ШКАЛА 1.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ

 

Если в ваших ответах преобладает пер­вый вариант, то вам близки интересы уче­ников, их проблемы. Общение с ними для вас не «производственная необходи­мость» и не способ самоутверждения, а духовная потребность. Ученики безоши­бочно узнают учителя, готового отстаи­вать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На ваших уроках они, вероят­но, чувствуют себя в безопасности. Бла­гоприятная эмоциональная обстановка даёт возможность творческой плодотвор­ной работы, сохраняет здоровье — ваше и учеников.

Если в ответах преобладает второй ва­риант, то в нелёгкой работе учителя вам важна поддержка коллег, их мнение и признание. В свою очередь, коллеги це­нят вас не только как профессионала, но и как единомышленника, который может их поддержать, понять проблемы. Одна­ко не забывайте, что дети тоже нуждают­ся в вашем понимании, сочувствии и под­держке. Возможно, что они видят в вас союзника, но ваше отношение к ним, ко­торое в лучшем случае не носит личност­ной окраски, а в худшем - пронизано чув­ством недоверия и отчужденности, за­трудняет сотрудничество.

Если в ответах преобладает третий ва­риант, то школа для вас не единствен­ный «свет в окошке». Возможно, круг ваших интересов не исчерпывается школьными проблемами, есть и другие пути самореализации. Возможно, вы на­столько самодостаточны, что можете по­зволить себе не зависеть от мнения кол­лег и учеников, но вероятно, работа от­нимает у вас столько душевных сил, что многое другое стало для" вас безразлич­ным.

ШКАЛА 2.

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ

СОСТОЯНИЕ

 

Если в ответах преобладает первый вариант то, очевидно, работа в школе отнимает у вас много физических и ду­шевных сил. Вы часто испытываете чув­ство тревоги, бессилия, раздражения от невозможности изменить ситуацию. Ве­роятно, вы предъявляете завышенные требования к себе и окружающим. Изме­нение своего отношения к возникающим ситуациям позволило бы вам избежать стрессов, характерных для работы учите­ля, и улучшить свое психоэмоциональное состояние. Чтобы общение с детьми и коллегами доставляло вам радость, не­обходимо искать пути достижения гармо­нии с собой и с миром. Ресурсы челове­ческой психики безграничны, и в ваших силах найти необходимые для вас сред­ства и способы саморегуляции, которые помогут достичь благополучного психо­эмоционального состояния.

Если в ответах преобладает второй ва­риант, то благодаря повышенной чувстви­тельности нервной системы вы способ­ны воспринимать состояние другого человека, сопереживать ему. Ваше настро­ение часто зависит от внешних факторов. Неблагополучное стечение обстоятельств иногда выбивает вас из колеи, тогда вы можете проявлять раздражительность, испытывать чувство тревоги и бессилия. Не всегда в ваших силах изменить небла­гополучное стечение обстоятельств, но управлять своими эмоциями можно и нуж­но учиться.

Если в ответах преобладает третий ва­риант, то ваше благополучное психоэмо­циональное состояние определяет эф­фективность работы. Вы не теряете са­мообладания в экстремальных ситуаци­ях, способны принимать верные решения, нести ответственность за их последствия. Ваша эмоциональная стабильность, пред­сказуемость и работоспособность благо­творно влияют на психологический кли­мат в школе, если только за внешним благополучием и невозмутимостью не кроются другие проблемы.

ШКАЛА 3. САМООЦЕНКА

 

Если в ответах преобладает первый вариант, то вам свойственно позитивное самовоспитание. Вы отличаетесь твор­ческим недогматическим мышлением, способны создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесный контакт и оказывая им психоло­гическую поддержку. Вы воспринимаете ученика как личность, обладающую достоинством. Благодаря этому становится возможным эмоциональное развитие школьников, а их представления о себе приобретают реалистический характер. Ваше поведение отличается спонтанно­стью, творческим подходом и демокра­тизмом.

Если в ответах преобладает второй ва­риант, то ваша оценка неустойчива, она существенно зависит от внешних обсто­ятельств, настроения, мнения других. Позитивная оценка вашего труда и поло­жительный настрой способствуют твор­ческому взлету, в этом случае вы свобод­ны, уверены в себе, способны оказывать влияние на ребят, формируя у них позитивную личностную ориентацию. Сниже­ние самооценки негативно влияет на эф­фективность взаимодействия с окружаю­щими, затрудняя решение профессио­нальных и жизненных проблем.

Если в ответах преобладает третий ва­риант, то вам не всегда легко вступать в свободное общение с другими, свой­ственно принижать значение своей лич­ности. В большинстве случаев это сопро­вождается установкой на негативное вос­приятие окружающих, что мешает дей­ствовать спонтанно, уверенно создавать благоприятную творческую атмосферу на уроке. Чувствуя себя в классе уверенно, не испытывая необходимости прибегать к психологической защите, вы легко при­мете определенную ограниченность соб­ственных возможностей, а также ограни­ченность возможностей учащихся.

ШКАЛА 4.

СТИЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ

 

Если в ответах преобладает первый вариант, то, возможно, вы являетесь ли­дером в коллективе и имеете репутацию «сильного педагога». Ученик для вас — объект воздействия, а не равноправный партнер. Вы сами принимаете решения, устанавливаете жесткий контроль за вы­полнением предъявляемых требований, часто используете свои права без учета ситуации и мнения учащихся. Наличие авторитарных тенденций не способствует самостоятельности, их самооценка падает, нередко приводя к агрессив­ности как форме психологической защи­ты. Возможно, вас уже не удовлетворяет роль «учителя-начальника», и вы способ­ны к профессиональному и личностному росту, к освоению более успешных стра­тегий взаимодействия?

Если в ответах преобладает второй ва­риант, то вам близка позиция миротвор­ца. Как правило, вы стараетесь избегать душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Вы нередко испытываете чувство вины и взваливаете на себя чу­жую работу. Организацию и контроль де­ятельности учащихся осуществляете без системы, проявляя нерешительность и колебания. Либеральный стиль не спо­собствует продуктивности в работе, раз­витию у ребят уважения к учителю и чув­ства ответственности. Вы идёте на боль­шие жертвы, но в вас растёт чувство не­удовлетворенности работой, тревога, страх и неуверенность. Вам не кажется, что настало время решать вопрос выжи­вания - строить новые, партнерские от­ношения с миром и с учениками?

Если в ответах преобладает третий ва­риант, то для вас ученик - равноправный партнер. Вы привлекаете ребят к приня­тию решений, прислушиваетесь к их мне­нию, поощряете самостоятельность суж­дений, учитываете не только успевае­мость, но и личные качества учеников. Ваши основные методы воздействия: со­вет, просьба, побуждение к действию. Для вас характерны удовлетворенность сво­ей профессией, высокая степень приня­тия себя и других, гибкость в выборе спо­собов реагирования, открытость в обще­нии с учениками и коллегами, хорошее психоэмоциональное состояние, которое передается и воспитанникам, способ­ствуя тем самым эффективности обуче­ния.

 

ШКАЛА 5. ДОСТОВЕРНОСТЬ ФАКТОВ

 

Преобладание первого или второго ва­риантов ответов говорит о высокой сте­пени вашей искренности и способности объективно оценивать себя. Преобладание третьего варианта отве­тов говорит о вашей зависимости от со­циально одобряемых норм.