Основные направления в психологии Психология как наука занимает двойственное положение и может относиться как к гуманитарному, так и естественно-научному знанию. При рассмотрении внутренней структуры психологического знания стоит выделить когнитивное направление, исследующее в основном содержание и формы познавательной психической деятельности; поведенческое направление, концентрирующееся на содержании и мотивациях деятельности; глубинную психологию, изучающую бессознательное во всех его проявлениях; гуманистическую психологию, изучающую взаимосвязь социокультурных условий жизни человека и его психологии и поведения. Естественно, данная систематизация не является полной, но позволяет получить представление об основных направлениях и школах в психологии. Когнитивное направление. Согласно основным идеям когнитивной психологии, решающую роль в поведении человека играют интеллектуальные и мыслительные процессы. Поэтому главной задачей психологии является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. В теории Дж. Келли утверждается, что любое событие, происходящее с любым человеком, открыто для многократного интерпретирования. Поэтому он считает необходимым отказаться от концепции мотивации в объяснении поведения человека. Единственной и достаточной причиной мотивации людей является сам факт жизни и вытекающее из этого факта желание прогнозировать будущие события. Человек рассматривается как исследователь, ученый. Из этого следует, что: 1) люди, как правило, ориентируются на будущее; 2) активно формируют представление о своем окружении, а не просто пассивно реагируют на него; 3) ни прошлые, ни настоящие события не являются определяющими в поведении человека, а он сам, как правило, контролирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов (при условии, что он не предпочтет обратное). Основной постулат, выдвигаемый Дж. Келли, заключается в утверждении того, что поведение человека (его мысли и поступки) направлено на прогноз событий. Действия субъекта определяются тем, как он прогнозирует будущие события. В результате диапазон поведения зависит от личностных конструктов, т. е. моделей и систем, при помощи которых происходит восприятие мира. Для каждого человека эти системы носят уникальный характер. Личностный конструкт формируется благодаря когнитивным процессам анализа сходства и различия. Он состоит из трех элементов. Два элемента должны быть похожи друг на друга, они образуют эмерджентный полюс, или полюс сходства. Третий элемент должен отличаться от первых двух, он образует имплицитный полюс, или полюс контраста. С использованием концепции личностного конструкта делается попытка объяснить, как люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения различия и сходства. Выделяются три основных типа конструктов: 1) упредителъный конструкт - тип конструкта, который стандартизирует ("упреждает") свои элементы, чтобы они были исключительно в его диапазоне, что попадает в одну классификацию, исключается из другой; 2) констелляторный конструкт - тип конструкта, который позволяет его элементам принадлежать одновременно другим сферам, при этом элементы идентифицированы особым образом и фиксированы (стереотипное мышление); 3) предполагающий конструкт - тип конструкта, который позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативные взгляды на мир. Люди разделяются на когнитивно сложных (тех кто: 1) имеет конструктную систему, содержащую четко дифференцированные конструкты; 2) может четко отличать себя от других; 3) способен прогнозировать поведение других; 4) рассматривает других по многим категориям) и когнитивно простых (тех кто: 1) имеет конструктную систему, в которой неясны различия между конструктами; 2) затрудняется отличать себя от других; 3) не способен прогнозировать поведение других; 4) рассматривает других по небольшому числу категорий). Выбор модели поведения определяется как безопасный при использовании конструкта определения (на основе прошлого опыта) либо как риск при использовании конструкта расширения. Последний позволяет с большей вероятностью расширить понимание событий человеком, вместе с тем, он увеличивает диапазон прогностических ошибок. Теория личностных конструктов утверждает, что человек одновременно является и свободным, и зависимым от своего собственного поведения. Свобода проявляется в выборе решений и интерпретации событий, зависимость - в следовании ранее выработанным конструктам. Сделав выбор, человек перестает быть свободным. С другой стороны, это не окончательная, раз и навсегда закрепленная, модель поведения. Субъект может интерпретировать ситуацию с других позиций, тем самым снова получив свободу выбора. В начале XX в. группа немецких психологов, так называемая вюрцбургская школа, представителями которой были О. Кюльпе, А. Майер, А. Мессер, впервые сделала мышление предметом специального экспериментального исследования. Испытуемые должны были сообщать не о качестве воздействующих раздражителей, а о мыслительной деятельности, вызываемой раздражителями. Ставилась задача - найти особые элементы мышления, определить и классифицировать их. Изучалась также динамика мышления. Был сделан вывод о том, что "переживание отношений" является основным элементом мышления, причем эти отношения лишены чувственно-наглядного характера. Мышление отделялось от чувственной ступени познания. Предлагалась следующая классификация мыслей: 1) осознание правила; 2) осознание отношений между идеями и понятиями; 3) комплексные воспоминания. Работы ученых вюрцбургской школы заложили основы для разделения умственной деятельности и процесса мышления. В предмет психологии были введены новые элементы - осознание значений и отношений. Ассоциативная психология. Это направление развивалось в рамках когнитивной психологии. В ней представления об универсальных закономерностях психической жизни человека связывались с принципом ассоциаций, т. е. образованием и актуализацией связей между представлениями ("идеями"). Данное направление получило широкое распространение в XVII — XVIII вв. Был сформулирован основной закон ассоциаций: ассоциация тем прочнее и вернее, чем чаще она повторяется. Выделялось четыре вида ассоциаций: 1) по сходству; 2) по контрасту; 3) по близости во времени или в пространстве; 4) по отношению причинности. В работах Дж. С. Милля, Д. Милля, А. Бэна (XIX в.) ассоциация признавалась основной структурной единицей психического. Рациональное сводилось к чувственному, отсутствовал анализ субъекта, его деятельности, активности. Ощущения и их копии (простые идеи) рассматривались как единственная реальность. Сложные образования сознания принимались за ассоциацию идей. Содержание мышления сводилось к характеристике элементарных явлений - простых идей и их разнообразных отношений. Задачей психологии стало выяснение отношений между простыми идеями и определение законов ассоциаций, по которым сложные идеи создаются из простых. Предполагалось, что сложные идеи, хотя они и возникают путем абстракции и обобщения, остаются для сознания суммой простых идей, меняется лишь их группировка и не происходит никакого обогащения или углубления познания. Вопрос о репродукции идей был одним из основных вопросов ассоциативной теории. Считалось, что движение мысли зависит от того, какие идеи и в каком порядке будут репродуцироваться из запасов памяти. Все проявления умственной деятельности сводились к "первичным" свойствам ума: сознанию разницы, сознанию сходства и удержанию (памяти). Действие этих свойств происходит совместно. В каждом акте познания сопоставляются два явления и познаются их отношения. Процесс отождествления, подразумеваемый сходством, служит средством умственного воспроизведения или репродукции в форме идей прошлых и исчезнувших ощущений. Условиями, способствующими мышлению, являются повторяемость и внимание. Первичных свойств ума оказывается достаточно для выполнения мыслительной деятельности. В основе ума лежат законы ассоциации по сходству и смежности. Закону по смежности подчинены память, привычки, приобретенные качества. Благодаря ассоциации по смежности ум воссоединяет идеи действий с идеями ощущений и чувств. Ассоциации по сходству опираются на процесс отождествления. На них основываются следующие мыслительные действия: 1) классификация, обобщение понятий; 2) индукция, посредством которой получают суждения; 3) дедукция, под которой понимается вывод, исходящий из общего положения, представляющего собой упрощенное и сведенное в одну формулу положение. Гештальтпсихология. Новый подход к изучению психики был представлен в работах М. Вертхаймера, В. Келера, К. Дункера. Центральным положением данной школы, получившей название "гештальтпсихология", было признание первичным и главным содержанием всякого психического процесса некоторых целостных образований - конфигураций, форм, или "гештальтов", а не отдельных элементов - ощущений. Главным объектом экспериментального изучения было восприятие. Анализировались факты, помогающие восприятию "гештальтов" (сходство элементов, "стремление" к хорошей фигуре). В рамках этого направления был сформулирован один из основных законов восприятия - закон "прегнантности ", т. е. стремление к хорошей форме (симметричной, замкнутой и т. п.). Гештальтпсихология пыталась реализовать монистический, целостный подход к объяснению психических явлений. Исследования в области интеллекта человекообразных обезьян привели к появлению критерия, по которому интеллектуальное поведение отличается от других форм поведения (навыка, инстинкта). В качестве этого критерия был выдвинут принцип структурности - возникновения всего решения в целом в соответствии со структурой поля. Основное внимание уделялось продуктивной природе подлинного мышления. Продуктивную сущность мышления представители гештальтпсихологии видели в возникновении в мышлении нового качества, не сводимого к качествам отдельных его элементов. Оно обозначается как новый гештальт или новая структура. Характерным для мышления является момент усмотрения этого нового качества (структуры). Это усмотрение происходит внезапно и обозначается термином "Insight". Однако важен не сам по себе факт внезапности решения, а объяснение того, почему решение наступает внезапно. Внезапность решения основывается на усмотрении структуры в проблемной ситуации. Не субъект в процессе познания обнаруживает сущность, а она сама себя обнаруживает. Был сделан вывод о том, что феноменальный объект, или единое феноменальное психическое поле, представляют собой в слитом виде и субъект, и объект. Механизм решения задачи объяснялся следующим образом. В оптическом поле организма существенные элементы ситуации образуют единое целое (гештальт). Элементы ситуации входят в этот гештальт и приобретают новое значение, которое зависит от того места, которое они занимают в гештальте. Решение задачи заключается в том, что части проблемной ситуации начинают восприниматься в новых отношениях. Это приводит к переструктурированию проблемной ситуации, открытию новых свойств объекта. Поведенческое направление. Слабым местом всех школ, относящихся к когнитивному направлению, было недостаточное внимание к реальному поведению человека в процессе деятельности и коммуникации с другими людьми. Этот недостаток восполняли психологические концепции, которые можно отнести к поведенческому направлению. В учебной литературе эти концепции определяют как "теории социального научения". Одной из таких теорий является бихевиоризм. Психология, с точки зрения представителей бихевиоризма, должна изучать поведение человека, под которым следует понимать совокупность внешне наблюдаемых и объективно регистрируемых реакций на определенные воздействия (стимулы) из внешней среды. При таком подходе сознание исключается из сферы эмпирического исследования, более того, для бихевиористского направления оно не существует. Все сложные реакции образуются из простейших врожденных реакций с помощью механизма обусловливания, т. е. сочетанием условного и сочетательного рефлексов. При сочетании безусловного раздражителя с условным реакция начинает вызываться уже и условным раздражителем, или стимулом. Внешние раздражители в виде простых или сложных ситуаций - это стимулы. Ответные движения - это реакция. Тогда поведение человека следует рассматривать как всякую реакцию в ответ на внешний стимул, посредством которой происходит приспособление индивида к внешней среде. Основатель бихевиоризма Дж. Уотсон утверждал, что все многообразие поведения человека можно описать с помощью формулы "стимул - реакция " (SR). При анализе поведения человека различают два его типа: респондентное и оперантное (Б. Скиненер). Респондентное поведение предполагает характерную реакцию, вызываемую известным стимулом, который всегда предшествует первой во времени. Однако полностью объяснить поведение на основе классической теории обусловливания невозможно. Надо изучать поведение, не связанное непосредственно с какими-либо известными стимулами, так как индивид активно воздействует на окружение с целью его изменения. Оперантное поведение - это тип поведения, которое определяется событиями, следующими за реакцией. Такой тип поведения детерминируется воздействием стимульных событий, наступление которых предполагается в будущем. Именно последствия данной оперантной реакции являются контролерами поведения. Такие реакции носят характер произвольно приобретенных. Для них невозможно выделить какой-то стимул, который можно распознать. При благоприятных для организма последствиях вероятность повторения операнта возрастает, и наоборот. В целом, поведение человека определяется аверсивными (неприятными, болевыми) стимулами, следовательно, оперантное поведение контролируется негативными последствиями. Необходимость анализа опосредующих внешнее поведение факторов, или "вмешивающихся переменных", представлено в концепции Э. Толмена. В качестве опосредующих факторов рассматриваются познавательные процессы. Согласно когнитивной теории, в качестве интеграторов целостного поведения выступают центральные процессы (память, ожидание, установка, когнитивная карта). Важнейшим результатом научения является образование некоторой "познавательной структуры" (т. е. некоторое отражение ситуации). При наличии всего необходимого прошлого опыта нет гарантии, что обучающийся субъект использует его для достижения цели. Решаемость задачи определяется ее структурой (организацией), от которой зависит актуализация прошлого опыта организма, понимание включенных в задачу существующих отношений. Представители "субъективного" направления в бихевиоризме утверждают, что в строении каждого вида деятельности присутствуют специальный процесс сличения воздействия извне с состоянием самой системы и специальный процесс оценки результатов осуществляемых системой действий (Д. Миллер). Структурная организация поведения описывается в следующей последовательности. Любое воздействие на систему приводит к сравнению последнего с некоторым прошлым состоянием. Процесс сравнения вызывает либо специальные реакции организма (при условии соответствия воздействия прошлому опыту), либо поисковые, ориентировочные реакции (если соответствия нет). Результаты подвергаются оценке. После достижения удовлетворительного результата осуществляется окончательное действие. Таким образом, в структуру поведения включаются понятия "образ" (знания, прошлый опыт, опосредствующий поведение) и "план" (указание на то, как достигнуть того или иного результата). То или иное действие будет продолжаться до момента устранения несоответствия между состоянием организма и состоянием, которое опробуется. Данная теория получила название "TOTE" (test - operate - test - exit, т. е. проба - операция - проба - выход). В целом бихевиоризм, уделяя основное внимание поведению субъекта, не включает в предмет своего анализа сознание человека, его личностные ценности, моральные качества и т. д., тем самым упрощая природу человека. Гуманистическая психология. Под этим условным названием принято объединять взгляды многих современных представителей психологической науки, не составляющие отдельных школ. Основной принцип гуманистической психологии - оптимистический взгляд на природу человека, утверждение личностного характера человеческой жизни, внимание к личности, ее способности реализовать себя. Представители гуманистического подхода в психологии выступили против бихевиоризма и психоанализа как негуманных и редукционистских направлений в психологии. С их точки зрения, предметом психологии должна стать уникальная и неповторимая личность, которая постоянно осознает свое предназначение в жизни, регулирует границы своей субъективной свободы. На первый план выдвигаются проблемы самоактуализации, поиска смысла жизни, свободы выбора и т. д. Акцент делается на изучении отдельного человека. Характерными признаками гуманистического направления являются: 1) антиэкспериментальность, т. е. отрицание любых экспериментов с человеком (бихевиористских, когнитивных и т. д.); 2) основное внимание уделяется личности человека, его возможностям; 3) развитие в его рамках определенного направления в психотерапии, которое не связано с идеями модификации поведения. Один из приверженцев гуманистического направления, К. Роджерс, выдвигает концепцию, согласно которой для человека единственно подлинной реальностью является его личный мир переживаний. Центральное место в этом субъективном мире принадлежит Я-концепции. В Я-концепции отражено представление человека о самом себе, о том, каким видит себя человек в связи с различными ролевыми функциями, которые он исполняет в повседневной жизни. Диапазон этих образов достаточно широк: от Я как родителя или ребенка до Я как руководителя или подчиненного, и т. д. В Я-концепцию входит также представление о том, кем субъект хотел бы быть (Я-идеальное). Я-идеальное отражает те качества, которые человек хочет иметь, т. е. наиболее ценные с его точки зрения, то, к чему он стремится. В процессе жизни Я-концепция усложняется и дифференцируется. Несоответствие Я-концепции и действительных переживаний воспринимается как угроза, что, в свою очередь, может привести к искажению или отрицанию восприятия действительности с целью защиты целостности "Я". Люди стремятся к переживаниям, которые воспринимаются как Я-интенсифицирующие, и избегают переживаний, которые воспринимаются как Я-отрицающие. Чрезмерное расхождение между Я-концепцией и реальностью может вызвать различного рода психопатологии. Для характеристики людей, которые полностью реализуют свои способности, движутся в направлении познания себя, вводится понятие "полноценно функционирующий" человек. Ему будут свойственны следующие качества: 1) открытость переживанию; 2) экзистенциальный образ жизни; 3) организмическое доверие (т. е. способность принимать за основу для выбора своего поведения собственные внутренние ощущения, чувства); 4) эмпирическая свобода (т. е. свобода выбора и ответственность за последствия); 5) креативность (способность выдвигать уникальные идеи, способы решения проблем). А. Маслоу рассматривает самоусовершенствование как основную задачу в жизни человека. Он считает, что люди мотивированны на поиск личных целей. Человеческая мотивация раскрывается через иерархию потребностей, которые считаются врожденными и инстинктивными и характерны для всех людей. Для того чтобы доминирующим мотивом в жизни стали высшие потребности, необходимо разумное удовлетворение низших. Удовлетворяются потребности в следующем порядке: 1) физиологические потребности;
2)
потребности безопасности и защиты, 3) потребности
принадлежности и А. Маслоу описывает также основные категории мотивов человека. Дефицитные мотивы (Д-мотивы) возникают из биологических потребностей и потребностей безопасности. Им соответствуют следующие критерии: 1) их отсутствие вызывает болезнь; 2) их присутствие предотвращает болезнь;
3)
их восстановление излечивает
болезнь; 4) при определенных сложных Мотивы роста (метапотребности, бытийные, или Б-мотивы) связаны с врожденной потребностью человека реализовать свой потенциал и имеют отдаленные цели. К ним относятся: доброта, богатство, совершенство, простота, игра и т. д. У метапотребностей нет четкой иерархии, и они могут меняться местами в плане доминирования в зависимости от обстоятельств жизни. Неудовлетворение метапотребностей способствует возникновению метапатологий (цинизм, ненависть, депрессия, отчаяние и т. д.). По А. Маслоу, средний человек удовлетворяет свои потребности приблизительно в следующем соотношении: физиологические - на 85%; безопасность и защита - на 70%; любовь и принадлежность - на 50%; самоуважение - на 40%; самоактуализация - на 10%. Процесс самоактуализации связан с риском, готовностью ошибаться, отказом от старых привычек. Самоактуализирующимся людям свойственны следующие характеристики: 1) более эффективное восприятие реальности; 2) приятие себя, других и природы; 3) непосредственность, простота и естественность; 4) центрированность на проблеме; 5) независимость: потребность в уединении; 6) автономия: независимость от культуры и окружения; 7) свежесть восприятия; 8) вершинные, или мистические, переживания; 9) общественный интерес; 10) глубокие межличностные отношения; 11) демократический характер; 12) разграничение целей и средств. Все описанные направления и школы имеют одну общую черту: они исходят из приоритета сознания во всех психических и поведенческих актах. По мере развития психологии как науки это утверждение становилось все менее очевидным, Глубинная психология. Так принято называть совокупность психологических концепций, изучающих бессознательные процессы и считающих именно бессознательные психические явления движущими силами нашего поведения. Психоанализ возник на рубеже XIX и XX вв., его основатель - австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд - видел задачу психологии в познании глубинных функциональных механизмов психики. В психоаналитической концепции признается, что психическое существует как сознательное, предсознательное и бессознательное. Психическое организовано в личностную структуру "Id (оно) - Ego (Я) - Super-Ego (сверх-Я)". "Оно" включает психические формы, которые никогда не были сознательными, а также формы, вытесненные из сознания. Это резервуар психической энергии. Содержание "оно" влияет на психическую деятельность. "Я" - это психика, связанная с внешним миром. "Я" развивается из "оно" по мере становления личности. "Я" управляет "оно", определяя приемлемость удовлетворения потребностей. "Сверх-Я" развивается из "Я", осуществляет цензуру поведения и мыслей, хранит социальные нормы через функциональные механизмы совести, самонаблюдения и формирования идеалов. Названные функциональные механизмы личностной структуры стремятся обеспечить динамическое равновесие и перераспределение психической энергии (энергии либидо и агрессивной энергии) на цели духовной и интеллектуальной жизни. Сон и сновидения являются факторами, способствующими энергетическому равновесию. Факторы нарушения энергетического равновесия - тревожность и фиксация (устойчивое избрание для удовлетворения потребности способа, не соответствующего стадии психосексуального развития). Психоаналитическая концепция развивалась такими известными психологами, как К. Юнг, А. Адлер, Э. Хорни и др., в настоящее время является одной из основных в психологии личности, а психоанализ остается одним из основных методов психотерапии. Кроме выделенных направлений, в структуре современной психологии существует ряд отдельных отраслей, многие из которых, наряду с общей психологией, приобрели самостоятельный статус (социальная, инженерная, детская, юридическая, экологическая, медицинская психологии, психология управления и др.). В специальных областях психологической науки накапливается и обобщается уникальный материал, например, о психологических механизмах деятельности в экстремальных и специфических условиях, о пределах нормы и патологии психики и пр., и пр. Таким образом расширяется круг исследовательских задач научной психологии, происходит непрерывное переосмысление и переформирование ее предмета. В структуру современной психологии входят: общая психология (изучает сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики) и дифференциальная психология (предметом являются отдельные стороны психической деятельности: память, интеллект и т. д.). Любая современная концепция человека исходит из наличия в нем биологического и социального. Двойственность человеческой природы и принципиальная незавершенность человеческой психики приводят к тому, что главные проблемы психологии рассматриваются двояко, например: какой фактор - наследственность или среда - играет решающую роль в формировании личности? Любое направление или школа психологии изучает эту проблему. Но если фрейдизм и неофрейдизм решают ее в пользу наследственности, то бихевиоризм однозначно отдает доминантную роль в развитии личности среде. Соответственно, изменяется педагогическая концепция. Если все дело в наследственности, то надо предоставить природным возможностям личности свободу развития; а если в среде, то надо создавать соответствующую среду и воспитывать подрастающее поколение. В современной психологии нет единой концепции человека. Каждое направление внутри себя дуалистично.
|