Методы психологии Психология, как любая наука, использует общие научные методы и вырабатывает собственные способы получения эмпирического и теоретического знания. Для сбора фактического психологического материала наиболее широко применяются следующие методы: наблюдение, измерение, эксперимент, интервью, опросы, тесты и другие специальные методики. Метод наблюдения - целенаправленная фиксация и изучение действий и поступков личности в различных ситуациях. Наблюдение ведется в естественных условиях трудовой, учебной или игровой деятельности человека. Сохранение естественности психических проявлений - основное требование к методу наблюдения. Важно, чтобы объекты наблюдения не знали об этом, чтобы исследователь сам не стал причиной изменения в поведении испытуемых, так как в противном случае может исчезнуть естественность их поведения. Он не должен вмешиваться в деятельность испытуемых и как-либо воздействовать на изучаемое психическое явление. Распространенный вид наблюдения в психологии - включенное наблюдение, когда исследователь взаимодействует с испытуемыми, принимает на себя определенную роль, включается в их деятельность. Наблюдение должно быть целенаправленным, отвечать целям, задачам и плану исследования. Наблюдение может быть как сплошным, так и выборочным, фиксирующим какую-либо одну сторону психических проявлений объекта. Преимуществом метода наблюдения, как было отмечено, является сохранение естественности психических проявлений, недостатком - пассивность исследователя, который должен ждать, когда наступит интересующее его явление, что приводит к большим затратам времени. Также в процессе наблюдения трудно выделить существенные связи между условиями деятельности и особенностями психических реакций. В определенной степени этот недостаток метода наблюдения компенсируют так называемые лонгитюдные исследования, проводимые на протяжении длительных отрезков времени. Метод эксперимента - основной метод психологии. Это метод сбора фактов в специально созданных условиях, что обеспечивает появление изучаемых психических явлений в ожидаемое время. Метод эксперимента позволяет устанавливать причины психических явлений путем соотнесения их с влиянием того или иного из искусственно созданных условий. Экспериментальный метод позволяет также повторять опыт и таким образом накапливать количественные данные об определенном явлении, а на их основе судить о типичности или случайности данного явления. Различают два вида психологического эксперимента: лабораторный и естественный. В лабораторном эксперименте могут использоваться аппаратура или какой-либо специальный экспериментальный материал. Использование аппаратуры особенно важно при изучении физиологических механизмов тех или иных психических проявлений человека. Например при помощи тахистоскопа измеряются скорость восприятия, объем внимания и т. д. Экспериментальный материал служит средством, стимулирующим проявление определенных психических явлений. Например, визуальный материал в виде пятен неопределенной конфигурации в тесте Роршаха стимулирует личностно значимые для испытуемого ассоциации, при изучении отдельных познавательных процессов (ощущений, восприятий, памяти, мышления) используются специально составленные тексты, ряды слов или чисел, изображения геометрических фигур и т. д. В естественном эксперименте содержание обычной деятельности человека сохраняется, но создаются дополнительные условия, стимулирующие проявления изучаемых психических феноменов. В естественном эксперименте сочетаются положительные качества наблюдения (естественность) и эксперимента (активность). Эксперименты можно подразделить также на констатирующие и формирующие. Метод беседы - сбор фактов в процессе личного общения - позволяет видоизменять вопросы в соответствии с получаемыми ответами, а также использовать косвенные вопросы. Этот метод обеспечивает наилучшую обратную связь, поэтому незаменим в индивидуальной работе. Однако как метод сбора информации используется лишь в качестве вспомогательного, так как требует много времени и не дает достаточной репрезентативности. Метод изучения продуктов деятельности (предметов, рисунков, описаний) ценен прежде всего тем, что позволяет зафиксировать и сохранять необработанные исследователем материалы, неоднократно к ним возвращаться, сравнивать результаты, изменять их научную интерпретацию. Используется как вспомогательный. Метод анкеты использует письменный самоотчет испытуемых по специально разработанной программе. Основное достоинство данного метода - возможность получения большого по объему материала и его статистической обработки. Основной недостаток - невозможность соотнесения словесных ответов с реальным поведением человека. Метод тестов. Тесты предназначены для того, чтобы установить наличие или отсутствие уже известных науке психологических особенностей у конкретных испытуемых. Тестовые методики являются результатом предварительных научных исследований и теоретических обобщений. Тесты обеспечивают высокий уровень стандартизации и потому дают возможность объективного сравнения (показывают степень соответствия определенных характеристик испытуемого стандарту (или среднему значению)). Именно поэтому тестовое обследование не является достаточным для индивидуальных психологических характеристик и рекомендаций. В психологии применяются различные виды тестов, например тесты определения способностей, тесты успешности. Особое место занимают проективные тесты, когда, выполняя задание, испытуемый дает не прямые ответы на вопросы, а работает с таким стимульным материалом, который косвенным образом проявляет свойства его личности (иначе говоря, на который проецируются свойства его личности). Примером такого теста является тест Маховера "нарисуй человека". Кроме методов сбора фактической информации, в психологии выработаны определенные методы организации исследования. Сравнительный метод предполагает при наличии общей задачи и единого предмета исследования изучение одновременно нескольких объектов и сравнение результатов. Лонгитюдный метод - это изучение психических явлений в развитии. Лонгитюдное исследование предполагает изучение одних и тех же испытуемых в течение длительного времени. В рамках описания специальных методов психологии необходимо отметить также методы количественной обработки материалов исследования. Наиболее широко используются методы альтернативного, корреляционного и вариационного анализа. В заключение необходимо подчеркнуть, что в реальной практике современных психологических исследований имеет место сочетание различных методов и методик, а также постоянное совершенствование известных и разработка новых их модификаций.
|