ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Работа на семинарских занятиях позволяет оценить знание обучающимся художественной, критической, научно-исследовательской литературы по дисциплине, умение анализировать сюжет, композицию, мотивную структуру, лингвопоэтику, поэтические приёмы в произведениях писателей детской литературы, умение выявлять функции элементов поэтики детской литературы, роль произведений в становлении личности ребёнка.
Критериями оценки подготовки обучающегося к практическим занятиям являются изученность литературы по теме; умение работать с разными типами источников (художественными, литературоведческими, критическими); навыки анализа поэтики произведений детской литературы с точки зрения художественной формы и содержания в аспектах соответствия возрастным особенностям восприятия и мышления детей, с одной стороны, и выражения авторского замысла, – с другой.
Проверяемые компетенции:
общекультурные: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способен логически верно строить устную и письменную речь; готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе; способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;
профессиональные компетенции: общепрофессиональные (осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; владеет основами речевой профессиональной культуры; способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности);
в области культурно-просветительской деятельности (способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета).
Занятие 1. Сказочная повесть А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» (1829): поэтика и проблематика.
1. Поэтика романтизма в сказке А. Погорельского:
а) организация времени и пространства: топосы спальни, угла, заднего двора; пограничные пространства (комната старушек-голландок и др.); цветовая семантика пространства; «промежуточное» время (каникулы, вечер перед наступлением ночи и др.) и пограничные состояния (засыпание, болезнь / бред и др.);
б) характер фантастики, система персонажей. Волшебные персонажи (подземные жители, старушки-голландки и др.); образы Чёрной курицы и Алёши;
2. Концепция личности ребёнка и педагогический пафос сказки А. Погорельского.
Семантика конопляного зёрнышка (дурмана, обманной привлекательности и простоты волшебства); ребёнок в необычных обстоятельствах; нравственный выбор и поступки Алёши. Специфика формулирования воспитательной концепции – не из вне, а самим ребёнком, на основе личного опыта.
Литература:
Погорельский, А. Черная курица, или Подземные жители (любое издание).
Арзамасцева, И. Н. Детская литература [Текст]: учебник для вузов / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – 5-е изд., испр. – Москва : Академия, 2008. – 147 – 150.
Ботникова, А. Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм [Текст] / А.Б. Ботникова. – Воронеж : Воронежский государственный университет, 2003. – С. 192.
Гриценко, З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению [Текст]: учебное пособие для вузов / З. А. Гриценко. – 2-е изд., испр. – Москва : Академия, 2007. – С. 46 – 50.
Грязнова, А.Т. Средства создания фантастики в романтической сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» [Текст] / А.Т. Грязнова // Русский язык в школе. – 1997. – № 4. – С. 65 – 70, 90.
Кудрявцева, Л. Грани кристалла: Три образа одной сказки [Текст] / Л. Кудрявцева // Литературный базар. – 1996. – № 2. – С. 7.
Дополнительно
Борио, В.В. Творчество А. Погорельского. К истории русской романтической прозы. Автореферат дисс. … к. филол.н. / В.В. Борио. – Москва, 1990. – 26 с.
Занятие 2. Интертекстуальные[1] связи сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения деревянной куклы» (1935).
1. История создания сказки. «Пиноккио» К. Коллоди и «Буратино» А.Н. Толстого. Смысл авторского определения жанра: «Золотой ключик…» – «роман для взрослых и детей».
2. Сюжет возвращения блудного сына в сказке А.Н. Толстого: авторское переосмысление библейской притчи.
3. Маски комедии дель арте, семантика театра, куклы и кукловода в сказке о Буратино.
4. Образы персонажей как отражение типажей эпохи Серебряного века и Советской России времён НЭП (И. Арзамасцева) – пародийный аспект произведения.
5. Коллизии в сказке как отражение взаимоотношений детей с ровесниками и взрослыми. Авторская концепция становления личности ребёнка.
Литература:
Толстой А.Н. Золотой ключик, или Приключения деревянной куклы: роман для взрослых и детей.
Коллоди К. Пиноккио.
Арзамасцева, И. Н. Детская литература [Текст]: учебник для вузов / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – 5-е изд., испр. – Москва : Академия, 2008. – С. 380 – 384.
Липовецкий, М. Утопия свободной марионетки, или Как сделан архетип (перечитывая «Золотой ключик» А.Н. Толстого) / М. Липовецкий // Новое литературное обозрение. – 2003. – № 60. [Электронный ресурс]. URL: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-ita/lipoveckij-utopiya-svobodnoj-marionetki.htm
Петровский, М. С. Книги нашего детства [Текст]: К. Чуковский, В. Маяковский, С. Маршак, А. Толстой, А. Волков / М. Петровский. – Москва : Книга, 1986. – 286, [1] с. Или: Петровский, М.С. Что отпирает «Золотой ключик»? // Вопросы литературы. – 1979. – № 4.
Дополнительно:
Бегак, Б. Золотой ключик детства // Бегак Б. Правда сказки [Текст] / Б. Бегак. – Москва, 1989.
Варламов, А. Н. Алексей Толстой [Текст]: биография / А. Н. Варламов. – Москва : ЭКСМО, 2009. – 729, [2] с.
Гречишникова, А. Д. Советская детская литература [Текст]: учебное пособие для учительских институтов / А. Д. Гречишникова. – Москва : Учпедгиз,1953. – 249, [1] c.
Боровиков, С. Г. Алексей Толстой [Текст]: страницы жизни и творчества / С. Боровиков. – Москва : Современник, 1984. – 190, [2] с.
Зиман, Л. Товарищ Пиноккио и индустриальный магнат Карабас Барабас [Текст] / Л. Зиман // Детская литература. – 1991. – №3.
Колокольцев, Н. В. Детская литература [Текст]: учебно-методическое пособие для заочников педагогических училищ / Н. В. Колокольцев. – Москва : Учпедгиз, 1950. – 109, [2] c.
Петелин, В. В. Судьба художника [Текст]: жизнь, личность, творчество Алексея Николаевича Толстого / В. Петелин. – Москва : Художественная литература, 1982. – 550, [1] с.
Шамаева, С. Трагедия советской сказки [Текст] / С. Шамаева // Народное образование. – 1998. – №5.
Занятие 3. Своеобразие прозы А. Гайдара.
1. Личность и творческая биография писателя; основные произведения.
2. Жанровое разнообразие прозы писателя (маленькие рассказы, новогодний рассказ, рассказ с элементами философской притчи, героико-романтические повести с элементами детективной истории).
3. Особенности комизма и трагедийные ноты в гайдаровской прозе.
4. Концепция личности ребёнка / подростка и образы взрослых в прозе А. Гайдара.
5. Семантика названий рассказов и повестей («Голубая чашка», «Горячий камень», др.).
Литература:
Гайдар, А. «Военная тайна» (1932), «Голубая чашка» (1936), «Чук и Гек» (1938), «Совесть» (1940), «Горячий камень» (1941), «Тимур и его команда» (1939 – 1940).
Арзамасцева, И. Н. Детская литература [Текст]: учебник для вузов / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – 5-е изд., испр. – Москва : Академия, 2008. – С. 340 – 346.
Головчинер, В. Е. «Что такое счастье, каждый понимал по-своему...»: к 100-летию А. П. Гайдара[Текст] / В. Е. Головчинер // Вестник Томского государственного педагогического университета. Гуманитарные науки (Филология). – 2005. – Вып. 6 (50). – С. 5 – 8.
Левченкова, О. С. Проблема гуманизма в произведениях А. П. Гайдара / О. С. Левченкова // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология: Науч. журн. / М. Л. Ремнёва. – 2007. – № 1. – С. 82 – 87 .
Орлова, Н. Н. Аркадий Гайдар [Текст]: очерк творчества / Н. Н. Орлова. – Москва : Просвещение, 1974. – 108, [2] с.
Дополнительно:
Сивоконь, С. И. Уроки детских классиков [Текст]: [очерки] / C. И. Сивоконь. – Москва : Детская литература, 1990. – 284, [2] с.:
Гайдар, Т. А. Голиков Аркадий из Арзамаса [Текст]: документы, воспоминания, размышления / Т. Гайдар. – Москва : Политиздат, 1988. – 316, [2] с.: ил.
Емельянов, Б. А. О смелом всаднике (Гайдар) [Текст]: рассказы о писателе / Б. А. Емельянов; предисл. С. В. Михалкова. – Москва : Молодая гвардия, 1974. – 158, [2] c.
Ивич, А. Воспитание поколений [Текст]: о советской литературе для детей / А. Ивич. – Москва : Детская литература, 1967. – 468, [2] с.
Бегак, Борис. Сложная простота [Текст]: очерки об искусстве детской литературы / Б. Бегак. – Москва : Советский писатель, 1980. – 293, [2] c.
Разумневич, В. Л. С книгой по жизни [Текст]: о творчестве советских детских писателей: книга для учащихся / В. Л. Разумневич. – Москва : Просвещение, 1986. – 238, [2] с.
Детская литература. 1984 [Текст]: сборник статей / [отв. ред. Д. В. Красновская]. – Москва : Детская литература, 1985. – 189, [2] с.
Занятие 4. Поэтика и проблематика повести В. Железникова «Чучело» (1975 – 1983).
1. Подростковая субкультура как зеркало общества. Проблема отцов и детей.
2. Соотношение реальности и искусства, этический и эстетический код и их взаимодействие в повести (образы Бессольцева и его внучки; топос дома-музея).
3. Проблема самопознания, саморефлексии подростка (поэтика исповедальной прозы).
4. Тема жестокости и «сила» как инструмент агрессии и способ самозащиты в повести.
5. Семантика названия и мотив зверей в «Чучеле».
Литература:
Железников, В. Чучело.
Никитина, Д. Н. (науч. рук. Е.А. Полева) Тема искусства в повести В. Железникова «Чучело» [Текст] / Д. Н. Никитина // Наука и образование: материалы XIV Всерос. с междунар. участием конф. студ., асп. и молодых ученых (19 – 23 апр. 2010 г.). – Т. 2. Филология. Ч. 1. Русский язык и литература. – Томск, 2010. – С. 313 – 318.
Детская литература [Текст]: учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.; под ред. Е.Е. Зубаревой. – Москва : Высшая школа, 2004. – С. 459 – 478.
Дополнительно:
Баруздин, С. А. Заметки о детской литературе [Текст] / С. А. Баруздин. – Москва : Детская литература, 1975. – 365, [1] с.
Коржук, С.В. Разговор о жестокости в 6-м классе: по книге В. Железникова «Чучело» [Текст] / С.В. Коржук // Литература. – 1996. – № 14. – С.1.
Осетрова, О.А. Так слову жизнь дана: по книге В. Железникова «Чучело» [Текст] / О.А. Осетрова // Русский язык. – 1999. – Авг.(№ 30). – С. 2 – 4.
Занятие 5. Образ учителя в подростковой литературе и кино 1970 – 1980-х годов.
1. Период 1970 – 1980-х годов в отечественной культуре. Черты эпохи «застоя» и «перестройки». Расцвет психологической прозы и драматургии в 1970-е годы. Постановка этико-философских вопросов в литературе конца 1970 – 1980-х годов.
2. Образ учителя в рассказе В. Распутина «Уроки французского».
3. Образ учителя в повестях Г. Щербаковой; функции учителя в общении с подростками. Проблема влюблённости, отстаивания своей любви, самоопределения в любовных отношениях. Частная и профессиональная жизнь учителя.
4.Проблема разрыва ценностных и нравственных ориентаций учителя и учеников в пьесе Л. Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». Экзистенциальное противостояние учителя насилию, агрессии со стороны подростков. Поэтика финала пьесы.
5. Проблема участия учителя в развитии конфликта внутри подростковой среды в повести В. Железникова «Чучело».
Литература, видеоматериалы:
Распутин, В. Уроки французского (1973).
Алексин, А. Г. Безумная Евдокия (1973).
Щербакова, Г. Вам и не снилось (1977), Отчаянная осень.
Разумовская, Л. Дорогая Елена Сергеевна (1979).
Железников, В. Чучело (1975 – 1983).
Экранизации произведений «Вам и не снилось» (1981, реж. И. Фрэз), «Чучело» (1983, реж. Р. Быков), «Дорогая Елена Сергеевна» (1988, реж. Э. Рязанов).
Детская литература [Текст]: учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.; под ред. Е.Е. Зубаревой. – Москва : Высшая школа, 2004. – С. 459 – 478.
Дополнительно
Власова, М. В. Образ и коммуникативная позиция учителя в русской литературе: Д. И. Фонвизин, И. С. Тургенев, А. П. Чехов: автореферат дисс. к.филол.н. / М. В. Власова; [науч. рук.: Е. Г. Новикова]. – Томск, 2005. – 18, [1] с.
Духова, Л. И. Культурно-исторические предпосылки и роль искусства в процессе формирования «образа учителя» [Текст] / Л. И. Духова // Искусство и образование: Журнал методики, теории и практики худож. образования и эстетич. воспитания / Под ред. Н. А. Кушаева. – 2005. – № 4 (36). – С. 41 – 58.
Занятие 6. Современные педагогические концепции в формате детской книги (Г. Остер «Дети и эти»).
1. Взрослый как адресат детской и подростковой литературы, ставящей проблемы воспитания и взаимоотношений между родителями и детьми.
2. Детская литература как возможность объяснить детям поведение родителей, родителям – мотивацию поступков детей (литературная традиция в автобиографических произведениях – «Детство Тёмы» Гарина-Михайловского и др.).
3. Современная детская литература как педагогическая книга для родителей (Г. Остер «Воспитание взрослых», «Дети и эти»).
Литература:
Остер Г. Дети и эти [Текст] / Г. Остер. – Москва : Астрель, АСТ, 2011. – 94 с.
Остер, Г. Б. Воспитание взрослых: Наука на всю жизнь [Текст] / Г.Остер; худ. А.Мартынов. – Москва : РОСМЭН, 2000. – 119с.: ил.
Занятие 7. Жанры небылицы, перевёртыша, нелепицы в детской поэзии ХХ века.
1. Жанрообразующие признаки. Функции жанров небылицы, перевёртыша, нелепицы в развитии ребёнка. Миромоделирующий и игровой потенциал жанров.
2. Развитие жанра небылицы в детской поэзии 1920-х годов (Д. Хармс, К. Чуковский, С. Маршак).
3. Жанры небылицы и перевёртыша в детской поэзии второй половины ХХ век (Г. Сапгир, Э. Успенский, Г. Кружков, Тим Собакин, др.).
Литература:
С. Маршак «Вот какой рассеянный», «Багаж», К. Чуковский «Путаница», Д. Хармс «Иван Топорышкин», «Что это было», Г. Сапгир «Небылицы в лицах», «Людоед и принцесса, или всё наоборот», Ю. Коваль «Удивительная грядка», Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка», Б. Заходер «Где поставить запятую», «Бочонок собачонок», Э. Успенский «Память» («Я не зря себя хвалю»)», М. Бородецкая «Убежало молоко», А. Усачёв «Фантазёр», «Если бросить камень вверх», Тим Собакин «Песни бегемотов» и др.
Арзамасцева, И. Н. Детская литература [Текст]: учебник для вузов / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – 5-е изд., испр. – Москва : Академия, 2008. – С. 41 – 43.
Полева, Е.А., Котвицкая, В. Жанр «небылицы-перевёртыша» в детской поэзии 1920-х годов [Текст] / Е.А. Полева, В. Котвицкая // I Всероссийский фестиваль науки. Всероссийская с международным участием конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (25–29 апреля 2011 г.). Т. II. Филология. Часть 1. Русский язык и литература: материалы конференции. Томск, Изд-во ТГПУ. С. 77 – 82.
Занятия 8 – 9. Детская поэзия ХХ – ХХI веков.
В подготовку к занятию входят поиск информации (рецензии, статьи, монографии, сведения биографического характера) о личности и творчестве детского поэта, подготовка доклада и презентации о поэте, особенностях поэтики его произведений, основных темах творчества, а также выразительное чтение стихотворений избранного автора. Регламент выступления – 15 минут.
Задание позволяет реализовать монографический подход к изучению творчества детских поэтов, увидеть масштаб личности автора, место поэзии для детей в творческом наследии художника слова.
Литература:
Сбор библиографии о творчестве поэта входит в задание.
О методике выразительного чтения:
Детская литература. Выразительное чтение: практикум: учебное пособие для средних профессиональных учебных заведений / [О. В. Астафьева, А. В. Денисова, И. Л. Днепрова и др.]; под ред. Т. В. Рыжковой. – Москва : Академия, 2007. – 270, [1] с.
[1] Интертекст понимается здесь как соотнесение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов, сознательно (или бессознательно) выстраиваемое автором и способствующее расширению смысловых значений основных образов и мотивов произведения. Интертекстуальность проявляется в тексте в отсылках (в виде цитат, намёков и пр.) к произведениям культуры или историческим реалиям прошлого и современности.