V этап. Составление программы
диагностического «среза»
Продумайте программу диагностического «среза», т.к. только данные,
полученные после его проведения, позволят окончательно
скорректировать предполагаемую Вашу работу.
В программе выделите цель диагностического («нулевого») «среза»,
критерии (см. признаки Вашего основного определения), показатели и
уровни проявления изучаемого явления, продумайте методы и подберите
методики.
Общий вид программы диагностического «среза» проиллюстрируем на
конкретном примере: проблемная тема «Развитие нравственной культуры
учащихся-подростков».
Табл.1 Фрагмент схемы программы диагностического «среза»
Критерии и показатели Уровни проявления признаков Способы получения
информации
Высокий Средний Низкий
1 2 3 4 5
Знание нравственных норм Знания нравственных норм усвоены в системе
Усвоены отдельные нравственные нормы Усвоен негативный нравственный
опыт Методика «ранжирования пословиц и поговорок» (прилож. № 1)
Рассмотрим более подробно содержание табл.1. При построении «дерева
понятия» - «нравственная культура» - и его анализе исследователем
было выявлено, что нравственная культура школьника - это
интегрированное качество личности, которая характеризуется:
а) знанием нравственных норм;
б) умением взаимодействовать с людьми и природой с учетом
нравственных норм;
в) умением заниматься нравственным самосовершенствованием.
Первый критерий (признак) нравственной культуры школьника - знание
нравственных норм.
Он может проявляться у школьника в различной степени: на высоком,
среднем, низком уровнях.
Следует отметить, что уровней проявления признаков может быть более
трех: и 4, и 5, и 6 и более (хотя вряд ли большое количество
признаков целесообразно). В графе 5 «Способы получения информации»
указывается методика диагностики, делается ссылка либо на какой-либо
источник (литература), либо на приложение.
VII этап. Разработка проекта опытно-экспериментальной работы
Проект опытно-экспериментальной работы по проблемной теме
представьте в виде таблицы (см. табл. 2).
Табл.2. Фрагмент проекта опытно-педагогической работы по теме
«Развитие нравственной культуры»
Критерии и показатели исследуемого явления Компоненты
опытно-экспериментальной работы
Цели и задачи опытно-экспериментальной работы Содержание Средства
Формы Методы Задания
Знание нравственных норм Откорректировать представление о добре и
зле; и т.д. Понятия «добро» и «зло». и т.д. Общение, игра.
Индивидуальная, групповая. Словесные, практические, проблемные,
методы самостоятельной работы, индуктивные, игра как стимул,
практический контроль Диспут «Что такое «добро» и «зло»».
Игра «Сделка»
Примечание. В процессе описания данного этапа необходимо будет
описать уже не в табличном варианте, а в словесном, что
предполагалось, и что было осуществлено для развития и коррекции
исследуемого феномена.
VIII этап. Осуществление проекта опытно-экспериментальной работы
Для осуществления опытно-экспериментальной (по психологии -
экспериментальной) работы проведите предварительную диагностику
уровня сформированности исследуемого явления. Для того чтобы
результаты позволяли выявить некоторую закономерность необходимо
обследовать более 300 человек.
Примечание. Более подробно об объеме выборки педагогического
признака в общей совокупности исследуемых объектов см.: Теория и
практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И. Пискунова,
Г.В. Воробьева. - М.,1979. - С.151-152.
Полученные результаты оформите в таблицы, графики, диаграммы. На
основе полученных выводов уточните проект опытно-педагогической
работы, т.е. цели, содержание и организацию формирующего
эксперимента.
Отберите для формирующего эксперимента 2 класса, группы учащихся
(равных по возможностям, уровню подготовленности и т.д.).
Организуйте с ними работу согласно проекту. В ходе эксперимента
проводите промежуточные «срезы», следите за их динамикой, в случае
необходимости вносите коррективы в содержание исследовательской
деятельности.
XI этап. Оформление результатов опытно-экспериментальной работы
Структура и содержание работы
Структура работы, описывающей исследовательскую деятельность,
включает в себя следующие части:
Титульный лист
Содержание
Введение
Основной текст (главы, параграфы)
Заключение
Список использованной литературы
Приложения (если они имеются)
Титульный лист содержит: наименование министерства, структурного
подразделения, к которому подчиняется образовательное учреждение,
где работает исследователь, и само образовательное учреждение;
наименование темы работы, Ф.И.О. автора работы с указанием должность
и места работы, место и года издания (написания) работы.
Оглавление включает перечисление частей работы, начиная с введения и
до приложений, с указанием страниц начала каждой главы, раздела.
Во введении раскрываются актуальность темы, ее значение в
практической деятельности и науки педагогики и психологии, связанные
с этим причины выбора данной темы; степень ее освещения в литературе
с указанием основных ученых-исследователей; цели и задачи, которые
ставит перед собой исследователь.
Основной текст обычно разбивается на главы, поделенные на параграфы.
В них освещаются вопросы темы. Главы и параграфы должны иметь
примерно равный объем. Обычно в первой главе описываются
теоретические основы исследования, во второй - содержание,
организация и результаты эксперимента.
В заключении подводятся итоги исследований, в обобщенном виде
излагаются выводы и предложения.
Библиография составляется в порядке цитирования источников.
В приложении помещаются схемы, графики, таблицы и другие материалы,
подготовленные автором.
Желаем Вам успехов в работе над проблемной темой, которая в
последствие станет Вашей (вполне возможно) диссертацией…
|