Тема 3. КОГНИТИВНАЯ СТРУКТУРА ПСИХИКИ: БАЗОВЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Вопросы для изучения:

1.         Специфика анализа когнитивных процессов.

2.         Понятие об ощущениях, их виды, функции, общие закономерности.

3.         Восприятие: классификация, свойства и законы восприятия.

4.         Внимание: свойства, виды и функции. Теории внимания.

Когнитивная структура психики включает в себя ощущения, воспри­ятие, внимание, память, мышление, воображение. Когнитивные процессы тесно взаимосвязаны и не проявляются в чистом виде. Восприятие какого-либо предмета или явления связано с осознанием, опорой на память. Ни один мыслительный процесс не может осуществляться без внимания и речи. Деле­ние психической деятельности на отдельные психические процессы условно, однако оно способствует разработке объяснительных схем при эксперимен­тальном исследовании когнитивных процессов. Выделение психических процессов в качестве самостоятельных связано с особенностями проявления физиологических механизмов, лежащих в их основе, с соответствующей представленностью когнитивных процессов в коре головного мозга, с нали­чием результатов деятельности, со спецификой выполняемых ими функций.

Экспериментальные исследования психических процессов позволили установить некоторые закономерности. Оказалось, что человеческий мозг получает, хранит и перерабатывает значительно больше информации, чем человек осознает, что свидетельствует об активности и избирательности че­ловеческой психики. В связи с этим встает вопрос о психическом механизме, осуществляющем отбор информации, поступающей в сознание, и той, кото­рая не осознается.

Ощущения

Наиболее простыми из всех психических процессов являются ощу­щения. Ощущение - отражение отдельного чувственного качества или не­дифференцированного впечатления от окружающего. Жизненно важная роль ощущений состоит в доведении информации о состоянии организма и внеш­ней среды до центральной нервной системы, управляющей деятельностью. Многообразие ощущений отражает разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств человека, называемые анализа­торами, с рождения приспособлены к восприятию и переработке разнообраз­ных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических воздействий) в соответствующие ощущения: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные.

Физиологическим механизмом ощущений является деятельность ана­лизаторов. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) рецептора, осуще­ствляющего трансформацию внешней энергии раздражителя в нервный им­пульс; 2) афферентных нервов, проводящих возбуждение в нервные центры; 3) коркового отдела, перерабатывающего нервные импульсы в соответст­вующие ощущения. Корковые отделы анализатора представляют собой про­екцию периферии в коре головного мозга, т. е. определенным клеткам пери­ферии (рецепторов) соответствуют определенные участки клеток в коре го­ловного мозга. Рефлекторная природа ощущений проявляется в их активном характере. Каждое ощущение сопровождается двигательной реакцией: веге­тативной (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс) или мышечной (поворот глаз, двигательные реакции руки).

При травмах или временном торможении коры головного мозга (во время сна, при наркозе) человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность к ощущениям, т. е. способность осознанно воспринимать мир. Многочисленные экспериментальные исследования показали, что на­рушение притока информации в раннем детстве вследствие глухоты или сле­поты вызывает заметную задержку психического развития.

Классифицировать ощущения можно по двум принципам: системати­ческому (принципу модальности) и генетическому (по принципу сложности построения ощущений). Систематическая классификация ощущений делит все ощущения на три большие группы: интероцептивные, проприоцептив­ные, экстероцептивные ощущения.

Интероцептивные (органические) ощущения представляют в цен­тральную нервную систему информацию о состоянии внутренних органов (о наличии в них полезных или вредных веществ, о температуре, давлении, хи­мическом составе жидкостей и др.).

Проприоцептивные ощущения сообщают нам о положении тела в про­странстве и о состоянии мышечной системы. В эту группу входят кинестети­ческие ощущения и ощущения равновесия. Они формируются автоматиче­ски, управляют движениями, оценивают направление и скорость движения и, как правило, не осознаются.

Экстероцептивные ощущения информируют о состоянии внешней среды. Их разделяют на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (вкусовые, осязательные). Промежуточное положение занимают обонятель­ные ощущения. Дистантные ощущения вызываются действием раздражите­лей на органы чувств на некотором расстоянии. Контактные ощущения свя­заны с воздействием, непосредственно приложенным к поверхности воспри­нимающего органа.

Человек воспринимает в виде ощущений сравнительно небольшую часть информации и энергии воздействующих на его органы чувств. Он пси­хологически невосприимчив к инфракрасным и ультрафиолетовым лучам, к радиационной энергии, реагирует на достаточно ограниченную часть элект­ромагнитных волн.

Электромагнитные волны, располагающиеся в диапазоне от 380 до 730 миллиардных долей метра, различаясь по длине, порождают зрительные ощущения различного цвета. Слуховые ощущения порождаются воздействи­ем на человеческое ухо колебаний давления воздуха. Человек способен слы­шать звуки в пределах диапазона от 20 до 20 000 Гц, определяющего высоту звуков, и воспринимать громкость звуков в диапазоне от 16 до 115 дБ. Для примера приведем сравнение: пианист способен извлекать из фортепиано звуки с частотой в диапазоне от 27 до 4 200 Гц. Человеческий шепот соответ­ствует уровню громкости в 16 дБ, речь средней громкости - 60 дБ, шум реак­тивного самолета - 115 дБ.

Примерами контактных ощущений являются вкус и осязание. Вкусо­вые ощущения представляют собой разнообразные сочетания четырех ос­новных модальностей: сладкого, кислого, соленого, горького. Кожная чувст­вительность есть результат взаимодействия четырех более простых видов ощущений: давления, боли, тепла и холода. Сила и качество ощущений ося­зания относительны. Температурные рецепторы имеют два пороговых зна­чения, они реагируют на высокие и низкие воздействия и не отзываются на средние. Одним из самых древних и жизненно важных ощущений является обоняние, порождающее ощущение запаха.

Генетическая классификация ощущений выделяет два вида чувстви­тельности: 1) протопатическую (более примитивную и менее дифференци­рованную и локализованную), к которой относятся органические чувства го­лода, жажды и пр.; 2) эпикритическую (более тонко дифференцированную), к которой относят ощущения, доставляемые основными органами чувств че­ловека. В генетическом отношении эпикритическая чувствительность - более молодая, она контролирует протопатическую чувствительность.

Общие свойства ощущений. Качество - основная характеристика ощущений, отражающая воздействие специфического вида энергии. К коли­чественным характеристикам ощущений относятся: длительность, интен­сивность, абсолютный и относительный пороги ощущений.

Длительность ощущения характеризуется главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздра­жителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время (латентный период). Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Для вкусовых ощущений он составляет 50 мс, для тактильных -130 мс, для болевых - 370 мс. Аналогичным образом проявляется инерция ощущений в так называемом последействии. Зрительное ощущение не исче­зает сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя, а оста­ется в виде последовательного образа. Положительный последовательный образ сохраняет качество интенсивности и яркости цвета первоначального раздражения. Последействие положительных образов объясняет тот факт, что зрители не замечают перерыва между кадрами кинофильма: они заполнены последовательными образами предшествующих кадров. По истечении неко­торого времени положительный последовательный образ заменяется отрица­тельным: переходит в дополнительный цвет. Этот переход объясняется уменьшением чувствительности данного участка сетчатки к определенному цвету. В обычных условиях мы не замечаем эффектов последействия после­довательных образов, так как раздражение каких-либо участков сетчатки происходит непрерывно.

Для каждого вида ощущений существуют нижний и верхний пороги различения, определяющие диапазон чувствительности. Помимо величины абсолютного порога, ощущения характеризуются относительным, или диф­ференциальным, порогом, выявляющим изменение исходного стимула на минимальную величину, которая позволяет человеку обнаружить это изме­нение. Дифференциальный порог определяется отношением ∆I/I, где I - ве­личина действующего стимула; I - его приращение. Дифференциальный порог ощущений различен для разных видов чувствительности, но для од­ного и того же анализатора он представляет постоянную величину ∆I/I = = const, названную константой Вебера. Этот закон был назван законом Бу­гера - Вебера. Для зрительного анализатора дифференциальный порог ощу­щений равен 1/100, для слуха - 1/10, для осязания - 1/30. К примеру, если ис­ходная освещенность комнаты составляет 100 лк, то минимальная прибавка освещенности, которую мы заметим, должна составлять не менее 1 лк; если же освещенность равна 1000 лк, то увеличение должно быть не менее 10 лк.

Интенсивность ощущения определяется силой действующего раздра­жителя и функциональным состоянием рецептора. Г. Фехнер, основываясь на экспериментальных данных Вебера, сформулировал основной психофизиче­ский закон (Вебера - Фехнера), выражающий зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя:

S = K lg I,

где S интенсивность ощущения; I - сила раздражителя; К — константа. Со­гласно этому закону, при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения увеличивается в арифметической про­грессии.

Органы чувств способны адаптироваться к изменившимся условиям. По этой причине пороги ощущений не являются постоянными и могут изме­няться. При переходе от яркого освещения к темноте существенно меняется чувствительность глаза. Зрительная адаптация к темноте после дневного све­та может занимать от нескольких минут до получаса с тем, чтобы чувст­вительность приблизилась к абсолютному порогу. За это время изменяется физиологический механизм зрения: от колбочкового зрения, характерного для дневного освещения, глаз переходит к палочковому зрению, типичному для ночи. При этом цветовое зрение меняется на ахроматическое, черно-белое. При адаптации глаза от темноты к свету процесс происходит в обрат­ном порядке. Высокую скорость адаптации проявляют кожные рецепторы (кроме болевых). Медленнее происходит зрительная, слуховая, обонятельная и вкусовая адаптация.

Важную роль в изменении чувствительности играет упражняемость: при постоянно действующем анализаторе чувствительность к нему повыша­ется, при длительно не работающем - снижается. Так, определение вкусовых оттенков у дегустаторов или улавливание различий в тонах у музыкантов до­стигает такой степени, какая недоступна представителям других профессий. Как показывают исследования, острота чувствительности органов чувств по­вышается с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам, после чего посте­пенно снижается.

Иногда под действием одного раздражителя могут возникать ощуще­ния, характерные для другого: например, у некоторых людей звуки музыки способны вызывать ощущение цвета или сочетания цвета могут порождать музыкальные ассоциации. Данное явление, получившее название синестезии, используется в современном искусстве.