Восприятие Базовый психический процесс отбора, систематизации и интерпретации ощущений называется восприятием. Способность к восприятию формируется у человека и совершенствуется в процессе его жизненного опыта. Восприятие человека представляет собой процесс активного отражения чувственно данного предмета или явления как целостного образа на основе синтеза разнообразных ощущений. Активность восприятия выражается в деятельности сознания, направленного на исследование, построение и уточнение образа. Образ как результат восприятия предполагает скоординированную работу нескольких анализаторов, один из которых становится ведущим и проявляется в значимых признаках, свидетельствующих о свойствах воспринимаемого объекта. Физиологической основой восприятия являются условно-рефлекторные процессы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий мозга при воздействии предметов окружающего мира на органы чувств. В корковых отделах анализаторов осуществляется анализ и синтез комплексных раздражений. Анализ выделяет объект восприятия из фона, на его основе все свойства объекта объединяются в целостный образ. Процесс восприятия включает в себя ряд стадий:
1.
Первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и
2.
Поиск в памяти аналогичного комплекса признаков, позволяющих
3.
Поиск характерных для воспринятого объекта дополнительных при
4.
Окончательный вывод о виде объекта, приписывание объекту еще не Схематично структуру приема и обработки информации в процессе восприятия можно выразить следующим образом: раздражитель - органы чувств - нервные импульсы - головной мозг - отдельные ощущения - целостное восприятие - эталоны памяти - опознание предмета – мыслительная деятельность - осмысление предмета - внимание. Таким образом, восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых для формирования образа и его осмысления. Основными свойствами восприятия являются: предметность, константность и категориальность (осмысленность и означенность). Предметность выражается в способности воспринимать окружающую действительность в форме отдельных предметов, свойства которых вызывают определенные ощущения. Предметность восприятия выражается в акте объективации, суть которого И. М. Сеченов пояснил так: "Предметность формируется на основе процессов внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом". Целостность восприятия состоит в том, что образ чувственно воспринимаемого предмета не дан полностью, а мысленно достраивается до определенной формы на основе небольшого набора элементов. Константность восприятия заключается в способности человека воспринимать окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и другим параметрам независимо от изменяющихся условий восприятия. Категориальность восприятия состоит в обобщении признаков предмета посредством понятия. У человека восприятие связано с мышлением. Осознанно воспринять предает - значит, мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе объектов. Даже при восприятии незнакомого предмета мы пытаемся найти в нем сходство со знакомыми. Рассмотренные свойства восприятия не присущи человеку от рождения, они формируются в процессе жизненного опыта, опирающегося на синтетическую деятельность мозга. Основные виды и законы восприятия В основе классификации восприятий лежат различия в анализаторах, участвующих в процессе восприятия. В зависимости от преобладающего анализатора выделяют зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические (мышечные) восприятия. Указанные виды восприятий редко встречаются в чистом виде, обычно мы воспринимаем их комбинацию. К сложным формам восприятия относят восприятие пространства, времени, движения. В связи с тем, что зрение является ведущим органом чувств у человека, исследование свойств восприятия чаще всего изучалось на примере зрения. Большой вклад в исследование факторов, влияющих на организацию зрительных образов, внесли представители гештальтпсихологии. С точки зрения М. Вертгеймера, зрительное восприятие подчиняется следующим законам:
1.
Чем ближе друг к другу
элементы зрительного поля, тем с большей 2. Похожие элементы проявляют тенденцию к объединению.
3.
Сознание объединяет отдельные
элементы, схожие со знакомыми 4. Замкнутость восприятия выражается в тенденции отдельных элементов зрительного поля объединяться в целостные образы. Восприятие пространства включает оценки формы, величины, расстояния до предметов и между предметами. Восприятие формы предметов осуществляется на основе взаимодействия следующих факторов: а) врожденной способности нервных клеток коры головного мозга (клеток-детекторов новизны) избирательно реагировать на элементы информационной новизны -выделять в зрительном поле световые линии, контрасты, изломы и т. п.; б) законов структурного восприятия, выявленных гештальтпсихологами; в) влияния жизненного опыта, связанного с перемещением человека в пространстве, движением руки по поверхности объекта. Восприятие величины предметов зависит от параметров их изображения на сетчатке глаза, участия мышц глаз и руки, от жизненного опыта. Неподвижные объекты, изображения которых на сетчатке глаза невелики, воспринимаются как маленькие, напротив, объекты, изображения которых занимают значительное место на сетчатке глаза, воспринимаются как большие. При многократном опыте восприятия объектов вступает в силу закон константности, в соответствии с которым человек способен правильно оценивать форму предметов и расстояние до них. Глубины (удаленность) предметов человек оценивает при помощи аккомодации (фокусировки изображения на сетчатке глаза) и конвергенции (изменения угла зрения между зрительными осями при восприятии удаляющихся и приближающихся предметов). Действие аккомодации ограничено 5 м, конвергенции - 450 м. При восприятии объектов, удаленных на расстояние, превышающее 2,5 км, используется информация о взаимном расположении объектов на сетчатке правого и левого глаз. Отсутствие опыта в восприятии удаленных объектов может искажать восприятие. При исследовании восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу и никогда прежде не видевших предметов на большом расстоянии, обнаружилось, что они воспринимали их как маленькие, а не как удаленные. При восприятии движения учитывается информация из нескольких источников: о наличии движения сообщают нейроны-детекторы новизны, генерирующие импульсы при возникновении объекта в поле зрения; скорость движения оценивается по быстроте сокращения мышц, осуществляющих следящие движения, и по быстроте перемещения изображения на сетчатке. В основе восприятия времени лежат своеобразные "биологические часы": обменные процессы организма и ритмический характер деятельности сердца. Субъективное восприятие времени может замедляться под воздействием хинина или алкоголя или ускоряться при использовании кофеина. Осмысленная и интересная деятельность ускоряет время, а монотонная, напротив, замедляет. На восприятие времени влияют индивидуальные и возрастные особенности. С возрастом замедляются обменные процессы в организме и, соответственно, время для человека течет медленнее. Экспериментально были выявлены и другие законы восприятия. В их числе закон фигуры и фона. Все, что человек видит и слышит, он воспринимает как фигуру на фоне. Фигура - это все, что человек воспринимает отчетливо: значимая информация, связанная с прошлым опытом, потребностями, ожиданиями. Под фоном понимается нечто нечеткое, неструктурированное. Из множества стимулов, воздействующих через анализаторы на мозг, выделится осознаваемая фигура. Находясь в шумной компании, человек обязательно среагирует на произнесение своего имени, оно выделится как фигура на звуковом фоне. Закон константности состоит в относительной устойчивости уже сформировавшихся образов, особенно если восприятие связано с мышлением. То, что однажды было воспринято в качестве фигуры, будет восприниматься фигурой; то, что было воспринято как фон, и впоследствии будет восприниматься аналогичным образом. В соответствии с этим законом мы воспринимаем предметы при удалении от них и приближении к ним как неизменные (если расстояние до предмета не слишком велико). Если смотреть на колесо велосипеда под углом, глаз видит эллипс, но мы осознаем его как круглое. На восприятии сказывается влияние прошлого опыта. И все же мир в нашем восприятии более устойчив, чем реально существующий. На восприятие влияют ожидания. Люди значительно чаще, чем могут себе представить, слышат и видят то, что ожидают увидеть и услышать. Если человеку на доли секунды предъявить изображение лица без глаз, он "увидит" его с глазами. Если к списку слов, написанных по-английски, добавить русское буквосочетание, не имеющее смысла, человек "прочтет" его по-английски. Важную роль при восприятии играет осмысление. Когда люди сталкиваются с непонятными явлениями, они пытаются найти им рациональное объяснение, придать смысл. В основном человек воспринимает то, что осознает. Осмысление же зависит от употребляющегося языка. А поскольку каждый язык описывает мир в соответствии с традиционно сложившимися в среде его носителей представлениями, то и восприятие людей разных культур имеет некоторое различие. Так, например, русскоговорящие различают голубой и синий цвета, тогда как англичане воспринимают их как один цвет, "blue". В силу того, что одни и те же понятия в разных языках выражаются разными категориями рода, то и восприятие их различается у представителей разных культур. К примеру, весну русские художники изображали в образе прекрасной девушки (существительное "весна" в русском языке женского рода), а немецкие художники - в образе прекрасного юноши (так как "весна" в немецком языке - мужского рода). Один из законов восприятия связан с тем, что человек не в состоянии воспринимать и долго удерживать в сознании неизменную информацию. Постоянный раздражитель умеренной интенсивности перестает восприниматься (например, одежда, наручные часы), монотонное повторение одной и той же фразы ведет к утрате ее смысла и так называемому состоянию пустоты сознания. На этом законе основаны магические и мистические техники. Именно поэтому следует особо остановиться на таком психическом феномене как внимание.
|