ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ИЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

 

Отдельный блок компетенций, предписанных стандартом по направлению «Педагогическое образование», – компетенции в области культурно-просветительской деятельности (способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета). Данный блок заданий направлен, прежде всего, на контроль и оценку уровня их сформированности. Кроме того, предметом оценки является уровень сформированности общепрофессиональных компетенций (осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; владеет основами речевой профессиональной культуры; способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности).

Задание. В зависимости от интересов, состава группы, иных факторов, предлагается провести культурно-просветительское мероприятия в одной из предложенных форм (проведение круглого стола на актуальную тему в рамках предметной области «детско-юношеская литература»; организация творческого мероприятия, ставящего целью познакомить аудиторию с современной детской литературой (или региональной, или «забытой» литературой) и сформировать интерес к творчеству писателей для детей и юношества).

Выполнение задание включает несколько этапов:

теоретическая подготовка к проведению мероприятия (изучение литературы, формулирование целей, задач, определение предполагаемого результата, которым могут стать выявление и систематизация мнений разных аудиторий – учащихся школ, студентов, преподавателей – о той или иной проблеме; формирование мотивации школьников к расширению круга детского чтения и т.д.);

распределение функций в группе (ведущий, эксперт, ответственный за подбор участников, организатор информационной поддержки мероприятия и пр.) и распределение задач;

подготовка к проведению (создание сценария, организация пространства проведения, репетиции),

реализация,

подведение итогов, мониторинг успешности проведённого мероприятия.

Критерии оценки. Качество подготовки к проведению мероприятия, уровень слаженности работы команды; уровень речевой культуры студентов, участвующих в качестве организаторов; успешность реализации мероприятия (результативность).

 

Круглый стол по проблеме детского чтения и влияния масс-медиа на культуру детства[1]

 

Проблемы приобщения детей к чтению; формирования круга детского чтения; формирования художественного вкуса у детей, в том числе, разграничения элитарной и массовой литературы для детей

1.                   «100 новых книг для детей и юношества, которые должны быть в каждой библиотеке»: каталог издательства «Гранд-Фаир».  [Электронный ресурс]. URL: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200801614

2.                   «Библиогид» Российской государственной детской библиотеки.  [Электронный ресурс]. URL: www.bibliogid.ru

3.                   Борисенко, Н. А. Что они читают без нас? Детское чтение в зеркале современных социологических исследований / Н.А. Борисенко. [Электронный ресурс]. URL: http://lit.1september.ru/2005/04/15.htm

4.                   Гриценко, З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению [Текст] / З.А. Гриценко. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2007. – 320 с.

5.                   Костюхина, М. А. Современная школьница и её «романы» / М.А. Костюхина // Литература. 2007. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200700115

6.                   Костюхина, М. Детский МАССОЛИТ и читательские сообщества / М.А. Костюхина // Литература. 2008. № 8. [Электронный ресурс]. URL: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200800815

7.                   Минералова, И.Г. Современные принципы формирования личности школьника: задачи духовно-нравственного развития и читательские приоритеты / И.Г. Минералова. [Электронный ресурс]. URL: http://sheshuki.ru/sheshukovskie-chtenija/reports?start=20

8.                   Михеева, Т. Их университеты / Т. Михеева // Урал. 2010. № 10. [Электронный ресурс]. URL: http://uraljournal.ru/work-2010-10-201

9.                   Посашкова, Е. Как сделать школьника вдумчивым читателем? [Электронный ресурс]. URL: http://www.lit-studia.ru/articles.html

10.               Посашкова, Е. Возможности Стандарта второго поколения для внедрения инновационного проекта «Вдумчивое чтение». [Электронный ресурс]. URL: http://www.lit-studia.ru/articles.html

11.               Смусина, М. Книги, которые читают дети. [Электронный ресурс]. URL: http://lit.1september.ru/article.php?ID=201000915

 

Круглый стол по проблеме оценки и контроля качества детской литературы

 

Оценка творчества писателя профессиональным сообществом – литературные премии в области детской литературы. Премии – маркёр качества детской литературы?

Статьи о конкурсах, фестивалях, премиях в области детской литературы

Колпакова, О. Друг в беде не бросит... / О. Колпакова // Урал. – 2010. – № 10. [Электронный ресурс]. URL: http://uraljournal.ru/work-2010-10-202

Молдавская, К.  Взгляд на детскую литературу 2007 года // К. Молдавская / Литература. 2008. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200800123

Щупов, А. Шаг к детям – шаг в будущее (о премии им. В.П. Крапивина) / А. Щупов // Урал. – 2010. – № 10.

Урал. – 2011. – №6 (о премии им. В.П. Крапивина). [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/ural/2011/6/la13.html

Премия имени А. С. Грина: [О новой литературной премии] // Литературная Россия. – 2000. – 7 июля (№27). – С. 10.

Демидов, П. Тысяча долларов для романтика: [Об учреждении литературной премии имени Александра Грина] // Книжное обозрение. – 2000. – 7 августа – С. 2.

Премия Александр Грина: [Вильям Козлов – лауреат премии; Памятная награда присуждена посмертно Киру Булычёву] // Книжное обозрение. – 2004. – 30 августа. – С. 2.

 

Общественный контроль и оценка произведений детской литературы.

Форумы на сайте издательств, на специализированных сайтах для детей и родителей, публикующих литературу для детей; живой журнал как предмет изучения.

 

Интернет-ресурсы по теме

1. Живой журнал. Сообщество «Детские книги».  [Электронный ресурс]. URL: http://community.livejournal.com/detskie_knigi

2. Форум на сайте для детей и родителей «Солнышко». [Электронный ресурс]. URL: http://www.solnet.ee/parents/kn_01_12.shtml

3. Обсуждение книги Веры Тименчик «Семья у нас и у других».  [Электронный ресурс]. URL: http://semeinaja-kultura.ru/news/obsuzhdenie_knigi_very_timenchik_semja_u_nas_i_u_drugikh/2009-06-24-35

4. Портал «66.ru» — Современный портал Екатеринбурга: Екатеринбуржцы снова нашли в детской книжке разврат. Б.а. [Электронный ресурс]. URL: http://www.66.ru/news/society/131669

5. Книга «Целоваться запрещено!»: читать или не читать? Б.а. [Электронный ресурс]. URL: http://www.66.ru/news/society/131809/

 

Рекомендации библиотек – критерий оценки качества детского издания?

1.            BiblioГид. Книги и дети. [Электронный ресурс].  URL: http://bibliogid.ru

2. «Читайте в 21 веке»: В список вошли произведения, отмеченные читательским вниманием или литературными премиями после 2000 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediateka.dobryanka.edusite.ru/p7aa1.html

Рекомендовано Министерством: детская литература, входящая в учебники, в перечни произведений для самостоятельного изучения.

Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов РФ, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediateka.dobryanka.edusite.ru/p15aa1.html

Анализ школьных учебников (1 – 11 класс)

Федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 119.12.2012 №1067. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediateka.dobryanka.edusite.ru/p5aa1.html

Сайт министерства образования РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/

Публикация в журналах для детей и престижных издательствах – маркёр качества детской литературы?

Контент сайтов современных журналов для детей и сайтов издательств, публикующих литературу для детей – на выбор студента, по согласованию с преподавателем.


[1] Здесь приведена в качестве примера возможная тематика круглых столов. Тип, характер, тема мероприятия определяется индивидуально, в зависимости от интересов обучающихся и преподавателя.