Методические указания по организации самостоятельной работы

Курс «Детской литературы» является значимым компонентом подготовки педагогов-филологов, так как предполагает изучение произведений, прямо влияющих на становление личности ребёнка и подростка, формирование его картины мира, ценностей, художественного вкуса, развитие коммуникативных и познавательных способностей.

Самостоятельная работа студентов включает:

1) чтение художественных произведений, входящих в круг детского и юношеского чтения;

2) чтение учебной, критической и научной литературы;

3) составление библиографии о творчестве детского писателя (на выбор студента, по согласованию с преподавателем);

4) создание рецензии, аннотации, написание исследовательской работы в рамках предметной области «детско-юношеская литература»; 

5) подготовку к практическим занятиям;

6) заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений для детей, написанных в ХХ – XXI вв. (не менее пяти);

7) разработку учебного, воспитательного или культурно-просветительского мероприятия;

8) подготовку к зачётному тестированию и зачёту (итоговую систематизацию знаний, полученных в рамках аудиторной и самостоятельной работы).

Каждое задание направлено на формирование определенных знаний и компетенций. Задания для самостоятельной работы являются одновременно и фондом оценочных средств по дисциплине; параметры оценки качества выполнения самостоятельной работы обусловлены как знаниевым подходом, так и компетентностным. Предполагается проверка качества знаний по различным темам и уровня сформированности компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО направления подготовки «Педагогическое образование»:

 общекультурные  компетенции (владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке  цели и выбору путей её достижения; способен логически верно строить устную и письменную речь; готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе; способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики);

профессиональные компетенции: общепрофессиональные (осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; владеет основами речевой профессиональной культуры; способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности);

в области культурно-просветительской деятельности (способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета).

Предусмотрена проверка сформированности и специальных профессиональных компетенций, определяемых особенностями предметной области профиля «литература»: готов к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учётом индивидуального творческого процесса; владеет знаниями по истории русской и зарубежной литературы;  владеет знаниями об истории и принципах литературной критики;  готов к созданию текстов разной жанровой и функционально-стилевой природы.

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

– знать основные тенденции развития детской литературы в контексте художественной и педагогической мысли исторических эпох;

– знать основные жанры детской литературы,

– иметь представление о творчестве детских писателей разных исторических эпох и культурных регионов;

– знать ведущих исследователей, теоретиков, критиков детской литературы;

– обладать навыками литературоведческого и критического анализа текстов детской литературы;

– обладать навыками методической реализации предмета «детская литература» в педагогической деятельности.