Обработка результатов тестирования
Для обработки результатов опроса необходимо использовать ключ
ответов, который сравнивается с
ответами испытуемого. Каждый ответ оценивается по двухбалльной шкале:
- ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл — ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к 0. Каждый личностный параметр оценивается через суммирование оценок по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3—7 баллов. Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, так как в том случае, если ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемый стремился исказить результаты, и они не подлежат дальнейшей интерпретации.
Код опросника:
Общительность — 1 б, 6 б, 11 6, 16 6, 21 а, 26 а, 31 а, З6 а,
41 а, 46 а. Организованность — 2 а, 7 а, 12 а, 17 а, 22 б, 27 6, 32 6, 37 а, 42
а, 47 а. Направленность на предмет—З а, 8 а, 13 а,
18 а, 23 а,
28 а, ЗЗ а,
38 а, 43 а, 48 а
Интеллигентность — 4 а, 9 а, 14 а, 19 а, 24 а, 29 б,34 а, 39
а, 44 а, 49 а
Мотивация одобрения – 5 а, 10 а, 15 а, 20 6, 25 а, 30 а, 35 а,
45 6, 50 а.
Каждое из направлений профессиональной
направленности считается недостаточно развитым, если
по данной шкале помечено менее трех баллов, и ярко
выраженным, при количестве баллов более семи. Для
большей наглядности полученные результаты
целесообразно выразить в виде круговой или столбцовой
диаграммы.
Выраженность одного фактора свидетельствует о мононаправленности личности
учителя, а выраженность нескольких факторов может интерпретироваться как
результат полинаправленности. Структуру личности типа
«Организатор» составляют такие
качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность.
Для «Предметника»
характерны наблюдательность профессиональная компетентность, стремление к
творчеству. Согласно имеющимся связям, велика вероятность существования и
промежуточного типа «Предметник-организатор», сочетающего в себе характеристики
обоих этих типов. Возможно, что его отличием от «Предметника» будет более
жесткая направленность учащихся на предмет и организация их деятельности именно
внутри предметных знаний. Это позволяет дифференцировать его от «чистого»
«Организатора», основное направление деятельности которого находится в плоскости
внеклассной работы.
Структуру личности типа
«Коммуникатор» составляют такие
качества, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая
нравственность. Сюда же могут быть отнесены эмоциональность и пластичность
поведения, имеющие тесные связи с этими качествами.
Тип «Интеллигент»
характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и высокой нравственностью.
Последнее качество, по сути дела, выступает как связующее звено между этими
типами. Это является подтверждением тому, что вполне возможно обнаружение
промежуточного типа, условно «Интеллигента-оптимиста», обладающего выраженностью
качеств обоих типов. Вероятно, существуют промежуточные типы, образованные
разными направлениями типизации педагогов, основанные на базе предметных знаний,
например, «Предметник-коммуникатор», «Предметник-просветитель». В то же время
вероятность появления «Интеллигента-организатора» очень мала, хотя теоретически
и этот тип имеет право на существование.
Из указанных типов учителей (коммуникатор, предметник,
организатор и интеллигент), каждый имеет свои способы,
механизмы и каналы передачи воспитательных воздействий. Так,
например, учитель-коммуникатор,
отличающийся экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью,
способностью к эмпатии, любовью к детям, реализует свои воспитательные
воздействия через поиск механизмов совместимости с учеником, через нахождение
точек соприкосновения в личной жизни и, естественно, что данные воздействия
окажут наибольшее изменение именно в этом «бытовом» поведении ученика. Для
учителя-предметника, рационалиста, твердо уверенного в необходимости знаний и их
значимости в жизни, более характерно воспитание ученика средствами изучаемого
предмета, путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения, к
работе в кружке и т.д.
Учитель-организатор, нередко являющийся лидером не только у ребят, но и во всём
педагогическом коллективе, преимущественно транслирует свои личностные
особенности в ходе проведения различных внеклассных мероприятий, и поэтому
результат его воздействий, скорее всего, обнаружится в сфере делового
сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины и т.д.
Учитель-интеллигент, или «просветитель», отличается принципиальностью,
соблюдением моральных норм, реализует себя посредством высокоинтеллектуальной
просветительской деятельности. Он несёт ученикам нравственность, духовность,
ощущение свободы.
Профессиональная деятельность неизбежно сопровождается изменениями в структуре
личности специалиста, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное
развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а,
с другой, изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в
этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные,
т.е. нарушающие целостность личности, снижающие её адаптивность и устойчивость,
то их следует рассматривать как профессиональные деформации. Эти особенности
могут все более глубоко включаться в структуру личности, иерархируя ее,
напоминая изменения, происходящие в личности при акцентуациях.
У
представителей педагогической профессии деформированность личности деятельностью
может проявляться на четырех уровнях.
Общепедагогические деформации, характеризующие сходные изменения личности у
всех лиц, занимающихся педагогической деятельностью. Наличие этих деформаций
делает учителей, преподающих разные предметы, работающих в разных учебных
заведениях, пропагандирующих разные педагогические взгляды, с разным
темпераментом и характером, похожими друг на друга. Эти инвариантные особенности
обусловлены спецификой пространства, в котором существует личность
учителя-профессионала — здесь произошло сближение субъекта деятельности со
средствами этой деятельности. Кроме того, педагогическая деятельность имеет свой
особенный объект воздействия, который, в отличие от большинства других
профессий, обладает существенной активностью. В ходе взаимодействия с объектом,
учитель, используя свою личность как инструмент влияния на него, прибегает к
более простым и действенным приемам, в совокупности известным как авторитарный
стиль руководства. В результате в его личности появляются такие образования как
назидательность, завышенная самооценка, излишняя самоуверенность, догматичность
взглядов, отсутствие гибкости и проч.
Типологические деформации вызваны слиянием личностных
особенностей с соответствующими структурами функционального строения
педагогической деятельности в целостные поведенческие комплексы. Как было
показало выше, в педагогической профессии существуют четыре таких типологических
комплекса: коммуникатор, организатор, интеллигент (просветитель) предметник.
Особенности каждого из них могут со временем проявиться в структуре личности,
которая претерпевает изменения аналогичные происходящим при акцентуациях. Так,
для учителя коммуникатора характерна излишняя общительность, говорливость,
сокращение дистанции с партнером, обращение к нему как к существу молодому,
неопытному («сюсюканье»), стремление затронуть интимные темы и проч.
Учитель-организатор может стать, слишком активным, вмешиваясь и личную жизнь
других людей, стремясь научить их как «жить правильно». Он нередко пытается
подчинить себе окружающих, стремиться командовать, организовывать их
деятельность, независимо от содержания. Нередко учителя-организаторы реализуют
свои потребности в каких-нибудь общественных организациях, где их активность
выглядит вполне уместной.
Учитель-интеллигент (просветитель), много лет отдавший
профессии, может сформировать у себе склонность к философствованию,
мудровствованию и, в зависимости от условий, может стать как «морализатором»,
видящим вокруг себя только плохое, восхваляя старые времена и ругая молодежь за
безнравственность, так и, благодаря любви к самоанализу, уйти в себя, созерцая
окружающий мир и размышляя о его несовершенстве.
Изменения личности учителя-предметника оказываются связанными
со знаниями той дисциплины, которую он преподает. В связи с этим учителя данного
типа пытаются внести элемент «научности» в любые, даже бытовые ситуации, не
адекватно используя наукообразные способы поведения и оценивая других людей
через призму их знаний предмета. В силу своих особенности и многочисленности
данный тип профессиональных отклонений представляет собой особый уровень –
специфический. Специфические, или предметные, деформации обусловлены спецификой
преподаваемого предмета. Даже по внешним признакам легко определить, какой
предмет преподает данный учитель: рисование или физкультуру, математику или
русский язык. Учителя герои юмористических рассказов чаще всего имеют именно
этот вид деформации.
Индивидуальные деформации определяются изменениями, которые
происходят со структурами личности и внешне не связаны с процессом
педагогической деятельности, когда параллельно становлению
профессионально-важных для учителя качеств, происходит развитие качеств, не
имеющих, на первый взгляд, отношения педагогической профессии. Подобный феномен
может быть объяснен тем, что личностное развитие осуществляется не только под
влиянием тех действий, приемов, операций, которые: выполняет учитель, а, прежде
всего, обусловлены его личностной направленностью.
Предупреждение и преодоление возможных деформаций
личности педагога является одной из важнейших задач школьного
психолога, так как от этого во многом зависит и психологический
климат педколлектива и психическое здоровье детей.
Очевидно, что учителя, в силу своих личностных особенностей,
оказываются наиболее приспособленными для реализации одних
профессиональных функций, в то время как реализация других
функций оказывается им просто недоступной. Так, «интеллигент»
без особого труда способен обеспечить выполнение в своей
профессиональной деятельности гностической, воспитательной,
информационной,
пропагандистской, развивающей,
исследовательской функции, а также функции самосовершенствования. «Предметник»
лучше реализует конструктивную, методическую, обучающую, ориентировочную
функции, «организатор» - исполнительную, мобилизационную, организаторскую,
«коммуникатор» — лишь коммуникативную функцию. Отметим, что речь идёт не об
абсолютном, а только об относительном преимуществе, т.е. и «коммуникатор» может
выполнить организаторскую работу, но у него это отнимет больше сил и времени,
чем у «организатора».