ШКАЛА 1.
ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ
Если в ваших ответах преобладает первый вариант, то вам
близки интересы учеников, их проблемы. Общение с ними для вас не
«производственная необходимость» и не способ самоутверждения, а духовная
потребность. Ученики безошибочно узнают учителя, готового отстаивать их
интересы, и платят ему доверием и любовью. На ваших уроках они, вероятно,
чувствуют себя в безопасности. Благоприятная эмоциональная обстановка даёт
возможность творческой плодотворной работы, сохраняет здоровье — ваше и
учеников.
Если в ответах преобладает второй вариант, то в нелёгкой
работе учителя вам важна поддержка коллег, их мнение и признание. В свою
очередь, коллеги ценят вас не только как профессионала, но и как
единомышленника, который может их поддержать, понять проблемы. Однако не
забывайте, что дети тоже нуждаются в вашем понимании, сочувствии и поддержке.
Возможно, что они видят в вас союзника, но ваше отношение к ним, которое в
лучшем случае не носит личностной окраски, а в худшем - пронизано чувством
недоверия и отчужденности, затрудняет сотрудничество.
Если в ответах преобладает третий вариант, то школа для вас
не единственный «свет в окошке». Возможно, круг ваших интересов не
исчерпывается школьными проблемами, есть и другие пути самореализации. Возможно,
вы настолько самодостаточны, что можете позволить себе не зависеть от мнения
коллег и учеников, но вероятно, работа отнимает у вас столько душевных сил,
что многое другое стало для" вас безразличным.
ШКАЛА 2.
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
СОСТОЯНИЕ
Если в ответах преобладает первый вариант то, очевидно, работа
в школе отнимает у вас много физических и душевных сил. Вы часто испытываете
чувство тревоги, бессилия, раздражения от невозможности изменить ситуацию.
Вероятно, вы предъявляете завышенные требования к себе и окружающим. Изменение
своего отношения к возникающим ситуациям позволило бы вам избежать стрессов,
характерных для работы учителя, и улучшить свое психоэмоциональное состояние.
Чтобы общение с детьми и коллегами доставляло вам радость, необходимо искать
пути достижения гармонии с собой и с миром. Ресурсы человеческой психики
безграничны, и в ваших силах найти необходимые для вас средства и способы
саморегуляции, которые помогут достичь благополучного психоэмоционального
состояния.
Если в ответах преобладает второй вариант, то благодаря
повышенной чувствительности нервной системы вы способны воспринимать состояние
другого человека, сопереживать ему. Ваше настроение часто зависит от внешних
факторов. Неблагополучное стечение обстоятельств иногда выбивает вас из колеи,
тогда вы можете проявлять раздражительность, испытывать чувство тревоги и
бессилия. Не всегда в ваших силах изменить неблагополучное стечение
обстоятельств, но управлять своими эмоциями можно и нужно учиться.
Если в ответах преобладает третий вариант, то ваше
благополучное психоэмоциональное состояние определяет эффективность работы. Вы
не теряете самообладания в экстремальных ситуациях, способны принимать верные
решения, нести ответственность за их последствия. Ваша эмоциональная
стабильность, предсказуемость и работоспособность благотворно влияют на
психологический климат в школе, если только за внешним благополучием и
невозмутимостью не кроются другие проблемы.
ШКАЛА 3. САМООЦЕНКА
Если в ответах преобладает первый вариант, то вам свойственно
позитивное самовоспитание. Вы отличаетесь творческим недогматическим мышлением,
способны создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в
тесный контакт и оказывая им психологическую поддержку. Вы воспринимаете
ученика как личность, обладающую достоинством. Благодаря этому становится
возможным эмоциональное развитие школьников, а их представления о себе
приобретают реалистический характер. Ваше поведение отличается спонтанностью,
творческим подходом и демократизмом.
Если в ответах преобладает второй вариант, то ваша оценка
неустойчива, она существенно зависит от внешних обстоятельств, настроения,
мнения других. Позитивная оценка вашего труда и положительный настрой
способствуют творческому взлету, в этом случае вы свободны, уверены в себе,
способны оказывать влияние на ребят, формируя у них позитивную личностную
ориентацию. Снижение самооценки негативно влияет на эффективность
взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных
проблем.
Если в ответах преобладает третий вариант, то вам не всегда
легко вступать в свободное общение с другими, свойственно принижать значение
своей личности. В большинстве случаев это сопровождается установкой на
негативное восприятие окружающих, что мешает действовать спонтанно, уверенно
создавать благоприятную творческую атмосферу на уроке. Чувствуя себя в классе
уверенно, не испытывая необходимости прибегать к психологической защите, вы
легко примете определенную ограниченность собственных возможностей, а также
ограниченность возможностей учащихся.
ШКАЛА 4.
СТИЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ
Если в ответах преобладает первый вариант, то, возможно, вы
являетесь лидером в коллективе и имеете репутацию «сильного педагога». Ученик
для вас — объект воздействия, а не равноправный партнер. Вы сами принимаете
решения, устанавливаете жесткий контроль за выполнением предъявляемых
требований, часто используете свои права без учета ситуации и мнения учащихся.
Наличие авторитарных тенденций не способствует самостоятельности, их самооценка
падает, нередко приводя к агрессивности как форме психологической защиты.
Возможно, вас уже не удовлетворяет роль «учителя-начальника», и вы способны к
профессиональному и личностному росту, к освоению более успешных стратегий
взаимодействия?
Если в ответах преобладает второй вариант, то вам близка
позиция миротворца. Как правило, вы стараетесь избегать душевного напряжения,
сопутствующего конфликтам. Вы нередко испытываете чувство вины и взваливаете на
себя чужую работу. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляете
без системы, проявляя нерешительность и колебания. Либеральный стиль не
способствует продуктивности в работе, развитию у ребят уважения к учителю и
чувства ответственности. Вы идёте на большие жертвы, но в вас растёт чувство
неудовлетворенности работой, тревога, страх и неуверенность. Вам не кажется,
что настало время решать вопрос выживания - строить новые, партнерские
отношения с миром и с учениками?
Если в ответах преобладает третий вариант, то для вас ученик
- равноправный партнер. Вы привлекаете ребят к принятию решений,
прислушиваетесь к их мнению, поощряете самостоятельность суждений, учитываете
не только успеваемость, но и личные качества учеников. Ваши основные методы
воздействия: совет, просьба, побуждение к действию. Для вас характерны
удовлетворенность своей профессией, высокая степень принятия себя и других,
гибкость в выборе способов реагирования, открытость в общении с учениками и
коллегами, хорошее психоэмоциональное состояние, которое передается и
воспитанникам, способствуя тем самым эффективности обучения.
ШКАЛА 5. ДОСТОВЕРНОСТЬ ФАКТОВ
Преобладание первого или второго вариантов ответов говорит о
высокой степени вашей искренности и способности объективно оценивать себя.
Преобладание третьего варианта ответов говорит о вашей зависимости от
социально одобряемых норм.