Тема 1. ПСИХОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ Вопросы для изучения :
Психология - наука, изучающая возникновение, содержание и функционирование человеческой психики. Слово "психология" в переводе на русский язык означает буквально "наука о душе" (греч. phyche - "душа", logos - Перечень вопросов в начале каждой темы отражает ее содержание, но не всегда соответствует порядку изложения. Психология исторически формировалась как один из разделов философии. Представления о предмете психологии как науки о душе впервые были сформулированы в античной философии. Античными авторами были выдвинуты принципиальные положения об активности души (Фалес), о роли противоположностей в психической жизни (Гераклит). В учениях Демокрита и Платона были представлены две противоположные точки зрения на происхождение души и способности последней к познанию окружающего мира. По Демокриту, душа состоит из самых подвижных атомов, поэтому ей по самой своей природе присуще движение. Согласно Платону, душа есть некая особая, нематериальная сущность, невидимая часть всеобщей мировой души. Иное решение вопроса о природе души было предложено Аристотелем. Его не устраивала концепция души как некого тела, не обладающего бессмертием, а также точка зрения на душу как некую бестелесную сущность, находящуюся в постоянном круговороте вселений в новое тело после смерти предыдущего. Он понимал под душой своего рода форму тела, совокупность наиболее существенных функций живого тела. Рост, питание и размножение являются важнейшими функциями живого тела. Они есть не только у человека, но свойственны также растениям и животным - это "растительная душа". Такие психические функции, как ощущения, восприятие, память, аффекты, присущи только человеку и животным - это "животная душа". После смерти эти функции прекращаются. К психическим функциям, свойственным только человеку, Аристотель относил разум и волю. Эти функции представляют собой проявление божественной воли в человеке, составляют сущность "разумной души", и поэтому они бессмертны. (Учение о душе следует рассматривать как необходимый этап в развитии психологии, так как "душа" выступала неким объяснительным понятием для разнообразных состояний человеческих психики и поведения.) Первым, кто разграничил собственно психические и прочие процессы, происходящие в организме, был Р. Декарт. Его подход к решению психофизической проблемы состоял в следующем: психические процессы человек осознает, физиологические - нет. Работа тела подобна работе машины, подчиняющейся материальным законам и не нуждающейся во вмешательстве каких-либо особых функций души. Окончательное оформление психологии как самостоятельной науки произошло в середине XIX в. под влиянием идей европейского рационализма нового времени. Объектом психологии стало индивидуальное сознание человека, которое рассматривается во всем его многообразии. Таким образом, психологию следует рассматривать как науку о закономерностях возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека в частности. В круг проблем, рассматриваемых психологией, входят: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) свойства личности; 4) эмоционально-волевые процессы; 5) способы взаимоотношений между людьми; 6) виды и способы осуществления различного рода деятельности; 7) взаимозависимость сознательных и бессознательных процессов. Следовательно, предметная область психологии - вся совокупность психических реакций и комплексов личности в их взаимосвязи с поведением во внешнем мире. Родоначальником экспериментальной психологии считается Вильгельм Вундт (1832-1920). А 1879 год - год основания Вундтом психологической лаборатории при Лейпцигском университете - традиционно считается годом рождения научной психологии. Вундт отождествлял понятия "психика" и "сознание". Подход Вундта называют структуралистским, так как по его мнению, психология является наукой о структурах сознания, поскольку раскрыть суть явления, в том числе и психического, можно только проанализировав составляющие его простейшие элементы. Задачей своей лаборатории Вундт считал выявление и описание составляющих сознание простейших структур. По мнению структуралистов, основным материалом сознания служат ощущения, образы и чувства, которые нужно детально описать. Метод описания - экспериментальная интроспекция (специально подготовленного испытуемого просят описать, что он чувствует в той или иной смоделированной ситуации). С 1881 г. американский психолог Уильям Джемс (1842-1910) стал использовать другой подход к анализу психики. Его группа (Энджелл, Холл, Дьюи) опиралась в своих исследованиях на следующий методологический принцип: сознательная жизнь - это непрерывный поток, а не ряд дискретных элементов. Проблема состоит не в том, чтобы определить структуру сознания, а в том, чтобы понять его функции и роль в выживании индивидуума (так называемый функционализм). Каждый день, с рождения и до смерти, человек осваивает какие-то способы действия, повторяет их либо видоизменяет - в зависимости от ситуации. Таким образом, основная проблема психологии - изучение протекания и механизмов адаптации, процессов научения - и их осознания. Функционалисты, как и структуралисты, предпочитают метод интроспекции (описание самим испытуемым того, как постепенно происходит осознание той активности, которая им осуществляется). Однако кроме того, что внутренне переживается и непосредственно осознается сознанием, существует целый ряд других форм проявления психики, которые позже были выделены и включены в круг рассмотрения психологии. Во-первых, это факты поведения: в психологии происходит осознание того, что психика формируется и проявляется в деятельности. Во-вторых, это способы и особенности взаимоотношений и взаимодействия людей: психология признает, что субъективные психические явления возникают и развиваются в объективной системе отношений с другими людьми, обусловливаются факторами культуры. В-третьих, это такие компоненты внутренней психической жизни субъекта, которые непереводимы на язык сознания: психология изучает бессознательные мотивы и установки личности и способы их проявления. В-четвертых, психология изучает физиологические нейрогуморальные механизмы как основу протекания как осознаваемых, так и неосознаваемых психических процессов. Таким образом, современная психология - это наука, изучающая психические явления, процессы и психическую деятельность как особенный вид реальности в ее специфических характеристиках, в системе наиболее общих психологических категорий - образа, мотива, действия, психосоциального отношения и др. Психология исходит из того, что как осознаваемые, так и неосознаваемые психические явления реализуются посредством физиологических механизмов, но протекают по собственным законам.
|