Тема 2. ДИНАМИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ ПСИХИКИ Вопросы для изучения: 1. Общее представление о формах существования психических явлений. Психические процессы, свойства и состояния. 2. Когнитивный, эмоциональный и волевой аспекты психической. Деятельности.
3.
Сознание и бессознательное как уровни или режимы психической Психические процессы, свойства и состояния Каждый человек является носителем психической реальности: все мы видим окружающие предметы, создаем картину мира, в котором живем, переживаем эмоции, вырабатываем определенные цели, потребности, которые затем стремимся реализовать, и т. д. Психическая реальность дана нам непосредственно и существует для того, чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и регулировать поведение в процессе приспособления к реальности. Наряду с человеком, психикой обладают и животные. Критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в окружающей среде и существовать. Развитие психики у животных проходит ряд этапов: Первая стадия называется сенсорной (чувственной). На стадии элементарной чувствительности животное (от амеб до насекомых, рыб, земноводных) реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). Вторая стадия называется перцептивной (стадией восприятия). На этой стадии находятся птицы и все млекопитающие, которые обладают довольно развитым головным мозгом. Ее специфика состоит в том, что здесь отражение действительности животными осуществляется в виде целостных образов предметов и животные способны обучаться, т. е. у них появляются индивидуально приобретенные навыки поведения. Третья стадия - это стадия "интеллекта". На ней находятся высшие млекопитающие, которые обладают элементарным мышлением. Стадия интеллектуальной психики характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, а также ситуацию в целом. Поэтому животное способно обходить препятствия, "изобретать" новые способы решения задач. Однако интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации. По мере развития психики животных меняется и тип их поведения. Поведение - устойчивый характерный для животного способ реагирования на внешние условия жизни. Выделяют следующие уровни и, соответственно им, формы поведения животных: - Ранняя стадия развития поведения: - таксисы - механическая ориентация организма по отношению к источнику раздражения; - рефлексы - опосредованные нервной системой закономерные реакции организма на раздражитель;
-
инстинкты - врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые
у особей определенного вида. Это - врожденная последовательность, - Более высокая стадия поведения - навык - индивидуально приобретенные и закрепленные способы поведения животных. Навыки всегда опираются на инстинкты, и в них обязательно присутствует момент научения. Как промежуточную стадию между инстинктом и навыками выделяют импринтинг - любовь, привязанность животного к первому движущемуся объекту, попавшемуся на глаза после рождения. Импринтинг - связующее звено между врожденным и приобретенным, так как он основывается на условных рефлексах и генетически запрограммирован.
- Высший тип поведения -
интеллектуальная, или рассудочная, деятельность.
Интеллектуальный характер носят действия многих животных, но Таким образом, психика - это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся, во-первых, в активном взаимодействии субъекта с объективным миром и его отражении; во-вторых, в построении субъектом картины мира на этом отражении и, в-третьих, в саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Психическое отражение характеризуется рядом особенностей: - оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, и это подтверждается практикой; - сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека; - психическое отражение постоянно углубляется и совершенствуется; - оно обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; - оно зависит от индивидуальности человека; - оно носит опережающий характер. Следовательно, если говорить о функциях психики, то ею является регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания. Психика представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем. В ней выделяются: психические процессы, психические состояния и психические свойства (см. таблицу). Формы проявления психики человека
Психические процессы - это вся нервная деятельность по отражению внешних воздействий. Психические процессы характеризуются непрерывностью, актуальностью, динамичностью, силой и лабильностью. Психические процессы, обеспечивавшие регуляцию поведения, очень разнообразны и разнородны. Так, мотивационные процессы обеспечивают направленность поведения и уровень его активности. Процессы планирования и целеполагания обеспечивают создание способов и стратегии поведения, выдвижения целей на основе мотивов и потребностей. Процессы принятия решений определяют выбор целей деятельности и средств их достижения. Познавательные процессы в совокупности обеспечивают отражение важных для жизнедеятельности сторон объективной реальности и создание образа мира. Они, в свою очередь, делятся на группы по разным основаниям. Сенсорно-перцептивные процессы обеспечивают отражение реальности при непосредственном воздействии сигналов на наши органы чувств. Ощущение связано с отражением отдельных сторон, аспектов реальности, а восприятие отражает объекты в их целостности. Образы восприятия часто называют первичными образами. Процессы памяти, представления и воображения имеют дело со вторичными образами - результатами воспроизведения или преобразования первичных образов. На основе вторичных образов строится система личного опыта и функционирует мышление. Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного познания действительности. Результатом мышления является субъективно новое знание, которое нельзя вынести из непосредственного опыта. Результаты мыслительного процесса всегда претендуют на истинность и верифицируемы. Мышление обеспечивает прогнозирование будущего и процесс принятия решения. Речь представляет собой целенаправленное использование языка для регуляции взаимодействия между людьми. Внимание обеспечивает избирательность отражения, запоминания и переработки информации. Оно является процессом, связывающим познавательную и психорегулятивную сферы психики. Эмоционально-волевые процессы. Эмоциональные процессы обеспечивают избирательное отношение человека к различным аспектам действительности. Психологическая функция эмоций заключается в оценке явлений окружающей действительности и результатов поведения индивида. Воля, волевые усилия направлены на решение, исполнение тех целей и задач, которые индивид ставит перед собой. Психические свойства - это устойчивые образования, обеспечивающие типичный для данной личности способ реагирования на внешние воздействия. Люди отличаются друг от друга эмоциональной чувствительностью, уровнем интеллекта, временем реакции, совестливостью и т. д. К числу основных групп психических свойств относят: особенности темперамента, способности (общие и специальные), личностные черты. Психические свойства индивида относительно постоянны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием среды, опыта деятельности и биологических факторов. Темперамент является наиболее общей формально-динамической характеристикой индивидуального поведения человека. Способности являются свойствами психических функциональных систем, определяющих продуктивность деятельности. Черты личности характеризуют индивида как систему его субъективных отношений к себе, к окружающим людям, к миру в целом, которая проявляется в общении и взаимодействии. Совокупность личностных свойств образует структуру личности. Психические состояния представляют собой внутреннюю целостную характеристику индивидуальной психики, относительно неизменную во времени. Психические состояния - временные образования, влияющие на работу психики в данных обстоятельствах и в данное время. По уровню динамичности состояния занимают как бы промежуточное место между процессами и свойствами. Психические свойства определяют постоянные способы взаимодействия человека с миром, а психические состояния детерминируют активность "здесь и сейчас". Психическое состояние всегда определяется тем, какую деятельность или поведенческий акт оно обеспечивает. Выделяют следующие основные психические состояния: - базовые состояния: - активное бодрствование; - сон; - глубокие или поверхностные состояния: - безумие; - страсть; - депрессия или хорошее настроение; - раздражение; - истерика;
- позитивные или негативные состояния: - влюбленность; - гнев. Для психологических состояний важны следующие характеристики: - эмоциональные (тревога, радость, печаль и т. д.); - активационные (уровень интенсивности психических процессов); - тонические (психофизиологический ресурс индивида); - тензионные (уровень психического напряжения); - временные (длительность состояния); - знак состояния (благоприятное или неблагоприятное для деятельности). Таким образом, психика как система обладает определенной организацией, для которой характерны системность, целостность и нерасчлененность. Раньше считалось, что все психические процессы находятся только в сфере сознательного, а в бессознательном происходят исключительно физиологические процессы. Это не так. Мы как конкретные личности можем констатировать, что далеко не всегда контролируем свою нервную деятельность по управлению телом, мыслями, чувствами и желаниями. Причем, недостаток контроля может фиксироваться личностью, а может - и нет. Это означает, что наша психика функционирует в двух режимах, различающихся возможностью или невозможностью личностного контроля ее деятельности. Отсюда промежуточное замечание: я и моя психика - разные вещи. Она одновременно больше, чем я, и меньше, чем я. Возможность контроля психической деятельности - критерий отличия сознания от бессознательных процессов.
|