Методы психологии

Психология, как любая наука, использует общие научные методы и вырабатывает собственные способы получения эмпирического и теоретического знания. Для сбора фактического психологического материала наиболее широко применяются следующие методы: наблюдение, измерение, экспери­мент, интервью, опросы, тесты и другие специальные методики.

Метод наблюдения - целенаправленная фиксация и изучение дейст­вий и поступков личности в различных ситуациях. Наблюдение ведется в ес­тественных условиях трудовой, учебной или игровой деятельности человека. Сохранение естественности психических проявлений - основное требование к методу наблюдения. Важно, чтобы объекты наблюдения не знали об этом, чтобы исследователь сам не стал причиной изменения в поведении испытуе­мых, так как в противном случае может исчезнуть естественность их поведе­ния. Он не должен вмешиваться в деятельность испытуемых и как-либо воз­действовать на изучаемое психическое явление. Распространенный вид на­блюдения в психологии - включенное наблюдение, когда исследователь взаимодействует с испытуемыми, принимает на себя определенную роль, включается в их деятельность.

Наблюдение должно быть целенаправленным, отвечать целям, задачам и плану исследования. Наблюдение может быть как сплошным, так и выбо­рочным, фиксирующим какую-либо одну сторону психических проявлений объекта.

  Преимуществом метода наблюдения, как было отмечено, является со­хранение естественности психических проявлений, недостатком - пассив­ность исследователя, который должен ждать, когда наступит интересующее его явление, что приводит к большим затратам времени. Также в процессе наблюдения трудно выделить существенные связи между условиями дея­тельности и особенностями психических реакций. В определенной степени этот недостаток метода наблюдения компенсируют так называемые лонгитюдные исследования, проводимые на протяжении длительных отрезков времени.

Метод эксперимента - основной метод психологии. Это метод сбора фактов в специально созданных условиях, что обеспечивает появление изу­чаемых психических явлений в ожидаемое время. Метод эксперимента по­зволяет устанавливать причины психических явлений путем соотнесения их с влиянием того или иного из искусственно созданных условий. Эксперимен­тальный метод позволяет также повторять опыт и таким образом накапливать количественные данные об определенном явлении, а на их основе судить о типичности или случайности данного явления. Различают два вида психоло­гического эксперимента: лабораторный и естественный.

В лабораторном эксперименте могут использоваться аппаратура или какой-либо специальный экспериментальный материал. Использование аппа­ратуры особенно важно при изучении физиологических механизмов тех или иных психических проявлений человека. Например при помощи тахистоскопа измеряются скорость восприятия, объем внимания и т. д. Эксперимен­тальный материал служит средством, стимулирующим проявление опреде­ленных психических явлений. Например, визуальный материал в виде пятен неопределенной конфигурации в тесте Роршаха стимулирует личностно зна­чимые для испытуемого ассоциации, при изучении отдельных познаватель­ных процессов (ощущений, восприятий, памяти, мышления) используются специально составленные тексты, ряды слов или чисел, изображения геомет­рических фигур и т. д.

В естественном эксперименте содержание обычной деятельности че­ловека сохраняется, но создаются дополнительные условия, стимулирующие проявления изучаемых психических феноменов. В естественном эксперимен­те сочетаются положительные качества наблюдения (естественность) и экс­перимента (активность). Эксперименты можно подразделить также на кон­статирующие и формирующие.

Метод беседы - сбор фактов в процессе личного общения - позволяет видоизменять вопросы в соответствии с получаемыми ответами, а также ис­пользовать косвенные вопросы. Этот метод обеспечивает наилучшую обрат­ную связь, поэтому незаменим в индивидуальной работе. Однако как метод сбора информации используется лишь в качестве вспомогательного, так как требует много времени и не дает достаточной репрезентативности.

Метод изучения продуктов деятельности (предметов, рисунков, опи­саний) ценен прежде всего тем, что позволяет зафиксировать и сохранять не­обработанные исследователем материалы, неоднократно к ним возвращаться, сравнивать результаты, изменять их научную интерпретацию. Используется как вспомогательный.

Метод анкеты использует письменный самоотчет испытуемых по специально разработанной программе. Основное достоинство данного мето­да - возможность получения большого по объему материала и его статисти­ческой обработки. Основной недостаток - невозможность соотнесения сло­весных ответов с реальным поведением человека.

Метод тестов. Тесты предназначены для того, чтобы установить на­личие или отсутствие уже известных науке психологических особенностей у конкретных испытуемых. Тестовые методики являются результатом предва­рительных научных исследований и теоретических обобщений. Тесты обес­печивают высокий уровень стандартизации и потому дают возможность объ­ективного сравнения (показывают степень соответствия определенных ха­рактеристик испытуемого стандарту (или среднему значению)). Именно по­этому тестовое обследование не является достаточным для индивидуальных психологических характеристик и рекомендаций. В психологии применяются различные виды тестов, например тесты определения способностей, тесты успешности. Особое место занимают проективные тесты, когда, выполняя задание, испытуемый дает не прямые ответы на вопросы, а работает с таким стимульным материалом, который косвенным образом проявляет свойства его личности (иначе говоря, на который проецируются свойства его лично­сти). Примером такого теста является тест Маховера "нарисуй человека".

Кроме методов сбора фактической информации, в психологии вырабо­таны определенные методы организации исследования. Сравнительный ме­тод предполагает при наличии общей задачи и единого предмета исследова­ния изучение одновременно нескольких объектов и сравнение результатов. Лонгитюдный метод - это изучение психических явлений в развитии. Лонгитюдное исследование предполагает изучение одних и тех же испытуемых в течение длительного времени.

В рамках описания специальных методов психологии необходимо от­метить также методы количественной обработки материалов исследования. Наиболее широко используются методы альтернативного, корреляционного и вариационного анализа.

В заключение необходимо подчеркнуть, что в реальной практике со­временных психологических исследований имеет место сочетание различных методов и методик, а также постоянное совершенствование известных и раз­работка новых их модификаций.