5. СЛАВЯНСКИЕ
АЗБУКИ И ДРЕВНЕЙШИЕ ПАМЯТНИКИ ПИСЬМЕННОСТИ
Основная литература
1. Кривчик, В. Ф. Старославянский язык : учеб. пособие для филол. фак. вузов /
В. Ф. Кривчик, Н. С. Можейко. – 3-е изд., испр. – Минск : Выш. шк., 1985. –
Славянские азбуки ; Памятники старославянского языка. – С. 15–28.
2. Хабургаев, Г. А. Старославянский язык : учеб. пособие для студ. пед. ин-та по
спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / Г. А. Хабургаев. – М. : Просвещение, 1974. –
Славянские азбуки и их происхождение (§§ 21–24); Важнейшие старославянские
памятники письменности (§§ 25–28) ; Кириллическая азбука (§§ 29–35). – С. 27–59.
Дополнительная литература
3. Вечерка, Р. Описание старославянских рукописей / Р. Вечерка// Старославянский
словарь (по рукописям X–XI веков) / Э. Благова [и др.]
; под ред. Р. М. Цейтлин, Р. Вечерки и Э. Благовой. – 2-е изд. – М. :Рус. яз.,
1999. – С. 13–25.
4. Истрин, В. А. 1100 лет славянской азбуки / В. А. Истрин ; отв. ред.
Б. А. Рыбаков. – М. : Изд-во АН СССР, 1963. – Гл. 2 : Что представляли
собой славянские азбуки – кириллица и глаголица и на какой основе они
были созданы ; Гл. 3 : Существовало ли письмо у славян до введения
азбуки Кирилла (Константина), и каким было это письмо ; Гл. 4 : Какая
азбука была разработана Кириллом (Константином) и откуда появилась
вторая славянская азбука ; Гл. 5 : Развитие славяно-кирилловского письма
в России и в СССР. – С. 49–173.
5. Никиенко, И. В. «Толковый словарь живого великорусского языка»
В. И. Даля как источник для изучения истории кириллицы
/ И. В. Никиенко // Славяне и Сибирь : сохранение культурного
наследия : материалы науч.-практ. семинара. 19 дек. 2000 г. / науч. ред.
В. А. Доманский. – Томск : ТОИПКРИКТ, 2001. – С. 44–55.
6. Стеценко, А. Н. Хрестоматия по старославянскому языку : учеб. пособие для
студ. пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / А. Н. Стеценко. – М. :
Просвещение, 1984. – 159 с. Супрун, А. Е. Старославянский язык : учеб. пособие
для ун-тов / А. Е. Супрун. – Минск : Университетское,
1991. – § 2 : Древнейшие славянские письменные
памятники. Старославянский язык ; § 3 :
Старославянские азбуки (глаголица и кириллица). – С. 8–11 ; 13–21.
8. Яковлев, Н. Ф. Математическая формула построения алфавита (опыт
практического приложения лингвистической теории) [1928]/ Н. Ф. Яковлев //
Из истории отечественной фонологии. Очерк. Хрестоматия
/ А. А. Реформатский. – М. : Наука, 1970. – С. 123–148.
9. Арапов, М. В. Латиница и кириллица [Электронный ресурс]
/ М. В. Арапов. – Режим доступа : http://ihtik.lib.ru/language_29sept2007/language_29sept2007_567.rar
10. Карпенко, Л. Б. Семиотика глаголицы [Электронный ресурс]
/ Л. Б. Карпенко. – Режим доступа : http://kladina.narod.ru/karpenko/karpenko.htm
11. Новгородский кодекс [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
http://ru.wikipedia.org/wiki/Новгородский_кодекс
5.1. КИРИЛЛИЦА И ГЛАГОЛИЦА: ГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ИСТОЧНИКИ
(АЛФАВИТЫ-ПРОТОТИПЫ)
Задание 68. Дайте определение терминов маюскул и минускул, приведите все их
синонимы, используемые для обозначения формально схожих и функционально
тождественных шрифтовых разновидностей византийского и славянского письма.
Почему происхождение кириллицы из византийского унциала не вызывает у
современных палеографов никакого сомнения?
Задание 69. Сравните глаголическое письмо с византийским минускульным с точки
зрения формы обозначающих одни и те же звуки букв,
расположения буквенных знаков на строке, слитности / раздельности
написаний, функций запетления. Сделайте вывод о
возможности / невозможности возведения глаголицы к греческому
минускульному письму IX в. Какой основной аргумент против установления
генетической зависимости между этими графическими системами может быть приведен
в опорой на экстралингвистические характеристики византийского минускульного и
глаголического письма? Каково мнение современных палеографов по поводу
источников глаголицы?
Задание 70. Раскройте миссионерский характер глаголической азбуки путем
установления символического смысла отдельных буквенных знаков (на примере первых
трех букв алфавита).
5.2. ДИСКУССИЯ О ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И АВТОРСТВЕ СЛАВЯНСКИХ АЗБУК
Задание 71. Оцените вероятность существования письменности у славян в
докирилловскую эпоху. Какие формы она могла иметь, на каких территориях могла
быть распространена? Как в связи с этим интерпретируется фрагмент Жития
Константина о найденных в Корсуни церковных книгах, записанных «русскими
письменами»? Назовите сторонников теории возникновения в докирилловский период
(а) глаголицы; (б) кириллицы; (в) протокириллицы и протоглаголицы. Как в
названных теориях решается вопрос об авторстве славянских азбук?
Задание 72. Сформулируйте две основные точки зрения на проблему зарождения
славянской письменности, отрицающие возможность существования письменности у
славян в докирилловскую эпоху, перечислите сторонников каждой концепции.
Назовите основные причины затруднений, возникающих у историков и палеографов при
определении последовательности возникновения и авторства славянских азбук.
Задание 73. Опираясь на анализ древнейших славянских памятников письменности,
прокомментируйте основные аргументы в пользу гипотезы о создании Константином
глаголицы как первой славянской азбуки (язык памятников, их географическая
приуроченность, особенности комбинированных текстов и палимпсестов). Являются ли
эти аргументы прямым доказательством более раннего происхождения глаголицы, или
это лишь косвенные свидетельства? Воспроизведите историческую реконструкцию
основных этапов использования кириллицы и глаголицы, выстаиваемую сторонниками
более раннего происхождения кириллицы и нейтрализующую часть аргументов «глаголистов».
Какие нелингвистические соображения (идеологические мотивировки, аргументы к
здравому смыслу) могут служить подкреплением гипотезы о первичности
кириллического письма у славян? Как в рамках данной концепции трактуется история
возникновения глаголицы (причины, время и место ее появления, авторство)?
Задание 74. Проанализировав качественно-количественный состав и внутреннюю
структуру славянских азбук, а также особенности начертания отдельных букв,
сделайте вывод о более раннем происхождении одной из них. (Остановитесь на
проблеме внутренней / внешней выводимости букв глаголицы и кириллицы,
адекватности отражения фонологически значимых противопоставлений). Почему
отсутствие в глаголице букв для обозначения звуковых сочетаний [кс] и [пс]
является достаточно спорным аргументом в пользу более раннего ее происхождения?
Как на фоне этого может быть проинтерпретировано наличие в глаголице специальной
буквы для обозначения [г’]? (При ответе на последние два вопроса учитывайте
историю заимствований из греческого языка в старославянский).
Задание 75. Докажите, что традиционные названия славянских азбук не могут
использоваться в качестве аргумента в дискуссии об авторстве азбук. Опирайтесь
на возможность использования в наименовании принципа посвящения и / или
обратного современному соотношения между азбуками и их названиями в ранний
период развития славянской письменности (с учетом свидетельства Упиря Лихого).
5.3. КЛАССИЧЕСКИЙ СОСТАВ КИРИЛЛИЦЫ И ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ В ИСТОРИИ РУССКОГО
ПИСЬМА
Задание 76. Пользуясь данными таблицы 4, дайте ответы на следующие вопросы.
Каковы основные отличия старославянской фонологической системы от современной
русской? (Укажите отсутствующие в современном русском языке гласные и согласные,
а также их признаки, утратившие или никогда не имевшие в русском языке
различительной силы, прокомментируйте качество отдельных звуков).
В чем отличия современных названий кириллических букв от старых? Объясните
значения названий, корни которых сохранились в современном русском языке.
Приведите примеры русских поговорок и пословиц, включающих старые названия
кириллических букв, укажите их значения и условия употребления. Охарактеризуйте
слово азбука с точки зрения его происхождения. Вычлените в последовательности
названий букв фрагменты связного текста, образующего азбучный акростих (молитву,
наставление). Почему словные названия букв были вытеснены слоговыми? Прочитайте
правильно строки из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, прокомментируйте каламбур:
И русский Н, как N французский, Произносить умела в нос.
Какой дополнительной функцией обладали буквы старой кириллической азбуки?
|
|
|
|
|
||
начертание |
название букв |
звуковое значение |
числовое |
|
||
букв 1 |
|
|
букв |
значение |
|
|
|
|
русская |
|
латинская |
букв |
|
|
|
транскрипция |
|
|
||
à |
àzú (аз) 2 |
а |
|
a |
1 |
|
á |
áqêr (бу́ки) |
б |
|
b |
– |
|
â |
âhäè (веди́) |
в |
|
v |
2 |
|
ã |
ãëàãîëè (глаго́ль) |
г |
|
g |
3 |
|
ä |
äîáðî (добро́) |
д |
|
d |
4 |
|
å |
~ñòú (есть) |
ĕ /jĕ/ 3 |
|
ĕ /jĕ/ |
5 |
|
æ |
æèâhòå (живе́те) |
ж’ |
|
ž’ |
– |
|
s |
shëî (зело́) |
д’з’ → з |
|
d’z’ → z |
6 |
|
z |
zåìë" (земля)́ |
з |
|
z |
7 |
|
è |
èæåè/, (èи 8-ричное) |
и |
|
i |
8 |
|
i |
èæå (и 10-ричное) |
и, j 4 |
|
i, j |
10 |
|
(ћ) |
ћhðâü (гервь) |
г’ |
|
g’ |
– |
|
ê |
êàêî (како́) |
к |
|
k |
20 |
|
ë |
ëþäè~ (люди́) |
л |
|
l |
30 |
|
ì |
ìrñëèòå (мы́сле́те) |
м |
|
m |
40 |
|
í |
íàøü (наш) |
н |
n |
50 |
î |
îíú (он) |
о |
o |
70 |
ï |
ïîêîè (поко́й) |
п |
p |
80 |
ð |
ðüöè (рцы) |
р |
r |
100 |
ñ |
ñëîâî (сло́во) |
с |
s |
200 |
ò |
òâðüäî (тве́рдо) |
т |
t |
300 |
q |
qêú (ук) |
у |
u |
(400) |
ô |
ôðüòú (ферт) |
ф |
f |
500 |
õ |
õhðú (хер) |
х |
h |
600 |
w |
îòú (от, оме́га) |
о |
o |
800 |
ö |
öè (цы) |
ц’ |
c’ |
900 |
÷ |
÷ðüâü (червь) |
ч’ |
č’ |
90 |
ø |
øà (ша) |
ш’ |
š’ |
– |
m |
øòà (шта) |
ш’т’ |
š’t’ |
– |
ú |
~ðú (ер) |
ъ |
ъ |
– |
r |
~ðr (еры́) |
ы |
y |
– |
ü |
~ðü (ерь) |
ь |
ь |
– |
h |
"òü (ять) |
ä → ē, ja 5 |
ä → ē, ja |
– |
þ |
(ю) |
jу, ’у |
ju, ’u |
– |
" |
(я) |
jа, ’а |
jа, ’а |
– |
~ |
(е) |
jĕ, ’ĕ |
jĕ, ’ĕ |
– |
# |
þñú ìàërè (юс малый) |
ен /jен/ |
ę /ję/ |
(900) |
> |
(юс малый йотированный) |
jен, ’ен |
ję, ’ę |
– |
@ |
þñú áîëüøèè (юс большой) |
он |
õ |
– |
\ |
(юс большой йотированный) |
jон, ’он |
jõ |
– |
k |
êñè (кси) |
кс |
ks |
60 |
j |
ïñè (пси) |
пс |
ps |
700 |
f |
fèòà (фита́) |
ф |
f |
9 |
y |
èæèöà (ижица́) |
и / в 6 |
i / v |
400 |
Примечания
1. Даны типизированные графические варианты букв, используемые в пособии.
2. В круглых скобках приводится русифицированный вариант названия.
3. В косых скобках даны варианты звукового значения букв, встречающиеся в
памятниках в результате упрощения написания (замены йотированной лигатуры на
нейотированную букву, обозначающую гласный переднего ряда).
4. В составе лигатур.
5. В абсолютном начале слова и после гласного.
6. В зависимости от окружения (обычно по принципу контраста).
Задание 77. Прочитайте и переведите приведенные ниже слова, перечислите буквы,
входящие в их состав:
èzáüðàòè, ~zåðî, xqäú, ïúòèöà, íríh, mqæäü, yïîñòàñü, êà"òè ñ#, zíà\òú, fîìà,
ãîñòü, êúí#¾ü, @òðîáà, ìàkèìú, ³zèòè, ôàðàîíú, wòúâhmàòè, q÷èòåëü, øqèöà, þòðî,
ћåîðћèè.
Задание 78. Запишите слова, состоящие из следующих букв, прочитайте и переведите
их:
мыслете – юс большой – живете – ерь;
веди – рцы – ять – мыслете – юс малый;
ферт – аз – рцы – и 8-ричное – слово – есть – и 8-ричное;
аз – глаголь – наш – ерь – цы – ерь;
буки – ук – добро – и 8-ричное – твердо – и 8-ричное;
веди – есть – червь – есть – рцы – ер;
глаголь – юс большой – слово – люди – и 8-ричное;
земля – люди – аз – твердо – он;
како – ук – покой – люди – аз йотированный;
люди – и 8-ричное – хер – он – и 8-ричное – мыслете – ерь – цы – ерь;
мыслете – юс большой – червь – и 8-ричное – твердо – и 8-ричное;
наш – он – шта – ерь;
он – слово – како – юс большой – добро – ять – твердо – и 8-ричное;
покой – рцы – и 8-ричное – ша – ерь – слово – твердо – веди – и 8-ричное –
есть йотированное;
ук – мыслете – люди – ер – како – наш – юс большой – твердо – и 8-ричное.
Задание 79. Дайте определения лигатуры и диграфа. Насколько употребительны
слигованные буквы и диграфы (триграфы, тетраграфы) в известных вам древних и
современных системах письма (латинской; русской, польской, английской, немецкой,
французской и т. п.)? Что является альтернативой комбинированию буквенных
символов в условиях их недостатка? (Дайте понятие диакритического знака,
приведите примеры надстрочных и подстрочных диакритик, используемых в известных
вам графических системах). Используются ли данные средства увеличения состава
алфавита в старославянской графике? Перечислите все старославянские лигатуры и
диграфы, прокомментируйте степень графической мотивированности (выводимости
значения целого из значения составных частей) каждой из лигатур и регулярность
образования лигатур для обозначения сходных звуков / звукосочетаний. В каких
случаях старославянские диграфы обнаруживают способность к вытеснению лигатур и
даже нечленимых буквенных символов? В тексте задания 77 найдите слова, которые
могут иметь варианты написания в связи с конкуренцией букв и диграфов для
обозначения одного и того же звука / звукосочетания.
Задание 87. Запишите по-старославянски перечисленные ниже слова, имея в виду,
что русские [’а], [у] могли появиться на месте древних носовых гласных [ę], [õ],
восходящих к общеиндоевропейским сочетаниям гласного и носового сонанта.
Слова для записи: звук (ср. звон), час, жать (ср. жму), жар, клятва
(ср. заклинание), друг, путь (ср. лат. pontis), кричать, начать (ср. начинать),
убить, имя (ср. имена), лаять, чадо (ср. нем. Kind), дышать, взять
(ср. возьму), пуст (крат. прил.), гусь (ср. нем. Gans), угол (ср. лат. angulus).
Задание 88. Охарактеризуйте причины реформирования кириллицы в ходе становления
русской графики. Какие группы букв оказались в алфавите лишними, почему? Каких
букв недоставало для передачи звукового строя русской речи? Назовите поздние
фонетические процессы, которые вызвали необходимость появления букв с
надстрочными диакритиками.
Задание 89. Каковы были цели Петровской реформы русской графики? Охарактеризуйте
ее основные этапы (хронологически и содержательно). Что в
ходе осуществления реформы послужило ориентиром для корректировки графического
облика букв и редактирования состава азбуки? Как это видно на примере выбора
рабочего варианта из дублетных пар для обозначения звуков [з] и [и]? Почему
реформу не удалось провести в полном объеме? В чем, тем не менее, заключается ее
значение для развития русской графики? (Остановитесь на обозначенных при
выполнении предыдущего задания проблемах избыточности алфавита, разграничении
церковной и гражданской азбук, формировании шрифтовых и регистровых
разновидностей гражданского письма, его демократизации). Вставьте пропущенное
слово в высказывании:
Отказ от церковного шрифта в пользу гражданского в России можно сравнить с
отказом от … шрифта в Европе.
Задание 90. Охарактеризуйте основные достижения Российской академии наук в
работе над реформированием русской графики в XVIII веке. Проследите историю
появления и внедрения в издательскую практику буквы ё, прокомментируйте проблему
ее игнорирования современными пишущими. Сформулируйте правила, упорядочивающие
употребление букв и и i. Какие сложности в следующем столетии испытали автор и
издатели романа «Война и мир» в связи с введением этих правил?
Задание 91. Назовите основные изменения в системе русской графики,
осуществленные в ходе реформы 1917–1918 гг. Было ли устранение дублетных пар
единственным направлением реформирования системы письма? Какие преимущества
пишущему и читающему давала реформа? Почему определение «большевистская» может
быть приписано ей лишь условно? Какова была реакция населения на графические
нововведения? Объясните появление апострофа в написаниях типа с’езд в советских
печатных изданиях рубежа 10– 20-х гг.
Задание 92. Оцените современную русскую азбуку с точки зрения соответствия
идеальному (максимально экономному) образцу. Какой звук до сих пор обозначается
в русском алфавите с высокой степенью вариативности? Какие орфографические
сложности это вызывает? Что препятствует устранению данной проблемы?
5.4. ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ СТАРОСЛАВЯНСКИХ ТЕКСТОВ:
НАДСТРОЧНИКИ, ОБОЗНАЧЕНИЕ ЧИСЕЛ, ЧЛЕНЕНИЕ ТЕКСТА
Задание 93. Сформулируйте определение титла, опишите его графические варианты,
охарактеризуйте основные функции. В чем был двойной смысл титлования
(сокращения) слов в старославянских текстах? Какие слова в связи с этим чаще
всего подвергались титлованию? Назовите основной принцип сокращения. Что такое
выносная буква? Чем иногда заменялись в старославянских текстах выпущенные
значки для обозначения редуцированных гласных? Какие
формальные аналоги титлования можно встретить в современной практике письма? До
какого периода было актуально использование титла для указания на числовое
значение букв? В какой сфере титлованные буквы используются для обозначения
чисел до сих пор?
Задание 95. Изложите основные принципы обозначения чисел с помощью букв
кириллицы. Как подобные обозначения чисел выделялись в тексте? Объясните
пропуски и нарушения последовательности в числовом ряду относительно буквенного
(азбучного). Какая словообразовательная особенность славянских числительных
второго десятка отображается в структуре буквенных обозначений соответствующих
чисел? (Приведите примеры).
Задание 96. Рассчитайте дату, указанную в летописном зачине âú ëhòî
•≠sò7îà• (вариант: •≠sy7÷s•) îòú ñúòâîðåíè" ìèðà, укажите соотнесенное с
этой датой событие (считается, что от сотворения мира до Рождества Христова
прошло 5508 лет). Запишите с помощью букв кириллицы (а) дату основания г.
Томска; (б) дату, которая должна была бы стоять на титульном листе Библии,
изданной на церковнославянском языке в текущем году.
Задание 97. Назовите и изобразите надстрочные знаки, использовавшиеся для
обозначения мягкости согласных (как альтернатива йотации последующего гласного),
приведите примеры их употребления. В каком случае старославянская
орфографическая запись напоминает современную транскрипционную? Почему в учебных
текстах отображением знаков мягкости можно пренебречь?
Задание 98. Назовите надстрочники, являвшиеся в графике старославянского языка
«пустыми» символами. Откуда они появились в древних славянских текстах? В
графике какого языка традиционное употребление этих знаков известно до сих пор?
Задание 99. Опишите средства членения текста в древних славянских памятниках
письменности: «заглавные» буквы («красная» строка), знаки препинания (форма,
принципы расстановки). Разделите текст на слова, прочитайте и переведите. Какое
значение имеет в данном тексте слово îãíü? Сопоставьте пунктуацию оригинала и
перевода, объясните несоответствия.
âúâðhì#îíî • ïðèøüäúèñ7âúäîìúïåòðîâúâèäåòüm@~ãîëåæ#m@ • îãíüìüæåãîì@ • èïðèêîñí@ñ#ð@öh~>
• èîñòàâè\îãíü • èâúñòàèñëqæààøå~ìq •
(Евангелие от Матфея, гл. 8, ст. 14–15, нормализованный вариант)
5.5. ИСТОРИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛАВЯНСКИХ АЗБУК ПОСЛЕ РАСПАДА СТАРОСЛАВЯНСКОГО
ЯЗЫКА
Задание 100. Объясните, почему кириллица вытеснила глаголицу у православных
славян не только в светском, но и в церковном употреблении. У какого славянского
народа глаголица сохранялась в богослужении вплоть до конца XVIII в.? В чем
заключается парадоксальность этого факта?
Задание 101. Выберите из приведенных ниже графические системы на основе
кириллицы: белорусская, болгарская, польская, сербская, словацкая, словенская,
украинская, хорватская.
Задание 102. Опишите современную украинскую графику и вуковицу. Какие средства
были использованы в них для пополнения состава кириллического алфавита
(графические варианты кириллических букв, материалы глаголицы и латиницы,
диакритические знаки, лигатуры, диграфы)?
Задание 103. Охарактеризуйте основные этапы азбукотворчества в Советском Союзе
20–30-х гг. (волны латинизации и кириллизации). В чем заключались технические и
идеологические причины расширения сферы употребления кириллицы в сталинскую
эпоху?
Задание 104. Установите процент корреляций между латинской и кириллической
системой письма. Графика какого языка в настоящее время негласно считается
основным вариантом реализации латиницы, почему? Что такое транслит?
Сформулируйте правила передачи шипящих и мягких согласных (включая [й]) в
транслите. Оцените исторические перспективы кириллицы в контексте современной
культурной ситуации.
5.6. СТАРОСЛАВЯНСКИЕ ПАМЯТНИКИ ПИСЬМЕННОСТИ
Задание 105. Охарактеризуйте корпус памятников старославянского языка по схеме:
название памятника (с вариантами);
тип графики (глаголическая, кириллическая);
содержание;
объем;
датировка;
место создания;
место обнаружения;
история обнаружения, изучения, издания;
место хранения;
принцип наименования.
Представьте эту информацию кратко в виде таблицы.
Перечень памятников, обязательных для рассмотрения: Киевские листки,
Зографское евангелие, Мариинское евангелие, Ассеманиево евангелие, Сборник Клоца,
Синайская псалтырь, Саввина книга, Супрасльская рукопись, Енинский апостол,
Остромирово евангелие.
Какой из перечисленных памятников не входит в так называемый «узкий канон»
старославянского языка, почему? Как называют такие памятники?
Задание 106. Опишите памятники старославянской письменности на альтернативных
пергамену носителях.
А. Дайте определение и этимологию термина граффи́ти, охарактеризуйте самое
известное и интересное с лингвистической точки зрения граффити – Надпись царя
Самуила. В чем заключается принципиальное отличие граффити от рукописей на
пергамене по пунктам «тип графики», «содержание», «объем»?
Б. Дайте определение и этимологию термина цера. В чем заключается специфика
данного вида памятников? Оцените значимость открытия в 2000 г.
Новгородского кодекса (Новгородской псалтыри) для развития палеославистики.
Задание 107. Охарактеризуйте обычное содержание старославянских памятников. Что
представляют собой Евангелие, Тетраевангелие, Евангелие апракос, Апостол,
Псалтырь, Требник, Минея?
Задание 108. Прокомментируйте соотношение таких характеристик памятника, как
степень его сохранности и объем. Перечислите хорошо сохранившиеся памятники
старославянского языка. Как обычно называются памятники, представленные
небольшим фрагментом исходной рукописи?
Задание 109. Сформулируйте проблему датировки старославянских памятников
письменности. В каких случаях памятник может быть точно датирован? Каким образом
осуществляется приблизительная датировка памятника? Назовите древнейший точно
датированный памятник старославянского языка.
Задание 110. Назовите территории, на которых была создана основная часть
дошедших до нас памятников старославянского языка (отдельно для глаголических и
кириллических рукописей). Какой памятник имеет Моравское происхождение, на
основании чего это установлено? Соотнесите место возникновения памятников с
деятельностью двух важнейших школ славянской письменности в посткирилловскую
эпоху – Охридской и Преславской. Какой специфический
пласт заимствованной лексики присутствует в восточноболгарских памятниках
старославянского языка, чем это объясняется? Что дает лингвистам основания
считать восточноболгарские памятники не копиями текстов кирилло-мефодиевского
периода, а новыми переводами с греческого?
Задание 111. Назовите место массового хранения древних славянских рукописей в
Европе. Какие памятники узкого канона старославянского языка были обнаружены
там? Какие старославянские рукописи хранятся в библиотеках России?
Задание 112. Назовите имена отечественных и зарубежных историков языка, активно
занимавшихся поиском, изучением и изданием памятников старославянского языка.
Охарактеризуйте деятельность одного из них.
Задание 113. Установите соответствие между названием памятника и принципом его
именования.
Ассеманиево евангелие по имени автора
Енинский апостол по имени владельца
Македонский глаголический листок по имени заказчика
Остромирово евангелие по имени переписчика
Саввина книга по месту обнаружения
Сборник Клоца по месту создания
Синайская псалтырь по месту хранения
Какое название памятника и формулировка принципа именования оказалась вне
корреляции? Достройте пары соответствий, если это возможно.