Написание научно-исследовательской статьи
Тема статьи, материал исследования избирается студентом самостоятельно, либо с помощью преподавателя, в соответствии в литературными предпочтениями и научными интересами обучающихся.
В данном пособии предлагается для научного изучения две локальные области – региональная литература для детей и связи детской литературы и мультипликации.
Этапы работы над научно-исследовательской статьёй идентичны указанным к теме «Сопоставительный анализ сказки А.С. Пушкина». Вначале необходимо определить тему и материал исследования, выдвинуть гипотезу. Затем следует сбор библиографии и изучение критической и научной рецепции творчества писателя, его биографии, историко-культурного контекста создания произведений; формулирование цели исследования, научной новизны и актуальности работы.
На данном этапе работы над статьёй важно сформулировать новизну исследования и актуальность, то есть определить, привнесёт ли работа что-то новое в понимание истории и теории детской литературы, зачем необходимо изучение избранной темы и материала, отвечает ли исследование запросам современного общества, решает ли современные проблемы научной отрасли? Если в статье отсутствует новизна, теряется смысл научного изыскания. Хотя бы поэтому научная работа не может полностью состоять из компиляции[1] чужих текстов. Исследовательская работа может быть направлена на обобщение и систематизацию, выявление тенденций изучения какого-либо вопроса, но и в этом случае используемые источники должны подвергаться анализу, самостоятельной интерпретации, обработке.
Следующий шаг включает параллельное изучение художественного произведения и выбор филологического инструментария его анализа. Методы исследования должны соответствовать эстетическим особенностям материала. Например, не стоит привлекать методологию анализа сюжета, если предметом изучения избрана бессюжетная лирика или проза (например, представляющая собой художественное выражение неизменного состояния природы или человека).
Написание самой статьи предполагает систематизацию аргументов, доказывающих концепцию исследователя. В качестве аргументов могут использоваться ссылки на авторитетные источники, цитаты из художественного текста, таблицы, схемы, в которых систематизированы какие-либо элементы поэтики анализируемого произведения[2].
Региональный аспект изучения детской литературы
Как справедливо заметил писатель, поэт, переводчик, преподаватель кафедры истории литературы ХХ века Томского государственного университета А. М. Олеар, «географический фактор совсем не эквивалентен уровню мастерства»; правильнее говорить не о томских писателях, а о писателях, живущих в Томске[3] (любом другом городе, области). Поэтому вряд ли стоит акцентировать «региональность», «провинциальность» в изучении творчества писателей, если только какие-либо особенности региона (его природы, культуры, др.) не входит в произведение как тема, мотив.
Актуальность изучения региональной детской литературы как раз в том, что среди писателей, публикующихся в местных изданиях, есть талантливые, чьё творчество достойно изучения, но ещё не введено в научных обиход, не замечено критикой. Соответственно, изучение творчества писателей отдельных регионов позволит уточнить особенности литературного процесса, восстановить панораму новейшей литературы, имеющей адресатом ребёнка или подростка.
Есть и второй момент актуальности и значимости изучения региональной детской литературы, связанный с самоидентификацией студентов вузов, будущих учителей: многие писатели, биографически связанные с конкретным регионом, уже имеют мировое имя, их произведения публикуют центральные издательства, а жители не знают «пророков в своём Отечестве». Информированность о связи детских писателей с Томском (или другим регионом) необходимо учителю-филологу, готовящемуся к образовательной, воспитательной и просветительской деятельности.
Не маркируя художественные, тематические, иные особенности произведений, мы обозначили имена писателей для детей, чья жизнь или часть жизни были связаны с Томском и Томской областью. Приведённые произведения могут стать материалом научного исследования.
Детские писатели, биографически связанные с Томской областью[4]
Василий Иванович Анучин (1875 – 1941). «Сибирские сказки» (1903), «Первые похождения: Повесть из жизни маленьких искателей приключений», второе название «По горам и лесам» (1903).
Евгений Николаевич Березницкий (1909 – 1941). «Приключения барабанщика» (1937).
Александр Мелентьевич Волков (1891 – 1977). «Волшебник Изумрудного города» (1939) по мотивам сказки Ф. Баума «Удивительный волшебник из страны Оз». Продолжающие сказку шесть повестей об Изумрудном городе – «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» (1963), «Семь подземных королей» (1964), «Огненный бог марранов» (1968), «Жёлтый туман» (1970), «Тайна заброшенного замка» (1975, опубликована в 1982). Детские фантастические повести «Путешественники в третье тысячелетие» (1960) и «Приключения двух друзей в стране прошлого» (1963). Детский музей «Волшебная страна» им. А.М. Волкова расположен в Томском государственном педагогическом университете[5].
Инна Анатольевна Гофф (1928 – 1991). «Я – тайга» (1950).
Юрий Маркович Варшавер [псевдоним – Юрий Щеглов] (1932 – 2006). Трилогия о военном детстве «Когда отец ушел на фронт» («Божья травка») – опубликовано в «Новом мире» (1969), «Пани Юлишка», «Триумф».
Александр Васильевич Гусев (род. 1928). Проза «Павлик» (1960), «Мальчишки» (1965), пять книг стихов для детей.
Вадим Филиппович Иванов (1922 – 1968). Рассказы для детей «Шхуна с белыми парусами» (1962).
Геннадий Федорович Карпунин (1939 – 1998). Фантастическая повесть для детей «Луговая суббота, или Вероятные и невероятные приключения Васи Морковкина» (1975).
Александр Иннокентьевич Казанцев (1952 – 2007). Повесть-сказка «Дед Пихто и другие» (1990), стихи «Фимкины игрушки» (2006), пьеса «Ванюша, Иван Петрович».
Николай Иванович Волокитин (род. 1937). Сборник рассказов «Лесные подарки» (1972), повести и рассказы «Светка – синяя беретка» (1992).
Вениамин Анисимович Колыхалов (род. 1938). Сборники стихотворений для детей «Огурцы-хитрецы» (1969), «Северное сияние» (1974), «Страна Бурания» (1988), «Кротовье метро» (2003), «Дождь-рыбак» (2007), «Живые цифры» (2008), «Плюшевая дружба» (2010).
Геннадий Евлампиевич Юров (род. 1937). «Прогулка. Стихи для детей» (1979).
Римма Викентьевна Кошурникова (род. 1937) – автор сказок, рассказов, повестей, пьес для детей. Среди них сказка «Лисенок Фук» (1975), книга «Возьмем атом величиной с дом» (1977), книга для детей о Томске «Стоит над Томью град старинный…» (1987). Пьесы «Сказка – ложь, да в ней намек», «Требуется злой волшебник», «Игра в солдатики». Познавательные книги «Пусть тайга ко мне привыкнет» (1976), «Следствие по всем правилам» (1980), «Как речка в дом прибежала» (1982). Соавтор энциклопедии для детей «Почемучка» (1987 – 1993). Редактор журнала для детей «Ванька-встанька».
Валентина Ивановна Кудрявцева (род. 1938). Участвовала в VI Всесоюзном совещании молодых писателей, посещала семинар детских писателей, которым руководила Агния Барто. Первая книга – «Большой, как папа» (1974). Пишет сказки, загадки, считалки для самых маленьких. Автор поэтических книг для детей: «Тяпы-ляпы» (1980), «Что мне делать со словами» (1980), «Весёлая перепутаница» (1983), «Радость» (1986), «Секрет» (1988), «Волшебный сундучок» (1992); прозы «Мама – единственное число» (1980), пьес-сказок «Девочка и Леший» (1978).
Алоиз Федорович Крылов (род. 1932). Руководитель детской поэтической студии «Тополёк». Книги стихов для детей «Утренняя песенка», «Меряй сутки на минутки» (1990), «Котостан».
Владимир Владимирович Шкаликов (род. 1943). «Пегасик: сказочно-правдивое повествование о некоторых событиях из жизни нескольких людей, летучей солонки, читающего воробья, неукротимой кошки, а также о безделушках и многом другом (1987), сказочная повесть «Ангел-хранитель» (2003).
Григорий Михайлович Кружков (род. 1945) – поэт, один из крупнейших в конце XX века переводчиков англоязычной поэзии, в том числе детской, на русский язык[6]. Автор антологии английской поэзии абсурда «Книга NONсенса», книг избранных переводов «Англасахаб» (2003), «Пироскаф: Из английской поэзии XIX века» (2008). Его детская книга «Нос картошкой: Сказки о кладах, ковбоях, поросятах в Стране Рутабага» получила в 2006 премию Московской международной книжной выставки-ярмарки «Лучшая книга года» в номинации «Детская литература». Наиболее полно детские стихи и сказки представлены в его сборнике «Рукопись, найденная в капусте» (2007).
Андрей Михайлович Олеар (род. 1963). Выпускник факультета журналистики ТГУ, поэт, переводчик, книгоиздатель, преподаватель кафедры истории литературы ХХ века Томского государственного университета. Автор книг для детей[7] – «Чистая правда» (2004), «Домашний зоопарк: Стихи для мальчишек» (2003), «Вожди краснокожих» (Томск, 2003), «Жираф в городе» (2007).
Татьяна Ефремовна Мейко (род. 1964). Работает в жанре философско-поэтической сказки. «Сказки Мейко» (1994), «Сад судеб» (1994), «Красное словцо» (2002, 2-е изд., доп. – 2007), «Сказки» (2004). С 2001 года ведет литературную студию при Доме детского творчества «У Белого озера».
Анастасия Николаевна Губайдуллина (род. 1974). Кандидат филологических наук, исследователь детской литературы, автор стихов и прозаических миниатюр для детей («Посиделки», «Как кормить малыша», «Суп», др.).
Томские издания для детей последних лет
1. Банных, И. Жил-был Сплюн… Первая книга [Текст] / И. Банных. – Томск: Ветер, 2009. – 32 с. – (Библиотека «Штудии». Проза).
2. Бергельсон, А. Л. Ура для комара: стихи для детей и родителей[Текст] / А. Бергельсон; [ред.-сост. А. М. Олеар]; худож. М. Куркова. – Томск: [б. и.], 2007. – 94 с.
3. Буторина, Е. Б. Сказки нашего двора; [ред.-сост. А. М. Олеар]; худож. М. Куркова [Текст] / Е.Б. Буторина. – Томск: [б. и.], 2007. – 134 с.: ил.
4. Ельцова, Д. Сказки от фонаря. Перва книга [Текст] / Д. Ельцова. – Томск: Ветер, 2009.- 32 с.
5. Воронов, А. Н. Я живу на радуге : стихи [Текст] / А. Воронов; ил. авт. – Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2009. – 23 с. : ил.
6. Потешкина, О. Дика: сборник рассказов [Текст] / О. Потешкина. – Томск: [Ветер], 2010.— 43 с.: ил.
7. Лукашевич, О. Д. Лесной теремок: [для детей дошкольного и младшего школьного возраста] / О. Д. Лукашевич; Департ. природ. ресурсов и охраны окр. среды Том. обл., ТРОО «Центр экол. политики и информации». – Томск: Печатная мануфактура, 2009. – 16 с. : ил.
8. О дивном старце, стороне сибирской и о людях добрых [Текст]: рассказы по мотивам жития праведного Федора Томского / [авт.-сост. С. В. Татаркина]. – Томск: Издательство ТГПУ, 2009. – 47 с.
9. Олеар, А. М. Жираф в городе [Текст]: стихи для детей и родителей / Андрей Олеар; худож. М. Куркова. – Томск: [б. и.], 2007. – 126 с.: ил.
Справочно-информационные материалы к теме
1. Томская детская книга. Сайт Томской областной детско-юношеской библиотеки. [Электронный ресурс]. URL: http://old.odub.tomsk.ru/index_about.php?id=518
2. Томские писатели – детям: биобиблиографический указатель / сост. Л. Г. Духанина; Томская обл. детско-юношеская б-ка. – Томск, 2010. – 99 с.
3. Томские писатели. [Электронный ресурс]. URL: http://kraeved.lib.tomsk.ru/page/52/
4. Томские писатели – детям и юношеству. [Электронный ресурс]. URL: http://odub.tomsk.ru/ElectronicLibrary/TomskWriters.aspx
5. Томские поэты. Дайджест. Томск, 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://www.irbis.tomsk.ru/fulltxt/103299.pdf
6. Ханина А. Новая детская словесность. Сборник рассказов томского писателя и блогера претендует на звание лучшей детской книги десятилетия // Томский обзор. [Электронный ресурс]. URL: http://obzor.westsib.ru/article/386037
[1] Компиляция – работа, составленная из чужих текстов (исследований, художественных произведений, др.) без самостоятельной обработки используемых источников.
[2] О сложностях изучения детской литературы см. статью в данном пособии (с. ????).
[3] Интервью с А.М. Олеаром: [Электронный ресурс]. URL: http://sevenstudios.ru/page13/index.html
[4] Здесь указаны только произведения, адресованные детям и подросткам. По материалам сайта «Томские писатели». [Электронный ресурс]. URL: http://kraeved.lib.tomsk.ru/page/52/. Приведённый перечнь не претендует на полноту, может быть дополнен.
[5] См. [Электронный ресурс]. URL: http://tspu.edu.ru/museum/volkov.html
[6] Персональный сайт Г. М. Кружкова. [Электронный ресурс]. URL: http://kruzhkov.net/
[7] Интервью с А.М. Олеаром: [Электронный ресурс]. URL: http://sevenstudios.ru/page13/index.html