Тема 3. КОГНИТИВНАЯ СТРУКТУРА ПСИХИКИ: БАЗОВЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ Вопросы для изучения: 1. Специфика анализа когнитивных процессов. 2. Понятие об ощущениях, их виды, функции, общие закономерности. 3. Восприятие: классификация, свойства и законы восприятия. 4. Внимание: свойства, виды и функции. Теории внимания. Когнитивная структура психики включает в себя ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Когнитивные процессы тесно взаимосвязаны и не проявляются в чистом виде. Восприятие какого-либо предмета или явления связано с осознанием, опорой на память. Ни один мыслительный процесс не может осуществляться без внимания и речи. Деление психической деятельности на отдельные психические процессы условно, однако оно способствует разработке объяснительных схем при экспериментальном исследовании когнитивных процессов. Выделение психических процессов в качестве самостоятельных связано с особенностями проявления физиологических механизмов, лежащих в их основе, с соответствующей представленностью когнитивных процессов в коре головного мозга, с наличием результатов деятельности, со спецификой выполняемых ими функций. Экспериментальные исследования психических процессов позволили установить некоторые закономерности. Оказалось, что человеческий мозг получает, хранит и перерабатывает значительно больше информации, чем человек осознает, что свидетельствует об активности и избирательности человеческой психики. В связи с этим встает вопрос о психическом механизме, осуществляющем отбор информации, поступающей в сознание, и той, которая не осознается. Ощущения Наиболее простыми из всех психических процессов являются ощущения. Ощущение - отражение отдельного чувственного качества или недифференцированного впечатления от окружающего. Жизненно важная роль ощущений состоит в доведении информации о состоянии организма и внешней среды до центральной нервной системы, управляющей деятельностью. Многообразие ощущений отражает разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств человека, называемые анализаторами, с рождения приспособлены к восприятию и переработке разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических воздействий) в соответствующие ощущения: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные. Физиологическим механизмом ощущений является деятельность анализаторов. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) рецептора, осуществляющего трансформацию внешней энергии раздражителя в нервный импульс; 2) афферентных нервов, проводящих возбуждение в нервные центры; 3) коркового отдела, перерабатывающего нервные импульсы в соответствующие ощущения. Корковые отделы анализатора представляют собой проекцию периферии в коре головного мозга, т. е. определенным клеткам периферии (рецепторов) соответствуют определенные участки клеток в коре головного мозга. Рефлекторная природа ощущений проявляется в их активном характере. Каждое ощущение сопровождается двигательной реакцией: вегетативной (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс) или мышечной (поворот глаз, двигательные реакции руки). При травмах или временном торможении коры головного мозга (во время сна, при наркозе) человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность к ощущениям, т. е. способность осознанно воспринимать мир. Многочисленные экспериментальные исследования показали, что нарушение притока информации в раннем детстве вследствие глухоты или слепоты вызывает заметную задержку психического развития. Классифицировать ощущения можно по двум принципам: систематическому (принципу модальности) и генетическому (по принципу сложности построения ощущений). Систематическая классификация ощущений делит все ощущения на три большие группы: интероцептивные, проприоцептивные, экстероцептивные ощущения. Интероцептивные (органические) ощущения представляют в центральную нервную систему информацию о состоянии внутренних органов (о наличии в них полезных или вредных веществ, о температуре, давлении, химическом составе жидкостей и др.). Проприоцептивные ощущения сообщают нам о положении тела в пространстве и о состоянии мышечной системы. В эту группу входят кинестетические ощущения и ощущения равновесия. Они формируются автоматически, управляют движениями, оценивают направление и скорость движения и, как правило, не осознаются. Экстероцептивные ощущения информируют о состоянии внешней среды. Их разделяют на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (вкусовые, осязательные). Промежуточное положение занимают обонятельные ощущения. Дистантные ощущения вызываются действием раздражителей на органы чувств на некотором расстоянии. Контактные ощущения связаны с воздействием, непосредственно приложенным к поверхности воспринимающего органа. Человек воспринимает в виде ощущений сравнительно небольшую часть информации и энергии воздействующих на его органы чувств. Он психологически невосприимчив к инфракрасным и ультрафиолетовым лучам, к радиационной энергии, реагирует на достаточно ограниченную часть электромагнитных волн. Электромагнитные волны, располагающиеся в диапазоне от 380 до 730 миллиардных долей метра, различаясь по длине, порождают зрительные ощущения различного цвета. Слуховые ощущения порождаются воздействием на человеческое ухо колебаний давления воздуха. Человек способен слышать звуки в пределах диапазона от 20 до 20 000 Гц, определяющего высоту звуков, и воспринимать громкость звуков в диапазоне от 16 до 115 дБ. Для примера приведем сравнение: пианист способен извлекать из фортепиано звуки с частотой в диапазоне от 27 до 4 200 Гц. Человеческий шепот соответствует уровню громкости в 16 дБ, речь средней громкости - 60 дБ, шум реактивного самолета - 115 дБ. Примерами контактных ощущений являются вкус и осязание. Вкусовые ощущения представляют собой разнообразные сочетания четырех основных модальностей: сладкого, кислого, соленого, горького. Кожная чувствительность есть результат взаимодействия четырех более простых видов ощущений: давления, боли, тепла и холода. Сила и качество ощущений осязания относительны. Температурные рецепторы имеют два пороговых значения, они реагируют на высокие и низкие воздействия и не отзываются на средние. Одним из самых древних и жизненно важных ощущений является обоняние, порождающее ощущение запаха. Генетическая классификация ощущений выделяет два вида чувствительности: 1) протопатическую (более примитивную и менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические чувства голода, жажды и пр.; 2) эпикритическую (более тонко дифференцированную), к которой относят ощущения, доставляемые основными органами чувств человека. В генетическом отношении эпикритическая чувствительность - более молодая, она контролирует протопатическую чувствительность. Общие свойства ощущений. Качество - основная характеристика ощущений, отражающая воздействие специфического вида энергии. К количественным характеристикам ощущений относятся: длительность, интенсивность, абсолютный и относительный пороги ощущений. Длительность ощущения характеризуется главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время (латентный период). Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Для вкусовых ощущений он составляет 50 мс, для тактильных -130 мс, для болевых - 370 мс. Аналогичным образом проявляется инерция ощущений в так называемом последействии. Зрительное ощущение не исчезает сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя, а остается в виде последовательного образа. Положительный последовательный образ сохраняет качество интенсивности и яркости цвета первоначального раздражения. Последействие положительных образов объясняет тот факт, что зрители не замечают перерыва между кадрами кинофильма: они заполнены последовательными образами предшествующих кадров. По истечении некоторого времени положительный последовательный образ заменяется отрицательным: переходит в дополнительный цвет. Этот переход объясняется уменьшением чувствительности данного участка сетчатки к определенному цвету. В обычных условиях мы не замечаем эффектов последействия последовательных образов, так как раздражение каких-либо участков сетчатки происходит непрерывно. Для каждого вида ощущений существуют нижний и верхний пороги различения, определяющие диапазон чувствительности. Помимо величины абсолютного порога, ощущения характеризуются относительным, или дифференциальным, порогом, выявляющим изменение исходного стимула на минимальную величину, которая позволяет человеку обнаружить это изменение. Дифференциальный порог определяется отношением ∆I/I, где I - величина действующего стимула; ∆I - его приращение. Дифференциальный порог ощущений различен для разных видов чувствительности, но для одного и того же анализатора он представляет постоянную величину ∆I/I = = const, названную константой Вебера. Этот закон был назван законом Бугера - Вебера. Для зрительного анализатора дифференциальный порог ощущений равен 1/100, для слуха - 1/10, для осязания - 1/30. К примеру, если исходная освещенность комнаты составляет 100 лк, то минимальная прибавка освещенности, которую мы заметим, должна составлять не менее 1 лк; если же освещенность равна 1000 лк, то увеличение должно быть не менее 10 лк. Интенсивность ощущения определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. Г. Фехнер, основываясь на экспериментальных данных Вебера, сформулировал основной психофизический закон (Вебера - Фехнера), выражающий зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя: S = K lg I, где S — интенсивность ощущения; I - сила раздражителя; К — константа. Согласно этому закону, при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии. Органы чувств способны адаптироваться к изменившимся условиям. По этой причине пороги ощущений не являются постоянными и могут изменяться. При переходе от яркого освещения к темноте существенно меняется чувствительность глаза. Зрительная адаптация к темноте после дневного света может занимать от нескольких минут до получаса с тем, чтобы чувствительность приблизилась к абсолютному порогу. За это время изменяется физиологический механизм зрения: от колбочкового зрения, характерного для дневного освещения, глаз переходит к палочковому зрению, типичному для ночи. При этом цветовое зрение меняется на ахроматическое, черно-белое. При адаптации глаза от темноты к свету процесс происходит в обратном порядке. Высокую скорость адаптации проявляют кожные рецепторы (кроме болевых). Медленнее происходит зрительная, слуховая, обонятельная и вкусовая адаптация. Важную роль в изменении чувствительности играет упражняемость: при постоянно действующем анализаторе чувствительность к нему повышается, при длительно не работающем - снижается. Так, определение вкусовых оттенков у дегустаторов или улавливание различий в тонах у музыкантов достигает такой степени, какая недоступна представителям других профессий. Как показывают исследования, острота чувствительности органов чувств повышается с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам, после чего постепенно снижается. Иногда под действием одного раздражителя могут возникать ощущения, характерные для другого: например, у некоторых людей звуки музыки способны вызывать ощущение цвета или сочетания цвета могут порождать музыкальные ассоциации. Данное явление, получившее название синестезии, используется в современном искусстве.
|