Внимание

Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточен на ней. Внимание представляет собой психофизиологический процесс, характеризующий динамические осо­бенности познавательной деятельности, выражающиеся в ее сосредоточенно­сти на процессе отбора одной информации при отвлечении от другой. Одни ученые полагают, что внимание не является самостоятельным психическим процессом, и рассматривают его как элемент когнитивных процессов. Другие ученые склонны рассматривать внимание как вполне самостоятельный про­цесс, указывая на существование в мозге структур, связанных с вниманием. К их числу относятся: ретикулярная формация, ориентировочный рефлекс как врожденный механизм внимания, доминанта, исследованная А. Ухтомским.

Свойства внимания. Основными свойствами внимания являются: ус­тойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение и объем.

Устойчивость внимания проявляется в способности сохранять внима­ние на предмете деятельности. Это временная характеристика внимания, длительность его привлечения к одному и тому же объекту. Эксперимен­тальные исследования, проводившиеся Н. Ланге, установили, что внимание подвержено периодическим колебаниям с периодами от 2-3 с до 12 с. Так, если человек попытается сосредоточиться на тиканье часов, он будет то слышать его, то не слышать. Другой пример: если в течение определенного времени наблюдать за изображением усеченной пирамиды, она будет пооче­редно казаться то выпуклой, то вогнутой. В одних случаях внимание харак­теризуется частыми периодическими колебаниями, в других - большей ус­тойчивостью. К числу факторов, влияющих на устойчивость внимания, отно­сятся физиологические особенности человека (свойства его нервной системы, состояние организма в данный момент), наличие или отсутствие интереса к предмету деятельности, наличие или отсутствие отвлекающих моментов. Однако наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрытия новых аспектов в предмете сосредоточения, иными словами, предмет внимания должен развиваться, выявляя свое новое содер­жание.

Сосредоточенность внимания, в отличие от рассеянности, выражает степень концентрированности внимания на одних объектах и отвлечения его от других. Увлекательное занятие способно поглотить все внимание, которое полностью сосредоточивается на выполняемой деятельности. А. Ухтомский полагал, что сосредоточенность внимания является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон головного мозга.

Переключаемость внимания выражается в скорости его перевода с од­ного вида деятельности на другой. Произвольный перевод внимания может быть вызван волевым сосредоточением на другом объекте, непроизвольное переключение внимания может быть вызвано случайным интересом, или по­требностью организма в отдыхе. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от отношения человека к предшествующей и пос­ледующей деятельности: чем интереснее деятельность, тем легче на нее пе­реключиться. Переключаемость внимания можно развивать в процессе тре­нировки.

Распределение внимания выражается в способности выполнять парал­лельно несколько различных действий. По преданию, феноменальные спо­собности Юлия Цезаря позволяли ему одновременно выполнять несколько дел, Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям до семи ответ­ственных дипломатических документов. Как правило, совмещение двух ви­дов деятельности возможно, если один из видов доведен до автоматизма и не требует внимания. При утомлении в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих большой концентрации внимания, область его рас­пределения сужается.

Объем внимания нередко отождествляется с объемом кратковременной памяти и определяется количеством информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания. Обычно он составляет 5-7 единиц информации.

Функции и виды внимания. В жизни и деятельности человека внима­ние выполняет много полезных функций. Оно активизирует актуальные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует целенаправленному отбору информации, поступаю­щей в организм, обеспечивает избирательность психической активности. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных про­цессов. Внимание определяет точность восприятия, прочность запоминания, продуктивность мыслительной деятельности, т. е. результативность всей по­знавательной деятельности. В процессе общения внимание способствует лучшему взаимопониманию и. своевременному предупреждению межлич­ностных конфликтов. Внимательный человек всегда воспринимается как приятный собеседник, он лучше обучается и достигает больших результатов в профессиональной сфере, чем человек невнимательный.

Среди основных видов внимания выделяют: природное и социально обусловленное, непосредственное и опосредованное, произвольное и непро­извольное, чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание присуще человеку от рождения, оно выражается в способности избирательно реагировать на внешние и внутренние стимулы, содержащие элементы информационной новизны. Его физиологическую ос­нову составляет ориентировочный рефлекс, связанный с деятельностью ре­тикулярной формации и нейронами-детекторами новизны.

Социально обусловленное внимание формируется в процессе воспита­ния и обучения, оно связано с волевой регуляцией поведения.

Непосредственное внимание вызвано и управляется актуальными инте­ресами и потребностями человека. Опосредованное внимание требует при­влечения специальных средств: слов, жестов и т. п.

По участию воли различают: непроизвольное внимание, не связанное с волевой регуляцией, и произвольное внимание, включающее борьбу мотивов, сознательную постановку цели, подавление усилием воли одного из проти­воборствующих интересов.

Чувственное внимание связано с избирательной работой органов чувств, интеллектуальное - с сосредоточенностью и направленностью мыс­ли.

Психологические теории внимания. Существующие теории внимания исследуют данный процесс на основе различных подходов. Т. Рибо предло­жил моторную теорию внимания, в которой выявил физиологическую основу психических процессов, содержащих внимание. Она представлена комплек­сом сосудистых, двигательных, произвольных и непроизвольных реакций. Интеллектуальное внимание сопровождается усилением кровообращения в отделах мозга, связанных с мышлением. Сосредоточенность внимания связа­на с двигательными реакциями всего организма: мышц лица, туловища, ко­нечностей, - которые наряду с органическими реакциями служат необходи­мым условием поддержания внимания на должном уровне. Суть концепции Рибо в следующем: двигательные реакции организма поддерживают и уси­ливают внимание. Отдельные мысли, восприятия, воспоминания получают особую ясность и интенсивность, если они подкреплены двигательной ак­тивностью. В умении управлять движениями, согласно Рибо, состоит секрет произвольного внимания.

Теория внимания Д. Н. Узнадзе связана с понятием установки. Уста­новка формируется в процессе опыта и представляет собой реакцию человека на последующие воздействия. К примеру, если человеку дать в руки одинако­вые по объему, но разные по весу шары, у него сформируется определенная установка на последующее восприятие веса предметов: он будет по-разному оценивать вес других одинаковых шаров.

Основные положения теории внимания П. Я. Гальперина сводятся к следующему.

1.   Внимание  представляет собой  одну из сторон  ориентировочно-исследовательской деятельности.

2.      Функция внимания состоит в контроле осуществления сознательных действий. Каждое действие включает в себя ориентировочную, исполнительную и контрольную составляющие. Последняя и является вниманием как таковым.

3.      В отличие от других психических процессов, производящих результат, внимание не имеет определенного продукта.

4.      Произвольное внимание осуществляется по заранее составленному плану.

5.      Все акты произвольного и непроизвольного внимания являются результатом формирования новых умственных действий.