянского языка?
Опишите особенности формообразования глагола èìhòè. Определите класс и спряжение
глаголов ìüíhòè, ñòàòè, äàòè, âhðîâàòè, âåñòè, ìîëèòè, ïîâhähòè, êîñí@òè, zúâàòè,
ïëàêàòè, "ñòè, ïëqòè, ñòî"òè, èìàòè, äâèãí@òè. В каком
времени старославянский глагол áròè спрягался как тематический? В чем
заключается парадоксальность этой формы?
Задание 281. Вычлените общий компонент в пяти рядах окончаний, задействованных в
образовании синтетических глагольных форм, охарактеризуйте вариативные части
парадигм. Какие из этих окончаний называют первичными, какие – вторичными,
почему? Какое глагольное окончание по происхождению является местоимением?
13.2. НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА В СТАРОСЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ
Задание 282. Дайте определение термину форма настояще-будущего времени. Как
видовая характеристика глагола и общий временной план высказывания может влиять
на осмысление данной формы в контексте? Переведите на русский язык, определите
время выделенных глагольных форм.
В каких случаях с целью переработки буквального перевода в литературный формы
настояще-будущего времени должны быть переданы прошедшим временем или даже
неличной глагольной формой?
К № 3. Сколько человек обращается к Иисусу с просьбой? Мотивируйте ответ,
опираясь на анализ представленных во фрагменте глагольных и местоименных форм.
К № 4. Для корректного перевода учитывайте тот факт, что в данном фрагменте
описывается воображаемая ситуация (предположим, что…).
К №№ 5, 6. Во избежание ошибочной трактовки форм настояще-будущего времени
приставочных глаголов сопоставьте по видовой характеристике глаголы èzãîíèòè и
èzãúíàòè, ïðèñhähòè и ñhñòè, *ïðèñhñòè. При необходимости обращайтесь к
«Старославянскому словарю».
К № 6а. При возникновении трудностей с переводом выражения ìèëú ìè åñòú
вернитесь к тексту «Чудо о насыщении пятью хлебами» (задание 225).
К № 6б. Каким падежом управляет глагол ïðèñhähòè? Как это мотивировано со
стороны его словообразовательной структуры?
Задание 289. Представьте краткое изложение истории
старославянского аориста. В ходе ответа прокомментируйте:
терминологию: аорист асигматический – сигматический (простой – суффиксальный),
сигма, сигматический аорист I (нетематический, или архаического / старого типа)
– II (тематический, или нового / новейшего типа);
фонетические особенности образования форм асигматического аориста у глаголов с
основой на заднеязычный ã, ê;
правила поиска основы для образования форм I сигматического аориста;
вариации сигмы и причины отсутствия таковых в формахI сигматического аориста
у глаголов с основой на переднеязычный согласный (обычно ä, ò, реже ñ и др.) или
носовой гласный #;
вторичные окончания в 3 л. ед. ч. I сигматического аориста у первообразных
глаголов с основой на гласный;
причины утраты асигматического и I сигматического аориста, пережиточные формы
асигматического аориста в парадигмах сигматического аориста;
наличие различных типов аориста у первообразных и производных глаголов, с
основой на согласный и гласный.
Приведите аналоги аориста и имперфекта в системе форм прошедшего времени
латинского, современных романских и германских языков.
13.5. ИМЕННЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛА В СТАРОСЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ
Задание 303. Охарактеризуйте неизменяемые именные формы старославянского глагола
(инфинитив и супин) по схеме:
1) происхождение (тип склонения и падежная форма лежащего в основе отглагольного
существительного);
2) формообразующий суффикс (включая его варианты для глаголов с основой на
заднеязычный);
3) синтаксические условия употребления (семантика управляющего глагола и
конструкции в целом, падежная форма зависимого существительного). Переведите
предложенные ниже фрагменты, отмечая в них формы инфинитива и супина.
Разграничьте случаи употребления инфинитива в собственной функции и на месте
супина.