III этап. Определение логической
структуры психолого-педагогического исследования и его научного
аппарата
Для четкого определения границ проблемной темы,
уяснения того, чем вы будете заниматься, необходимо определить:
а) проблему; б) цель вашей работы; в) объект и предмет исследования;
г) гипотезу; д) задачи.
Зачастую педагоги-практики не придают значения выделенным
компонентам, считая их необязательными.
Тем не менее, именно их выделение позволяет уточнить содержание
деятельности, определить направление поиска, исключить лишнее и
ненужное, сузить границы поиска в работе над проблемной темой,
сосредоточить внимание на главном и существенном.
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ - нечто неизвестное в науке (что очень
существенно) и отражает противоречия - противоречие между должным и
сущим.
Например, противоречие межу реальным и необходимым уровнем
нравственно эстетической культуры школьников.
Именно поиск путей разрешения соответствия между реальной и
необходимой нравственно-эстетической культуры школьников составляет
проблему исследования, т.е. проблема логически вытекает из
противоречия.
Имеется немало фактов, когда исследователь считает тему актуальной и
берется за ее решение, просто не зная, что есть уже разработанные
рекомендации, наработанные материалы, выводы, и тогда работа
сводится к внедрению рекомендаций психолого-педагогических наук.
Выделение проблемы позволит Вам еще раз уточнить проблемную тему.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - это то педагогическое явление, процесс
изучения сущности, свойств, отношений которого станет главным в
Вашей работе.
Для простоты сказанного можно дать следующий совет: в проблемной
теме необходимо выделить ключевое слово или ключевое словосочетание,
которое и будет объектом.
Иначе говоря, каждый из работающих над проблемной темой должен будет
определить, что в самой теме представляет интерес для исследования.
Например, проблемная тема «Условия эффективного развития
нравственной культуры школьников»: ключевое словосочетание
-«нравственная культура», т.е. нас будет интересовать этот феномен,
его свойства, составляющие, связи между ними.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - это конкретные элементы, связи, отношения
объекта, которые подлежат исследованию в работе над проблемной
темой.
Т.е. предмет исследования либо совпадает с объектом, либо уже его.
Попытаемся изобразить это в виде схемы.
Рис. 1
Если изучаемый объект А состоит из взаимосвязанных элементов 1,2,3,
то мы можем более детально изучить либо один из элементов, либо два,
либо все три, либо связи и отношения между ними, либо условия
оптимального функционирования системы А, и т.д.
Например, если объектом проблемной темы является содержание
нравственно-эстетической культуры, то объектом может служить:
процесс вооружения учащихся этим содержанием;
условия, необходимые для эффективного усвоения содержания;
организация взаимодействия учащихся по усвоению содержания и т.д.
Таким образом, объект и предмет исследования четко определяют
границы работы над проблемной темой.
После определения объекта предмета проблемной темы необходимо
сформулировать гипотезу будущей деятельности. ГИПОТЕЗА - это
предположение, в котором заключается модель предстоящей работы,
система мер, технология, за счет которых ожидается повысить
эффективность педагогического процесса.
Структура гипотезы выглядит следующим образом: «Если будут выполнены
следующие условия (идет перечисление условий)…, то эффективность
(результативность) педагогического процесса будет значительно выше
существующей» (можно указать конкретно, в каких структурных
новообразованиях личности (-ей), коллективов должны произойти
положительные изменения).
Следующий шаг: формулирование задач (не более 3-4). Среди них
выделите следующие:
а) какова сущность изучаемого явления, его признаки, показатели,
уровни проявления;
б) как определить уровень проявления изучаемого явления;
в) как организовать опытно-педагогическую работу по проверке
основной идеи, заложенной в гипотезе.
Проиллюстрируем сказанное конкретными примерами:
Проблемная тема «Развитие творческого потенциала личности
учащегося».
Противоречие между необходимостью общества в творческих личностях и
уровнем развития творческого потенциала у выпускников школ.
Проблема: поиск путей развития творческого потенциала учащихся.
Цель: определить сущность и содержание творческого потенциала
личности школьника и проверить на практике эффективность применения
системы работы по его развитию.
Объект: содержание творческого потенциала личности школьников.
Предмет: процесс развития творческого потенциала личности
школьников.
Гипотеза: если работа по развитию творческого потенциала личности
школьника будет строиться адекватно его структуре и содержанию, то
процесс взаимодействия человека с объективной реальностью будет
осуществляться с учетом потребностей и способностей каждой из систем
взаимодействия, что обеспечит более комфортное существование
человека в мире.
Задачи:
1. Определить сущность, содержание и структуру творческого
потенциала личности;
2. Выявить критерии, показатели, уровни развития творческого
потенциала личности школьника;
3. Разработать и апробировать систему работы по развитию творческого
потенциала школьников.
Примечание.
Мы не настаиваем, что именно такие задачи будут присущи любому
исследованию. Определение задач зависит от темы и цели исследования.
|