3. Подготовительные упражнения к написанию изложений (2 класс)

 

3.1. Изложение текста по вопросам к каждому предложению «Снеговик»

 

Цели: Формирование умения составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте.

Ход урока

На доске:

Снеговик

 

Была зима. Выпало много снега. Дети слепили снежную бабу. Глаза они сделали из угля. На голову надели ведро. Вместо носа вставили морковку.

1.Когда это было?

2.Сколько выпало снега?

3.Что слепили дети?

4.Из чего они сделали глаза?

5.Что надели на голову?

6.Что вставили вместо носа?

1.Вводная беседа.

-Кто из вас любит зиму? За что вы любите зиму?

-Чем любите заниматься зимой?

-Кто лепил снеговика? Расскажите,  как вы его делали?

2.Ознакомление с текстом. Постановка учебной задачи.

-Прочитайте рассказ.

-Что еще написано на доске? (Вопросы).

-Сегодня перед записью я закрою текст. Для чего нужны вопросы? (Помогут вспомнить, о чем запись).

-Как будем готовиться к работе? (прочитаем текст, прочитаем вопросы, найдем ответы на вопросы в тексте).

3.Анализ текста. Составление ответов на вопросы.

-О ком говорится в рассказе?

-О чем говорится в тексте?

-Почему рассказ называется «Снеговик»?

-Прочитайте вопросы к тексту. Найдите ответ на каждый вопрос. (После этого текст закрыть).

-Составьте устно ответы на вопросы.

-Сравним ответ и вопрос. Какие слова уже есть в вопросе?

-Какие слова надо добавить? (Эти слова можно записать рядом с вопросами).

4.Запись текста.

5.Проверка. Прочитать текст 2 раза:

1)Проверить, получился ли рассказ.

2)Проверить, правильно ли написаны слова.

 

 

3.2. Изложение текста по обобщенным вопросам

с использованием опорных слов  «Синичка»

 

Цели:    1.Формирование умения устанавливать связь предложений в тексте.
2.Формирование умения устанавливать связь заголовка с темой текста.
3.Формирование умения употреблять в тексте синонимы.

Ход урока

На доске:

Синичка

Это было зимой. К окну прилетела синичка. У окна стояли дети. Им стало жаль птичку. Ребята открыли форточку. Синица влетела в комнату. Птица была голодна. Она стала клевать хлебные крошки на столе.

1.Ознакомление с текстом. Постановка учебной задачи.

-Прочитайте заголовок к тексту. Что подсказывает название рассказа? (Узнаем, о ком будет говориться в тексте).

-Прочитайте рассказ.

-О чем в нем говорится?

-Почему птичке нужна была помощь?

-Кто ей помог?

-Как дети помогли синичке?

-Какие слова использованы в тексте, когда говорится о птичке? (Синица, синичка. Птичка, она).

-Какие слова используются, чтобы не повторять слово дети? (Ребята, они).

-Этот рассказ нужно будет записать так, как запомнили. Помогут вам эти вопросы.

2.Составление рассказа по вопросам.

-Прочитайте вопросы и найдите на них ответ в тексте.

Когда это было?

Куда прилетела синичка?

Кто стоял у окна?

Что сделали ребята? (2 пр.)

Куда влетела синичка?

Что она стала клевать? (2 пр.)

к окну

стало жаль

открыли форточку в комнату

голодна

хлебные крошки

-Какие слова уже есть в вопросе?

-Какие нужно добавить? (Некоторые из них записываются рядом с вопросом).

-На какие вопросы нужно ответить двумя предложениями?

3.Пересказ текста по вопросам (Текст закрыт).

4.Запись текста.

5.Проверка.

 

 

3.3. Изложение текста по опорным словам

по Б. Житкову «Храбрый утенок»

 

Цели:    1.Формирование умения определять главную мысль текста и отражать ее в заголовке.
2.Формирование умения делить текст на части и выделять их при записи. Ознакомление со структурными частями текста.

 

Ход урока

1.Определение темы текста по опорным словам.

На доске:  ставила, боялись, подходить, стрекоза

 утенок Алеша, вдруг, зажужжала, схватил, вырвалась

 не прилетала

-Прочитайте слова из рассказа. Как вы думаете, о ком этот рассказ?

-О чем говорится в этом рассказе? Почему смогли догадаться, о чем этот рассказ?

2.Чтение текста. Определение главной мысли. Подбор заголовка.

Утром хозяйка ставила утятам корм. Но утята боялись подходить к тарелке. Их пугала злая стрекоза.

Однажды во двор пришел утенок Алеша. Вдруг зажужжала стрекоза. Алеша схватил ее за крыло. Насилу она вырвалась.

С тех пор злодейка не прилетала в сад.

-Прочитайте рассказ.

-Кто вам нравится в этом рассказе? Почему?

-Почему утята боялись подходить к тарелке? Прочитайте.

-Кто спас утят? Как это произошло? Прочитайте.

-Почему утята боялись подходить к тарелке? Прочитайте.

-Кто спас утят? Как это произошло? Прочитайте.

-Как понимаете выражение «насилу она вырвалась»?

-Как автор называет стрекозу?

-Каким был утенок Алеша?

-Что главное в рассказе? Как можно его озаглавить?

3.Ознакомление со структурными частями текста.

-Сколько частей выделено в тексте? Как узнали?

-О чем говорится в первой части? (Как все началось).

-Эта часть называется вводной. (Название записывается на доске).

-В какой части описано главное событие? (Основная часть).

-Зачем нужна последняя часть? (Заключительная часть).

-Как при записи одна часть отделяется от другой?

4.Запись текста по частям.

-Прочитайте про себя (Текст закрывается).

-Что поможет написать рассказ? (Слова из рассказа на доске).

-Прочитайте слова, которые относятся к первой части рассказа.

-Сколько предложений в первой части? (3)

-Что нужно сделать перед записью, чтобы не допустить ошибок? (Прочитать слова по слогам).

-Запишите первую часть.

-Как будете работать над второй частью? (Прочитаем слова на доске. Составим предложения. Прочитаем слова по слогам и запишем).

-Третью часть составьте самостоятельно и запишите.

5.Проверка.

-Как будете проверять работу?

6.Итог урока.

-Сколько частей получилось в вашем рассказе?

-Как показали, что три части?

-Как называется первая, вторая и третья части?