ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ИЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Отдельный блок компетенций, предписанных стандартом по направлению «Педагогическое образование», – компетенции в области культурно-просветительской деятельности (способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета). Данный блок заданий направлен, прежде всего, на контроль и оценку уровня их сформированности. Кроме того, предметом оценки является уровень сформированности общепрофессиональных компетенций (осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; владеет основами речевой профессиональной культуры; способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности).
Задание. В зависимости от интересов, состава группы, иных факторов, предлагается провести культурно-просветительское мероприятия в одной из предложенных форм (проведение круглого стола на актуальную тему в рамках предметной области «детско-юношеская литература»; организация творческого мероприятия, ставящего целью познакомить аудиторию с современной детской литературой (или региональной, или «забытой» литературой) и сформировать интерес к творчеству писателей для детей и юношества).
Выполнение задание включает несколько этапов:
– теоретическая подготовка к проведению мероприятия (изучение литературы, формулирование целей, задач, определение предполагаемого результата, которым могут стать выявление и систематизация мнений разных аудиторий – учащихся школ, студентов, преподавателей – о той или иной проблеме; формирование мотивации школьников к расширению круга детского чтения и т.д.);
– распределение функций в группе (ведущий, эксперт, ответственный за подбор участников, организатор информационной поддержки мероприятия и пр.) и распределение задач;
– подготовка к проведению (создание сценария, организация пространства проведения, репетиции),
– реализация,
– подведение итогов, мониторинг успешности проведённого мероприятия.
Критерии оценки. Качество подготовки к проведению мероприятия, уровень слаженности работы команды; уровень речевой культуры студентов, участвующих в качестве организаторов; успешность реализации мероприятия (результативность).
Круглый стол по проблеме детского чтения и влияния масс-медиа на культуру детства[1]
Проблемы приобщения детей к чтению; формирования круга детского чтения; формирования художественного вкуса у детей, в том числе, разграничения элитарной и массовой литературы для детей
1. «100 новых книг для детей и юношества, которые должны быть в каждой библиотеке»: каталог издательства «Гранд-Фаир». [Электронный ресурс]. URL: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200801614
2. «Библиогид» Российской государственной детской библиотеки. [Электронный ресурс]. URL: www.bibliogid.ru
3. Борисенко, Н. А. Что они читают без нас? Детское чтение в зеркале современных социологических исследований / Н.А. Борисенко. [Электронный ресурс]. URL: http://lit.1september.ru/2005/04/15.htm
4. Гриценко, З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению [Текст] / З.А. Гриценко. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2007. – 320 с.
5. Костюхина, М. А. Современная школьница и её «романы» / М.А. Костюхина // Литература. – 2007. – № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200700115
7. Минералова, И.Г. Современные принципы формирования личности школьника: задачи духовно-нравственного развития и читательские приоритеты / И.Г. Минералова. [Электронный ресурс]. URL: http://sheshuki.ru/sheshukovskie-chtenija/reports?start=20
8. Михеева, Т. Их университеты / Т. Михеева // Урал. – 2010. – № 10. [Электронный ресурс]. URL: http://uraljournal.ru/work-2010-10-201
9. Посашкова, Е. Как сделать школьника вдумчивым читателем? [Электронный ресурс]. URL: http://www.lit-studia.ru/articles.html
10. Посашкова, Е. Возможности Стандарта второго поколения для внедрения инновационного проекта «Вдумчивое чтение». [Электронный ресурс]. URL: http://www.lit-studia.ru/articles.html
11. Смусина, М. Книги, которые читают дети. [Электронный ресурс]. URL: http://lit.1september.ru/article.php?ID=201000915
Круглый стол по проблеме оценки и контроля качества детской литературы
Оценка творчества писателя профессиональным сообществом – литературные премии в области детской литературы. Премии – маркёр качества детской литературы?
Статьи о конкурсах, фестивалях, премиях в области детской литературы
Колпакова, О. Друг в беде не бросит... / О. Колпакова // Урал. – 2010. – № 10. [Электронный ресурс]. URL: http://uraljournal.ru/work-2010-10-202
Молдавская, К. Взгляд на детскую литературу 2007 года // К. Молдавская / Литература. 2008. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200800123
Щупов, А. Шаг к детям – шаг в будущее (о премии им. В.П. Крапивина) / А. Щупов // Урал. – 2010. – № 10.
Урал. – 2011. – №6 (о премии им. В.П. Крапивина). [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/ural/2011/6/la13.html
Премия имени А. С. Грина: [О новой литературной премии] // Литературная Россия. – 2000. – 7 июля (№27). – С. 10.
Демидов, П. Тысяча долларов для романтика: [Об учреждении литературной премии имени Александра Грина] // Книжное обозрение. – 2000. – 7 августа – С. 2.
Премия Александр Грина: [Вильям Козлов – лауреат премии; Памятная награда присуждена посмертно Киру Булычёву] // Книжное обозрение. – 2004. – 30 августа. – С. 2.
Общественный контроль и оценка произведений детской литературы.
Форумы на сайте издательств, на специализированных сайтах для детей и родителей, публикующих литературу для детей; живой журнал как предмет изучения.
Интернет-ресурсы по теме
1. Живой журнал. Сообщество «Детские книги». [Электронный ресурс]. URL: http://community.livejournal.com/detskie_knigi
Рекомендации библиотек – критерий оценки качества детского издания?
2. «Читайте в 21 веке»: В список вошли произведения, отмеченные читательским вниманием или литературными премиями после 2000 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediateka.dobryanka.edusite.ru/p7aa1.html
Рекомендовано Министерством: детская литература, входящая в учебники, в перечни произведений для самостоятельного изучения.
Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов РФ, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediateka.dobryanka.edusite.ru/p15aa1.html
Анализ школьных учебников (1 – 11 класс)
Федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 119.12.2012 №1067. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediateka.dobryanka.edusite.ru/p5aa1.html
Сайт министерства образования РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/
[1] Здесь приведена в качестве примера возможная тематика круглых столов. Тип, характер, тема мероприятия определяется индивидуально, в зависимости от интересов обучающихся и преподавателя.