ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

Тест не может быть единственной формой промежуточного контроля, так как посредством теста невозможно адекватно оценить уровень знаний по дисциплине (не исключено, что правильные ответы  были даны «наугад»). Цель тестовых заданий – определить тех, кто не обладает даже минимальными знаниями по предмету.

Задания в тесте направлены, в основном, на проверку знания обучающимися произведений детской литературы, их авторов, времени написания текстов. К зачёту допускаются те, кто успешно прошёл тестирование (правильно ответил более чем на 60% вопросов).

 

Тестовый билет № 1.

 

1. Отметьте определение, соответствующее понятию «детская литература» в литературоведении:

А) исключительно литература, созданная детьми,

Б) литература о детях,

В) литература, имеющая своим адресатом ребёнка, соответствующая его  возрастным особенностям. 

2. В материнскую лирику входят (выберите правильные варианты):

А) пестушки,

Б) колыбельные,

В) потешки,

Г) сказки,

Д) былины.

3. В дискуссии 1920-х годов о пользе или вреде волшебных сказок право детей на чтение сказок отстаивали (выберите правильные ответы):

А) М. Горький,

Б) С. Маршак,

В) Н. Крупская,

Г) А. Луночарский.

4. Автор книги «От двух до пяти» -

А) Д. Хармс,

Б) К. Чуковский,

В) А. Барто,

Г) С. Михалков.

5. «Царевна-лягушка» - это:

А) волшебная сказка,

Б) социально-бытовая сказка,

В) сказка о животных.

6. Укажите фамилию автора сказки «Доктор Айболит»:

А) Маршак,

Б) Чуковский,

В) Михалков,

Г) Остер.

7. Серия сказок А. Волкова о волшебнике Изумрудного города представляет собой:

А) точный перевод произведений Ф. Баума,

Б) адаптированный художественный перевод произведений Ф. Баума,

В) заимствование сюжета и авторское переосмысление произведений Ф. Баума.

8. «Чёрная курица, или Подземные жители» (выберите верные варианты):

А) прозаическая литературная сказка,

Б) стихотворная литературная сказка,

В) создана А. Погорельским,

Г) создана А.С. Пушкиным,

Д) написана в 1829 году,

Е) написана в 1864 году,

Ж) написана в 1929 году.

9. Определите автора следующего отрывка:

Надевать он стал пальто -

Говорят ему: «Не то!»

Стал натягивать гамаши -

Говорят ему: «Не ваши!»

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

А) С.Я. Маршак,

Б) А.Л. Барто,

В) С. Михалков,

Г) Д. Хармс,

Д) К.И. Чуковский.

10. Определите автора следующего отрывка:

В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча,
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.

А) С.Я. Маршак,

Б) А.Л. Барто,

В) С. Михалков,

Г) Д. Хармс,

Д) К.И. Чуковский.

11. Крупнейшим переводчиком детской литературы XIX XX веков на русский язык (в том числе, сказок Л. Кэрролла, А. Милна, П. Трэверс) является: 

А) Б. Заходер,

Б) Э. Успенский,

В) Г. Остер.

12. Определите автора следующего отрывка:

Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему:

– Куда ты, Филиппок, собрался?

– В школу.

– Ты ещё мал, не ходи, – и мать оставила его дома.

А) А. Гайдар,

Б) Л.Н. Толстой,

В) Л. Кассиль,

Г) Н. Г. Гарин-Михайловский.

13. Определите название произведения по отрывку:

А в это время в комнате той самой дачи, где ночевала Женя, стоял высокий темноволосый мальчуган лет тринадцати. На нем были легкие черные брюки и темно-синяя безрукавка с вышитой красной звездой.

К нему подошел седой лохматый старик. …

«Девочка, когда будешь уходить, захлопни крепче дверь», насмешливо прочел старик. Итак, может быть, ты мне все-таки скажешь, кто ночевал у нас сегодня на диване?

Одна знакомая девочка, неохотно ответил мальчуган. Ее без меня задержала собака.

А) «Цветик-семицветик»,

Б) «Тимур и его команда»,

В) «Р.В.С.»,

Г) «Чучело».

14. Определите название произведения по отрывку:

Женя вежливо поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Она захотела вернуться в садик и попросить старушку, чтобы та проводила её до ближнего милиционера, но ни садика, ни старушки как не бывало. Что делать? Женя уже собиралась, по своему обыкновению, заплакать, даже нос наморщила, как гармошку, да вдруг вспомнила про заветный цветок…

А) «Тимур и его команда»,

Б) «Цветик-семицветик»,

В) «Р.В.С.»,

Г) «Волшебник Изумрудного города».

15. Определите название произведения по отрывку:

И это еще не все, конечно. Жители Солнечного города узнали, что коротышки из Цветочного города занялись строительством, и пришли к ним на помощь: помогли им построить несколько так называемых промышленных предприятий. По проекту инженера Клепки была построена большая одежная фабрика, которая выпускала множество самой разнообразной одежды...

А) «Цветик-семицветик»,

Б) «Тимур и его команда»,

В) «Школа»,

Г) «Приключения Незнайки и его друзей».

16. Укажите произведения, в которых представлено осмысление тяжёлой судьбы ребёнка из социальных низов (выберите правильные варианты):

А) В. Одоевский «Городок в табакерке»,

Б) В. Железников «Чучело»,

В) А. Чехов «Спать хочется»,

Г)  В. Короленко «Дети подземелья»,

Д) М. Горький «Встряска».

17. Жанр своих стихотворных произведений Г. Остер определил как:

А) сказки-были,

Б) вредные советы,

В) надписи к картинкам,

Г) сонеты.

18. Соотнесите название произведения и автора:

А

Детство Тёмы

Л.Н. Толстой.

Б

Детство

Н. Гарин-Михайловский

В

Детские годы Багрова-внука

А. Толстой

Г

Детство Никиты

С. Аксаков

 

19. Соотнесите название произведения и время его создания:

А

Юности честное зерцало…

1834

Б

Золотой ключик, или Приключения Буратино

1717

В

Чучело

1935

Г

Конёк-горбунок

1975-83

 

20. Одним из крупнейших переводчиков английского детского фольклора на русский язык является:

А) А. Барто,

Б) С. Маршак,

В) Д. Хармс,

Г) С. Михалков.

 

Тестовый билет № 2.

 

1. Теория и критика детской литературы в России возникает:

А) на рубеже XVIII XIX веков,

Б) в 1840 – 1850-х годах,

В) в 1910-х годах.

2. Прозаическая сказка «Доктор Айболит»:

А) оригинальное авторское произведение,

Б) сказка, созданная на основе перевода и художественной переработки произведений Х. Дж. Лофтинга о докторе Дулиттле,

В) сказка, созданная  на основе перевода и художественной переработки «Острова доктора Моро» Г. Уэллса.

3. Определите, к какому типу сказок относятся «Колобок», «Теремок»:

А) волшебные,

Б) кумулятивные,

В) социально-бытовые.

4. К какому жанру фольклора относится: «Дождик, дождик, пуще – будет травка гуще»?

А) пестушка,

Б) закличка,

В) жеребьевка.

5. Отметьте произведения для детей, созданные в эпоху романтизма:

А) А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»,

Б) В.Г. Короленко «Дети подземелья»,

В) П. П. Ершов «Конёк-горбунок»,

Г) Л.Н. Толстой «Филиппок».

6. Определите автора следующего отрывка:

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.

А) С.Я. Маршак,

Б) А.Л. Барто,

В) С. Михалков,

Г) Д. Хармс,

Д) К.И. Чуковский.

7. Укажите автора «Колыбельной медведицы» («Ложкой снег мешая…»):

А) Ю. Яковлев,

Б) А. Блок,

В) С. Свириденко,

Г) З. Александрова.

8. Соотнесите название произведения и время его создания:

А

Цветик-семицветик

1865

Б

Сказка о попе и его работнике Балде

1940

В

Республика Шкид

1927

Г

Алиса в стране чудес

1830

 

9. Соотнесите название произведения и автора:

А

Сказка о розе и жабе 

Ю. Олеша

Б

Три толстяка

В. Бианки

В

Чук и Гек

В. Гаршин

Г

Чей нос лучше?

А. Гайдар

10. Определите автора следующего отрывка:

Но керосиновая лампа светила тускло, и злой волшебник не увидел Петю. Подозвал он остальных волшебников к себе поближе и заговорил негромко:

– К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем.

А) Э. Успенский,

Б) Е. Шварц,

В) Е. Пермяк,

Г) Б. Заходер.

11. Определите автора следующего отрывка:

Мама спит, она устала…

Ну, и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой …

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

А) А. Барто,

Б) И. Токмакова,

В) Ю. Мориц,

Г) Е. Благинина.

12. Определите автора следующего отрывка:

Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая, и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает.

Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Дарёна да кошка Мурёнка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил, Дарёнка в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила – мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им.

А) П. Бажов,

Б) М. Пришвин,

В) Я. Аким,

Г) Е. Шварц.

13. Автор книги «Переводы с детского» -

А) А. Барто,

Б) И. Токмакова,

В) К. Чуковский,

Г) Е. Благинина.

14. Определите автора стихотворения:

Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан!

А) А. Барто,

Б) И. Токмакова,

В) Ю. Мориц,

Г) Е. Благинина.

15. Определите автора следующего отрывка:

Стоит девочка, слушает, а слов не понимает – будто это не люди разговаривают, а деревья шумят.

Поговорили они, поговорили и замолчали.

А высокий старик опять обернулся и спрашивает:

- Что же ты делать будешь, если не найдешь подснежников? Ведь  раньше марта месяца они и не выглянут.

А) Б. Заходер,

В) К. Чуковский,

Г) С. Седов,

Д) С. Маршак.

15. Определите автора следующего отрывка:

Однажды к доктору пришла очень печальная  лошадь.  Она  тихо  сказала ему: «Лама, воной, фифи, куку!».

Доктор сразу понял, что на зверином языке это значит: «У меня болят глаза. Дайте мне, пожалуйста, очки».

Доктор давно уже научился говорить по-звериному. Он сказал лошади: «Капуки, капуки!». По-звериному это значит: «Садитесь, пожалуйста».

А) Б. Заходер,

В) К. Чуковский,

Г) Э. Успенский,

Д) С. Маршак.

16. Определите автора следующего отрывка:

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба - на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

А) А. Погорельский,

Б) П. Ершов,

В) В. Жуковский,

Г) С. Михалков.

17. Укажите произведения, объединённые темой революции и гражданской войны:

А) «Р.В.С.» А. Гайдара,

Б) «Денискины рассказы» В. Драгунского,

В) «Белеет парус одинокий» В. Катаева,

Г) «Ванька» А.П. Чехова.

18. Укажите фамилию детского писателя-эмигранта:

А) С. Маршак,

Б) Д. Хармс,

В) С. Чёрный,

Г) Д. Мережковский.

19. Игровая поэзия второй половины ХХ века (Г. Сапгир, Г. Кружков, М. Яснов) опирается на традиции поэзии ОБЭРИУ. Укажите, кого именно из ниже перечисленных.

А) С. Михалков,

Б) Д. Хармс,

В) С. Чёрный,

Г) Г. Остер.

20. Определите автора следующего отрывка:

У меня

                  секретов нет, –

                  слушайте, детишки, –

                           папы этого

                                      ответ

                           помещаю

                                   в книжке.

 

 – Если ветер

        крыши рвет,

                         если

                          град загрохал, –

                         каждый знает -

                                это вот

                           для прогулок

                                        плохо.

А) Р. Сеф,

Б) В. Маяковский,

В) К. Чуковский,

Г) В. Берестов.