СОСТАВЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИИ ИЛИ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОБЗОРА О ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ

 

Задание: составить библиографический список (или обзор, если источников менее пяти) работ о творчестве писателя для детей и (или) подростков (выбор автора согласовывается с преподавателем). 

Критерии оценки: соблюдение формальных требований к библиографии, полнота сбора материала, соответствие источников теме, ранжирование материалов (например, научные, литературно-критические, учебные, иные).

Материалы для изучения

Библиография (от др.-греч. βιβλιογραφία, βιβλίον (biblion) – книга, γράφω (grapho) – пишу) – «специфическая отрасль информационной деятельности…»[1]. В интересующем нас значении библиография – перечень источников (книг, статей, пр.), объединённых по какому либо признаку, основанию: все издания произведений одного писателя, работы о творчестве какого-либо художника слова, одна тематическая и предметная область (образ учителя в подростковой литературе 1970-х годов, например) и т.п.

В образовательной и научно-исследовательской деятельности навыки сбора, систематизации источников по конкретной проблематике / теме  указывают на степень сформированности ряда компетенций, основные из которых – владение «культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке  цели и выбору путей её достижения» и способность «работать с информацией в глобальных компьютерных сетях». Конкретный (практический) смысл составления библиографии – в развитии навыков поиска необходимой информации для освоения учебной дисциплины, способности устанавливать границы и объём локальной учебной области, степени её изученности, а для занимающихся научной деятельностью – первый шаг в освоении темы исследования для определения новизны и актуальности предполагаемой аналитической работы (быть может, по конкретному вопросу есть исчерпывающее, удовлетворяющее вас исследование).

Для составления библиографического списка необходимо знать требования к оформлению библиографического описания, смысл указания входящих в него элементов, а также принципы поиска, отбора источников в современных базах данных и систематизации найденных материалов в библиографическом перечне.

Требования к оформлению библиографического описания определяются государственными стандартами (ГОСТ).  ГОСТы  разных лет отличаются деталями (знаки препинания, отдельные элементы библиографической записи), но идентичны в основном. Приведём выдержки из ГОСТ 2003 года: «Библиографическое описание содержит библиографические сведения о документе, приведенные по определенным правилам…». «Объектами составления библиографического описания являются все виды опубликованных … и неопубликованных документов на любых носителях – книги, сериальные и другие продолжающиеся ресурсы, нотные, картографические, аудиовизуальные, изобразительные, нормативные и технические документы, … электронные ресурсы…»[2].

Важным является принцип единообразия в оформлении библиографии.

Обязательными элементами библиографической записи являются: фамилия, инициалы автора (авторов); название работы, вид источника (печатный, электронный). Если это печатный, опубликованный ресурс, указывается город, название издательства, год публикации, общее количество страниц (монографические работы) либо конкретные страницы (статьи, отдельные главы, разделы). В описание электронных ресурсов включается электронный адрес ресурса или URL (Uniform Resource Locator – единый указатель ресурсов, определитель местонахождения) и дата обращения к ресурсу.

Библиографический обзор представляет расширенную библиографическую запись, включает краткую аннотацию[3] источников.

Зачем нужна подобная информация? Основная цель библиографической записи – идентификация, чему служит каждый указанный в ней элемент. Для компетентного человека всё в библиографической записи несёт важную информацию. Автор работы известен или нет, он авторитетен либо это новичок в конкретной области,  к работе которого можно присмотреться, либо автор не обладает авторитетом и т.д. Важен год публикации, особенно, если речь идёт о новаторских для определённого времени художественных, научных, иных концепциях, идеях, формах. Город и издательство указывают, была ли работа опубликована в центральных изданиях, либо региональных, кроме того, у серьёзных издательств есть своя репутация, свои принципы отбора литературы для печати (в частности, публикацией детской литературы занимаются ряд издательств, старейшее из которых «Детская литература», и современные «Самокат», «Детгиз», «Самовар», др.[4]).

При описании Интернет-ресурсов указывается электронный адрес и дата посещения, что связано с тем, что источник может перестать существовать через некоторое время; дата посещения удостоверяет, что описываемый материал был размещён на сайте. Электронный адрес не только позволяет читателю обратиться к тексту, служит прямой ссылкой, но и, как правило, даёт информацию о типе, содержании, направленности сайта, на котором расположен документ. В зависимости от темы, предмета библиографического списка, могут быть полезны различные информационные ресурсы сети Интернет (в частности, официальные сайты писателей, сайты детских журналов, электронные каталоги библиотек, электронные библиотеки на сайтах университетов, сайты литературно-критических[5], научных изданий, электронные версии академических словарей, библиотека диссертаций[6] и пр.). 

Однако есть ряд ресурсов, не могущих вызвать доверие в силу того, что на них расположена информация без соблюдения авторского права. Например, студенты часто делают ссылки на используемый документ типа: http://5ballov.qip.ru/referats/literatura/. Итак, читаем: «5 баллов, реферат, литература». Сайт рефератов и школьных сочинений не может стать источником сбора библиографической информации, если только не проводится специальное исследование содержания подобных сайтов.

На подобных сайтах можно найти качественные методические, научно-образовательные материалы, но они размещены без указания их автора, других выходных (библиографических) данных. Как правило, это тексты, скопированные с других сайтов, и единственный выход для составителя библиографии (если для него материал представляет ценность) – установить первоисточник (занятие трудоёмкое, но необходимое).

Отдельного комментария требует вопрос использования в качестве источника энциклопедий типа «Википедии». В силу того, что автором «открытых» энциклопедий может стать любой, в том числе некомпетентный человек, «Википедия» не может быть использована в качестве достоверного источника. Однако множество статей в подобных энциклопедиях имеют ссылки на материалы, заслуживающие внимания.

 

Примеры библиографических записей

 

Электронная библиография и библиотека о творчестве К.И. Чуковского, демонстрирующая возможности информационных технологий структурировать, систематизировать большой объём информации. – URL:  http://www.chukfamily.ru/Kornei/Biblio/biblio.htm (дата обращения: 10.03. 2013).

 

Библиография о творчестве В. К. Железникова[7]

 

1.        Арзамасцева, И.Н. Детская литература: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. – 4-е изд., испр. – Москва : Издательский центр «Академия», 2007. – 576 с.

2.        Баруздин, С. А. Заметки о детской литературе / С. А. Баруздин. – Москва : Детская литература, 1975. – 365, [1] с.

3.        Данилова, Н.К. В.К. Железников / Н.К. Данилова // Фадеева Е., Буткова М. Рассказы о книгах В. Железникова и Н. Дубова. – Москва, 1972.

4.        Детская литература: учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.; под ред. Е.Е. Зубаревой. – Москва : Высш. школа, 2004.

5.        Железников, В.К. Ухожу из детства: Повести. [Текст] / В.К. Железников; авт. послесл. М. Прилежаева; худ. О. Арабушкин. – Москва : Молодая гвардия, 1983. – С. 258 – 409.

6.        Коржук, С.В. Разговор о жестокости в 6-м классе: по книге В.Железникова «Чучело» / С.В. Коржук // Литература. – 1996 . – № 14. – С.1.

7.        Мещерякова, М. И. Железников Владимир Карпович / М.И. Железникова // Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. – Москва : Флинта; Наука, 1997. – С. 178 – 180.

8.        Мотяшов, И. Мечта о друге / И. Мотяшов // Железников В.К. Повести. – Москва : Детская литература, 1975.

9.        Никитина, Д. Н. Тема искусства в повести В. Железникова «Чучело». [Текст] / Д.Н. Никитина // Материалы  = 10 \* ROMAN X = 4 \* ROMAN IV Всероссийской с международным участием конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (19 – 23 апреля 2010 г.). В 6-ти томах. – Том  = 2 \* ROMAN II. Филология. Часть 1. Русский язык и литература. – С. 313 – 318.

10.    Осетрова, О.А. Так слову жизнь дана: по книге В. Железникова «Чучело» / О.А. Осетрова // Русский язык. – 1999. Авг.(№ 30). С. 2 – 4.

11.    Прилежаева, М. Послесловие / М. Прилежаева // Железников В.К. Ухожу из детства: повести. – Москва : Молодая гвардия, 1983.

 

Учебники по отечественной детской литературе (материалы фонда научной библиотеки ТГПУ) [8].

1.          Ивич, А. Воспитание поколений [Текст]: о советской литературе для детей /А. Ивич. – Москва : Детская литература, 1967. – 468, [2] с.: ил.

2.          Советская детская литература: Учебное пособие для вузов / Под ред. В. Д. Разовой. – Москва: Просвещение, 1978. – 494, [2] с.: ил.

3.          Чернявская, Я. А., Розанов, И. И. Русская советская детская литература: Учебное пособие для пед. ин-тов / Я. А. Чернявская, И. И. Розанов; под ред. В. В. Гниломедова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск : Вышэйшая школа, 1984. – 511 с.

4.          Детская литература: Учебное пособие для пед. училищ / [В. П. Аникин, В. В. Агеносов, Э. З. Ганкина и др.]; под ред. Е. Е. Зубаревой. – 3-е изд., дораб. – Москва : Просвещение, 1989. – 398, [1] с.

5.          Русская литература для детей: Учебное пособие для сред.пед.учеб.заведений / Под ред. Т.Д. Полозовой. – Москва : Академия, 1997. – 507 с.

6.          Кошелева, О. Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (XVI-XVIII вв.): учебное пособие по педагогической антропологии и истории детства / О.Е. Кошелева; [отв. ред. В. Г. Безрогов]. – Москва : Издательство Университета Российской Академии Образования, 2000. – 319, [1] с.

7.          Психология детства в художественной литературе XIX – XX веков. Хрестоматия-практикум / сост. и предисл. Г.А. Урунтаевой, биог. очерки М.В. Наумлюк. – Москва : Академия, 2001. – 352 с.

8.          Минералова И.Г. Детская литература: учеб. пособ. для вузов / И.Г. Минеролова. – Москва: Владос, 2002. – 176 с.

9.          Детская литература: учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.; под ред. Е.Е. Зубаревой. – Москва : Высш. школа, 2004.

10.      Арзамасцева, И.Н. Детская литература : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. – 4-е изд., испр. – Москва: Издательский центр «Академия», 2007. – 576 с.

11.      Гриценко, З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению / З.А. Гриценко. – 2-е изд., испр. – Москва : Академия, 2007. – 320 с.


[1] Гречихин А. А. Общая библиография: учебник [Текст] / А.А. Гречихин. – Москва: МГУП, 2000. – 588 с.

[2] ГОСТ «Библиографическая запись. Библиографическое описание» (2003). [Электронный ресурс]. URL: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=129865

[3] Жанрообразующие признаки аннотации см. на с. ??? данного пособия.

[4] Обзоры издательств, публикующих детскую литературу: [Электронный ресурс]. URL: http://injournal.ru/izdat/childrensliterature/; [Электронный ресурс]. URL: http://www.kidsreview.ru/reviews/khoroshie-detskie-knigi-detskie-knizhnye-izdatelstva-obzor

[5] Журнальный зал. Электронная библиотека современных литературных журналов России. URL: http://magazines.russ.ru/

[6] Электронная библиотека диссертаций. URL: http://www.dissercat.com/search

[7] В силу того, что целью было установить объём написанного о творчестве писателя, в библиографическом списке указаны найденные источники разных типов – критические, научные, научно-образовательные, методические; принцип расположения – по алфавиту.

[8] Представленный список призван не столько дать исчерпывающий перечень материалов, сколько продемонстрировать возможности работы с электронным каталогом одной библиотеки. Принцип расположения источников здесь – по году издания (от наиболее давних к современным).  Подобное расположение источников полезно, если дальнейшей целью исследователя является, например, проследить, как менялась интерпретация конкретного произведения (или состав изучаемых произведений) с течением времени.