Тема 1. ПСИХОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

Вопросы для изучения :

  1. Психология в системе гуманитарного и естественно-научного зна­ния.
  2. История становления и дифференциации науки.
  3. Предмет психологии. Признаки психических явлений.
  4. Основные направления классической и современной психологии.
  5. Методы психологических исследований.

Психология - наука, изучающая возникновение, содержание и функ­ционирование человеческой психики. Слово "психология" в переводе на рус­ский язык означает буквально "наука о душе" (греч. phyche - "душа", logos -

Перечень вопросов в начале каждой темы отражает ее содержание, но не всегда соответ­ствует порядку изложения.

Психология исторически формировалась как один из разделов фило­софии. Представления о предмете психологии как науки о душе впервые бы­ли сформулированы в античной философии. Античными авторами были вы­двинуты принципиальные положения об активности души (Фалес), о роли противоположностей в психической жизни (Гераклит). В учениях Демокрита и Платона были представлены две противоположные точки зрения на проис­хождение души и способности последней к познанию окружающего мира. По Демокриту, душа состоит из самых подвижных атомов, поэтому ей по самой своей природе присуще движение. Согласно Платону, душа есть некая осо­бая, нематериальная сущность, невидимая часть всеобщей мировой души.

Иное решение вопроса о природе души было предложено Аристотелем. Его не устраивала концепция души как некого тела, не обладающего бес­смертием, а также точка зрения на душу как некую бестелесную сущность, находящуюся в постоянном круговороте вселений в новое тело после смерти предыдущего. Он понимал под душой своего рода форму тела, совокупность наиболее существенных функций живого тела. Рост, питание и размножение являются важнейшими функциями живого тела. Они есть не только у челове­ка, но свойственны также растениям и животным - это "растительная душа". Такие психические функции, как ощущения, восприятие, память, аффекты, присущи только человеку и животным - это "животная душа". После смерти эти функции прекращаются. К психическим функциям, свойственным только человеку, Аристотель относил разум и волю. Эти функции представляют со­бой проявление божественной воли в человеке, составляют сущность "ра­зумной души", и поэтому они бессмертны. (Учение о душе следует рассмат­ривать как необходимый этап в развитии психологии, так как "душа" высту­пала неким объяснительным понятием для разнообразных состояний челове­ческих психики и поведения.)

Первым, кто разграничил собственно психические и прочие процессы, происходящие в организме, был Р. Декарт. Его подход к решению психофи­зической проблемы состоял в следующем: психические процессы человек осознает, физиологические - нет. Работа тела подобна работе машины, под­чиняющейся материальным законам и не нуждающейся во вмешательстве каких-либо особых функций души.

Окончательное оформление психологии как самостоятельной науки произошло в середине XIX в. под влиянием идей европейского рационализма нового времени. Объектом психологии стало индивидуальное сознание чело­века, которое рассматривается во всем его многообразии.

Таким образом, психологию следует рассматривать как науку о зако­номерностях возникновения, развития и проявления психики вообще и соз­нания человека в частности. В круг проблем, рассматриваемых психологией, входят: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) свойства личности; 4) эмоционально-волевые процессы; 5) способы взаимоотношений между людьми; 6) виды и способы осуществления различного рода деятель­ности; 7) взаимозависимость сознательных и бессознательных процессов.

Следовательно, предметная область психологии - вся совокупность психических реакций и комплексов личности в их взаимосвязи с поведением во внешнем мире.

Родоначальником экспериментальной психологии считается Вильгельм Вундт (1832-1920). А 1879 год - год основания Вундтом психологической лаборатории при Лейпцигском университете - традиционно считается годом рождения научной психологии. Вундт отождествлял понятия "психика" и "сознание". Подход Вундта называют структуралистским, так как по его мнению, психология является наукой о структурах сознания, поскольку рас­крыть суть явления, в том числе и психического, можно только проанализи­ровав составляющие его простейшие элементы. Задачей своей лаборатории Вундт считал выявление и описание составляющих сознание простейших структур. По мнению структуралистов, основным материалом сознания слу­жат ощущения, образы и чувства, которые нужно детально описать. Метод описания - экспериментальная интроспекция (специально подготовленного испытуемого просят описать, что он чувствует в той или иной смоделиро­ванной ситуации).

С 1881 г. американский психолог Уильям Джемс (1842-1910) стал использовать другой подход к анализу психики. Его группа (Энджелл, Холл, Дьюи) опиралась в своих исследованиях на следующий методологический принцип: сознательная жизнь - это непрерывный поток, а не ряд дискретных элементов. Проблема состоит не в том, чтобы определить структуру созна­ния, а в том, чтобы понять его функции и роль в выживании индивидуума (так называемый функционализм). Каждый день, с рождения и до смерти, человек осваивает какие-то способы действия, повторяет их либо видоизме­няет - в зависимости от ситуации. Таким образом, основная проблема пси­хологии - изучение протекания и механизмов адаптации, процессов научения - и их осознания. Функционалисты, как и структуралисты, предпочитают метод интроспекции (описание самим испытуемым того, как постепенно происходит осознание той активности, которая им осуществляется).

Однако кроме того, что внутренне переживается и непосредственно осознается сознанием, существует целый ряд других форм проявления пси­хики, которые позже были выделены и включены в круг рассмотрения пси­хологии. Во-первых, это факты поведения: в психологии происходит осозна­ние того, что психика формируется и проявляется в деятельности. Во-вторых, это способы и особенности взаимоотношений и взаимодействия людей: пси­хология признает, что субъективные психические явления возникают и раз­виваются в объективной системе отношений с другими людьми, обусловли­ваются факторами культуры. В-третьих, это такие компоненты внутренней психической жизни субъекта, которые непереводимы на язык сознания: пси­хология изучает бессознательные мотивы и установки личности и способы их проявления. В-четвертых, психология изучает физиологические нейрогу­моральные механизмы как основу протекания как осознаваемых, так и не­осознаваемых психических процессов.

Таким образом, современная психология - это наука, изучающая пси­хические явления, процессы и психическую деятельность как особенный вид реальности в ее специфических характеристиках, в системе наиболее общих психологических категорий - образа, мотива, действия, психосоциального отношения и др. Психология исходит из того, что как осознаваемые, так и неосознаваемые психические явления реализуются посредством физиологи­ческих механизмов, но протекают по собственным законам.