13. ГЛАГОЛ В СТАРОСЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ

Основная литература


1. Хабургаев, Г. А. Старославянский язык : учеб. пособие для студ. пед. ин-та по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / Г. А. Хабургаев. – М. : Просвещение, 1974. – Части речи (§ 139) ; Глагол (§§ 248–341). – С. 160– 161 ; 251–327.

Дополнительная литература


2. Климовская, Г. И. Старославянский язык : учебник для филол. фак. ун-тов / Г. И. Климовская. – 2-е изд. – М. : Флинта, 2011. – Тема 22 : Глагол: грамматические основы и структурные элементы форм старославянского глагола (формообразующие основы и системы личных окончаний) ; Тема 23 : Неспрягаемые (именные) формы глагола ; Тема 24 : Настоящее время ; Тема 25 : Аорист ; Тема 26 : Имперфект ; Тема 27 : Аорист и имперфект от глагола быти ; Тема 28 : Перфект ; Тема 29 : Плюсквамперфект ; Тема 30 : Будущее время ; Тема 31 : Условное (сослагательное) наклонение ; Тема 32 : Повелительное наклонение ; Тема 33 : Склоняемые причастия. – С. 142–183.
3. Кривчик, В. Ф. Старославянский язык : учеб. пособие для филол. фак. вузов / В. Ф. Кривчик, Н. С. Можейко. – 3-е изд., испр. – Минск : Выш. шк., 1985. – Морфология. Общие замечания ; Глагол. – С. 80–83 ; 131– 157.

13.1. СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ГЛАГОЛ: ОСНОВНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ


Задание 278. Дайте краткую характеристику основных грамматических категорий старославянского глагола (вид, наклонение и время; лицо и число). Ответьте на вопросы.

 В чем специфика древнего славянского вида? Какую грамматическую категорию можно считать «прототипом» видовой характеристики современного славянского глагола?
 Что такое абсолютное и относительное время?
 Какое структурное противопоставление актуально для спрягаемых глагольных форм?
 В чем особенности реализации залога и возвратности в старославянском и современных славянских языках?
 Какие глагольные формы имели в старославянском языке минимум морфологических характеристик, почему?
 Какие формы старославянского глагола могли изменяться по родам?
 По каким типам изменялись склоняемые глагольные формы?


Задание 279. Назовите формообразующие основы старославянского глагола, опишите правила их поиска. Перечислите формы, образующиеся от каждой из основ. Найдите основу инфинитива глаголов

Задание 280. С опорой на соотношение формообразующих основ охарактеризуйте классы старославянского глагола. Какой глагольный класс целиком состоит из единиц, принадлежащих к одному типу спряжения? Почему первые 4 глагольных класса называются тематическими, а 5-й – атематическим? (Раскройте буквальное значение термина, укажите дополнительные к наличию / отсутствию темы признаки выделенных групп). Можно ли перечислить все атематические глаголы старославянского языка? Опишите особенности формообразования глагола èìhòè. Определите класс и спряжение глаголов ìüíhòè, ñòàòè, äàòè, âhðîâàòè, âåñòè, ìîëèòè, ïîâhähòè, êîñí@òè, zúâàòè, ïëàêàòè, "ñòè, ïëqòè, ñòî"òè, èìàòè, äâèãí@òè. В каком времени старославянский глагол áròè спрягался как тематический? В чем заключается парадоксальность этой формы?

Задание 281. Вычлените общий компонент в пяти рядах окончаний, задействованных в образовании синтетических глагольных форм, охарактеризуйте вариативные части парадигм. Какие из этих окончаний называют первичными, какие – вторичными, почему? Какое глагольное окончание по происхождению является местоимением?

13.2. НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА В СТАРОСЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ


Задание 282. Дайте определение термину форма настояще-будущего времени. Как видовая характеристика глагола и общий временной план высказывания может влиять на осмысление данной формы в контексте? Переведите на русский язык, определите время выделенных глагольных форм.

В каких случаях с целью переработки буквального перевода в литературный формы настояще-будущего времени должны быть переданы прошедшим временем или даже неличной глагольной формой?

К № 3. Сколько человек обращается к Иисусу с просьбой? Мотивируйте ответ, опираясь на анализ представленных во фрагменте глагольных и местоименных форм.

К № 4. Для корректного перевода учитывайте тот факт, что в данном фрагменте описывается воображаемая ситуация (предположим, что…).

К №№ 5, 6. Во избежание ошибочной трактовки форм настояще-будущего времени приставочных глаголов сопоставьте по видовой характеристике глаголы èzãîíèòè и èzãúíàòè, ïðèñhähòè и ñhñòè, *ïðèñhñòè. При необходимости обращайтесь к «Старославянскому словарю».

К № 6а. При возникновении трудностей с переводом выражения ìèëú ìè åñòú вернитесь к тексту «Чудо о насыщении пятью хлебами» (задание 225).

К № 6б. Каким падежом управляет глагол ïðèñhähòè? Как это мотивировано со стороны его словообразовательной структуры?
 

Задание 289. Представьте краткое изложение истории старославянского аориста. В ходе ответа прокомментируйте:
 терминологию: аорист асигматический – сигматический (простой – суффиксальный), сигма, сигматический аорист I (нетематический, или архаического / старого типа) – II (тематический, или нового / новейшего типа);
 фонетические особенности образования форм асигматического аориста у глаголов с основой на заднеязычный ã, ê;
 правила поиска основы для образования форм I сигматического аориста;
вариации сигмы и причины отсутствия таковых в формахI сигматического аориста у глаголов с основой на переднеязычный согласный (обычно ä, ò, реже ñ и др.) или носовой гласный #;
 вторичные окончания в 3 л. ед. ч. I сигматического аориста у первообразных глаголов с основой на гласный;
 причины утраты асигматического и I сигматического аориста, пережиточные формы асигматического аориста в парадигмах сигматического аориста;
 наличие различных типов аориста у первообразных и производных глаголов, с основой на согласный и гласный.

Приведите аналоги аориста и имперфекта в системе форм прошедшего времени латинского, современных романских и германских языков.

13.5. ИМЕННЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛА В СТАРОСЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ


Задание 303. Охарактеризуйте неизменяемые именные формы старославянского глагола (инфинитив и супин) по схеме:
1) происхождение (тип склонения и падежная форма лежащего в основе отглагольного существительного);

2) формообразующий суффикс (включая его варианты для глаголов с основой на заднеязычный);

3) синтаксические условия употребления (семантика управляющего глагола и конструкции в целом, падежная форма зависимого существительного). Переведите предложенные ниже фрагменты, отмечая в них формы инфинитива и супина. Разграничьте случаи употребления инфинитива в собственной функции и на месте супина.