3.1. Изложение текста по вопросам к каждому предложению «Снеговик»
Цели: Формирование умения составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте.
Ход урока
На доске:
Снеговик
Была зима. Выпало много снега. Дети слепили снежную бабу. Глаза они сделали из угля. На голову надели ведро. Вместо носа вставили морковку. |
1.Когда это было? 2.Сколько выпало снега? 3.Что слепили дети? 4.Из чего они сделали глаза? 5.Что надели на голову? 6.Что вставили вместо носа? |
1.Вводная беседа.
-Кто из вас любит зиму? За что вы любите зиму?
-Чем любите заниматься зимой?
-Кто лепил снеговика? Расскажите, как вы его делали?
2.Ознакомление с текстом. Постановка учебной задачи.
-Прочитайте рассказ.
-Что еще написано на доске? (Вопросы).
-Сегодня перед записью я закрою текст. Для чего нужны вопросы? (Помогут вспомнить, о чем запись).
-Как будем готовиться к работе? (прочитаем текст, прочитаем вопросы, найдем ответы на вопросы в тексте).
3.Анализ текста. Составление ответов на вопросы.
-О ком говорится в рассказе?
-О чем говорится в тексте?
-Почему рассказ называется «Снеговик»?
-Прочитайте вопросы к тексту. Найдите ответ на каждый вопрос. (После этого текст закрыть).
-Составьте устно ответы на вопросы.
-Сравним ответ и вопрос. Какие слова уже есть в вопросе?
-Какие слова надо добавить? (Эти слова можно записать рядом с вопросами).
4.Запись текста.
5.Проверка. Прочитать текст 2 раза:
1)Проверить, получился ли рассказ.
2)Проверить, правильно ли написаны слова.
3.2. Изложение текста по обобщенным вопросам
с использованием опорных слов «Синичка»
Цели:
1.Формирование умения устанавливать связь предложений в тексте.
2.Формирование умения устанавливать связь заголовка с темой текста.
3.Формирование умения употреблять в тексте синонимы.
Ход урока
На доске:
Синичка
Это было зимой. К окну прилетела синичка. У окна стояли дети. Им стало жаль птичку. Ребята открыли форточку. Синица влетела в комнату. Птица была голодна. Она стала клевать хлебные крошки на столе.
1.Ознакомление с текстом. Постановка учебной задачи.
-Прочитайте заголовок к тексту. Что подсказывает название рассказа? (Узнаем, о ком будет говориться в тексте).
-Прочитайте рассказ.
-О чем в нем говорится?
-Почему птичке нужна была помощь?
-Кто ей помог?
-Как дети помогли синичке?
-Какие слова использованы в тексте, когда говорится о птичке? (Синица, синичка. Птичка, она).
-Какие слова используются, чтобы не повторять слово дети? (Ребята, они).
-Этот рассказ нужно будет записать так, как запомнили. Помогут вам эти вопросы.
2.Составление рассказа по вопросам.
-Прочитайте вопросы и найдите на них ответ в тексте.
Когда это было? Куда прилетела синичка? Кто стоял у окна? Что сделали ребята? (2 пр.) Куда влетела синичка? Что она стала клевать? (2 пр.) |
к окну стало жаль открыли форточку в комнату голодна хлебные крошки |
-Какие слова уже есть в вопросе?
-Какие нужно добавить? (Некоторые из них записываются рядом с вопросом).
-На какие вопросы нужно ответить двумя предложениями?
3.Пересказ текста по вопросам (Текст закрыт).
4.Запись текста.
5.Проверка.
3.3. Изложение текста по опорным словам
по Б. Житкову «Храбрый утенок»
Цели:
1.Формирование умения определять главную мысль текста и отражать ее в заголовке.
2.Формирование умения делить текст на части и выделять их при записи.
Ознакомление со структурными частями текста.
Ход урока
1.Определение темы текста по опорным словам.
На доске: ставила, боялись, подходить, стрекоза
утенок Алеша, вдруг, зажужжала, схватил, вырвалась
не прилетала
-Прочитайте слова из рассказа. Как вы думаете, о ком этот рассказ?
-О чем говорится в этом рассказе? Почему смогли догадаться, о чем этот рассказ?
2.Чтение текста. Определение главной мысли. Подбор заголовка.
Утром хозяйка ставила утятам корм. Но утята боялись подходить к тарелке. Их пугала злая стрекоза.
Однажды во двор пришел утенок Алеша. Вдруг зажужжала стрекоза. Алеша схватил ее за крыло. Насилу она вырвалась.
С тех пор злодейка не прилетала в сад.
-Прочитайте рассказ.
-Кто вам нравится в этом рассказе? Почему?
-Почему утята боялись подходить к тарелке? Прочитайте.
-Кто спас утят? Как это произошло? Прочитайте.
-Почему утята боялись подходить к тарелке? Прочитайте.
-Кто спас утят? Как это произошло? Прочитайте.
-Как понимаете выражение «насилу она вырвалась»?
-Как автор называет стрекозу?
-Каким был утенок Алеша?
-Что главное в рассказе? Как можно его озаглавить?
3.Ознакомление со структурными частями текста.
-Сколько частей выделено в тексте? Как узнали?
-О чем говорится в первой части? (Как все началось).
-Эта часть называется вводной. (Название записывается на доске).
-В какой части описано главное событие? (Основная часть).
-Зачем нужна последняя часть? (Заключительная часть).
-Как при записи одна часть отделяется от другой?
4.Запись текста по частям.
-Прочитайте про себя (Текст закрывается).
-Что поможет написать рассказ? (Слова из рассказа на доске).
-Прочитайте слова, которые относятся к первой части рассказа.
-Сколько предложений в первой части? (3)
-Что нужно сделать перед записью, чтобы не допустить ошибок? (Прочитать слова по слогам).
-Запишите первую часть.
-Как будете работать над второй частью? (Прочитаем слова на доске. Составим предложения. Прочитаем слова по слогам и запишем).
-Третью часть составьте самостоятельно и запишите.
5.Проверка.
-Как будете проверять работу?
6.Итог урока.
-Сколько частей получилось в вашем рассказе?
-Как показали, что три части?
-Как называется первая, вторая и третья части?