Тема 2. ДИНАМИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ ПСИХИКИ

Вопросы для изучения:

1. Общее представление о формах существования психических явле­ний. Психические процессы, свойства и состояния.

2.         Когнитивный, эмоциональный и волевой аспекты психической. Деятельности.

3.         Сознание и бессознательное как уровни или режимы психической
деятельности.

Психические процессы, свойства и состояния

Каждый человек является носителем психической реальности: все мы видим окружающие предметы, создаем картину мира, в котором живем, пе­реживаем эмоции, вырабатываем определенные цели, потребности, которые затем стремимся реализовать, и т. д. Психическая реальность дана нам непо­средственно и существует для того, чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и регулировать поведение в процессе приспособления к реальности.

Наряду с человеком, психикой обладают и животные. Критерием появ­ления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствитель­ности. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в окружающей среде и существо­вать.

Развитие психики у животных проходит ряд этапов:

Первая стадия называется сенсорной (чувственной). На стадии элемен­тарной чувствительности животное (от амеб до насекомых, рыб, земновод­ных) реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосо­хранения, размножения и т. п.).

Вторая стадия называется перцептивной (стадией восприятия). На этой стадии находятся птицы и все млекопитающие, которые обладают довольно развитым головным мозгом. Ее специфика состоит в том, что здесь отраже­ние действительности животными осуществляется в виде целостных образов предметов и животные способны обучаться, т. е. у них появляются индиви­дуально приобретенные навыки поведения.

Третья стадия - это стадия "интеллекта". На ней находятся высшие млекопитающие, которые обладают элементарным мышлением. Стадия ин­теллектуальной психики характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, а также ситуацию в целом. Поэтому животное спо­собно обходить препятствия, "изобретать" новые способы решения задач. Однако интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биоло­гической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

По мере развития психики животных меняется и тип их поведения. По­ведение - устойчивый характерный для животного способ реагирования на внешние условия жизни. Выделяют следующие уровни и, соответственно им, формы поведения животных:

-    Ранняя стадия развития поведения:

-    таксисы - механическая ориентация организма по отношению к источнику раздражения;

-    рефлексы - опосредованные нервной системой закономерные реакции организма на раздражитель;

-    инстинкты -  врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида. Это - врожденная последовательность,
алгоритм реакций в ответ на строго определенные раздражители.

-    Более высокая стадия поведения - навык - индивидуально приобретенные и закрепленные способы поведения животных. Навыки всегда опираются на инстинкты, и в них обязательно присутствует момент научения.

Как промежуточную стадию между инстинктом и навыками выделяют импринтинг - любовь, привязанность животного к первому движущемуся объекту, попавшемуся на глаза после рождения. Импринтинг - связующее звено между врожденным и приобретенным, так как он основывается на ус­ловных рефлексах и генетически запрограммирован.

-    Высший тип поведения - интеллектуальная, или рассудочная, деятельность. Интеллектуальный характер носят действия многих животных, но
в особенности человекообразных обезьян, дельфинов. Интеллектуальное по­
ведение животных представляет собой предысторию сознания человека.

Таким образом, психика - это системное свойство высокоорганизован­ной материи, заключающееся, во-первых, в активном взаимодействии субъ­екта с объективным миром и его отражении; во-вторых, в построении субъ­ектом картины мира на этом отражении и, в-третьих, в саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

-    оно дает возможность правильно отражать окружающую действи­тельность, и это подтверждается практикой;

-    сам психический образ формируется в процессе активной деятельно­сти человека;

-    психическое отражение постоянно углубляется и совершенствуется;

-    оно обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

-    оно зависит от индивидуальности человека;

-    оно носит опережающий характер.

Следовательно, если говорить о функциях психики, то ею является ре­гуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

Психика представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем. В ней выделяются: психические процессы, психиче­ские состояния и психические свойства (см. таблицу).


 

Формы проявления психики человека

 

Процессы

Состояния

Свойства

Познавательные :

Устойчивый

Направленность

ощущения

интерес

Темперамент

восприятия

Творческий

Характер

. память

подъем

Способности

мышление

Убежденность

 

воображение

Сомнение

 

речь

Апатия

 

внимание

Угнетенность

 

Эмоционально-

Тревога

 

волевые:

Радость и

 

эмоции

печаль

 

чувства

Печаль

 

воля

 

 

Психические процессы - это вся нервная деятельность по отражению внешних воздействий. Психические процессы характеризуются непрерывно­стью, актуальностью, динамичностью, силой и лабильностью.

Психические процессы, обеспечивавшие регуляцию поведения, очень разнообразны и разнородны. Так, мотивационные процессы обеспечивают направленность поведения и уровень его активности. Процессы планирова­ния и целеполагания обеспечивают создание способов и стратегии поведе­ния, выдвижения целей на основе мотивов и потребностей. Процессы принятия решений определяют выбор целей деятельности и средств их достиже­ния.

Познавательные процессы в совокупности обеспечивают отражение важных для жизнедеятельности сторон объективной реальности и создание образа мира. Они, в свою очередь, делятся на группы по разным основаниям.

Сенсорно-перцептивные процессы обеспечивают отражение реально­сти при непосредственном воздействии сигналов на наши органы чувств. Ощущение связано с отражением отдельных сторон, аспектов реальности, а восприятие отражает объекты в их целостности. Образы восприятия часто называют первичными образами.

Процессы памяти, представления и воображения имеют дело со вто­ричными образами - результатами воспроизведения или преобразования первичных образов. На основе вторичных образов строится система личного опыта и функционирует мышление.

Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного познания действительности. Результатом мышления является субъективно новое зна­ние, которое нельзя вынести из непосредственного опыта. Результаты мыс­лительного процесса всегда претендуют на истинность и верифицируемы. Мышление обеспечивает прогнозирование будущего и процесс принятия ре­шения.

Речь представляет собой целенаправленное использование языка для регуляции взаимодействия между людьми.

Внимание обеспечивает избирательность отражения, запоминания и переработки информации. Оно является процессом, связывающим познава­тельную и психорегулятивную сферы психики.

Эмоционально-волевые процессы. Эмоциональные процессы обеспе­чивают избирательное отношение человека к различным аспектам действи­тельности. Психологическая функция эмоций заключается в оценке явлений окружающей действительности и результатов поведения индивида. Воля, во­левые усилия направлены на решение, исполнение тех целей и задач, кото­рые индивид ставит перед собой.

Психические свойства - это устойчивые образования, обеспечивающие типичный для данной личности способ реагирования на внешние воздейст­вия. Люди отличаются друг от друга эмоциональной чувствительностью, уровнем интеллекта, временем реакции, совестливостью и т. д. К числу ос­новных групп психических свойств относят: особенности темперамента, способности (общие и специальные), личностные черты. Психические свойства индивида относительно постоянны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием среды, опыта деятельности и биологических фак­торов.

Темперамент является наиболее общей формально-динамической ха­рактеристикой индивидуального поведения человека.

Способности являются свойствами психических функциональных сис­тем, определяющих продуктивность деятельности.

Черты личности характеризуют индивида как систему его субъектив­ных отношений к себе, к окружающим людям, к миру в целом, которая про­является в общении и взаимодействии. Совокупность личностных свойств образует структуру личности.

Психические состояния представляют собой внутреннюю целостную характеристику индивидуальной психики, относительно неизменную во вре­мени. Психические состояния - временные образования, влияющие на рабо­ту психики в данных обстоятельствах и в данное время.

По уровню динамичности состояния занимают как бы промежуточное место между процессами и свойствами. Психические свойства определяют постоянные способы взаимодействия человека с миром, а психические со­стояния детерминируют активность "здесь и сейчас". Психическое состояние всегда определяется тем, какую деятельность или поведенческий акт оно обеспечивает. Выделяют следующие основные психические состояния:

-    базовые состояния:

-    активное бодрствование;

-    сон;

-    глубокие или поверхностные состояния:

-   безумие;

-   страсть;

-   депрессия или хорошее настроение;

-   раздражение;

-   истерика;

 

-     позитивные или негативные состояния:

-     влюбленность;

-     гнев.

Для психологических состояний важны следующие характеристики: - эмоциональные (тревога, радость, печаль и т. д.);

-   активационные (уровень интенсивности психических процессов);

-   тонические (психофизиологический ресурс индивида);

-   тензионные (уровень психического напряжения);

-   временные (длительность состояния);

-   знак состояния (благоприятное или неблагоприятное для деятельно­сти).

Таким образом, психика как система обладает определенной организа­цией, для которой характерны системность, целостность и нерасчлененность. Раньше считалось, что все психические процессы находятся только в сфере сознательного, а в бессознательном происходят исключительно физиологи­ческие процессы. Это не так. Мы как конкретные личности можем констати­ровать, что далеко не всегда контролируем свою нервную деятельность по управлению телом, мыслями, чувствами и желаниями. Причем, недостаток контроля может фиксироваться личностью, а может - и нет. Это означает, что наша психика функционирует в двух режимах, различающихся возмож­ностью или невозможностью личностного контроля ее деятельности. Отсю­да промежуточное замечание: я и моя психика - разные вещи. Она одновре­менно больше, чем я, и меньше, чем я.

Возможность контроля психической деятельности - критерий отличия сознания от бессознательных процессов.